— В России реконструкция аэропортов обычно проводится на уже существующей инфраструктуре, и то крайне редко. Но чтобы в чистом поле строился новый аэродром с новой инфраструктурой — это уникальный случай. На сегодняшний день такого больше нигде нет, — говорит Андрей Блохин, директор строительства Международного аэропорта Северный имени Ахмата-Хаджи Кадырова в Грозном.
Проект реализуется по госпрограмме и включен в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России. Генподрядчик — предприятие «Смарт Констракшн». В Чечне утверждают, что это будет самый перспективный крупный, усовершенствованный, модернизированный и современный аэропорт в СКФО.
В круглосуточном режиме
Здания новых аэровокзального и аэродромного комплексов возводятся западнее существующего терминала, без его сноса.
В проект аэродромного комплекса входят усовершенствованная взлетно-посадочная полоса в жестком цементно-бетонном покрытии длиной 3 200 метров и шириной 45 метров, рулежные дорожки шириной до 23 метров и перрон с местами стоянок для 24 воздушных судов.
Чтобы понять масштаб этого строительства, Андрей предлагает объехать всю территорию. В глаза сразу бросается большое количество рокочущей техники.
— Всего 320 единиц, — поясняет строитель. — 50 из них задействованы ночью, так как работа идет круглосуточно.
Взгляд также привлекает огромное, похожее на внеземное строение из арматуры. Это будущий контрольно-диспетчерский пункт с 55-метровой башней для обзора летного поля.
Полеты в любую погоду
Старая взлетно-посадочная полоса (ВПП) длиной 2,5 километра была построена по временной схеме сразу после военных событий. На ней проводится всего 14 взлетно-посадочных операций в сутки. Это максимум. При большей нагрузке сразу же появятся дефекты.
Половина старой полосы будет модернизирована и соединена с новой скоростной рулежной и соединительной дорожками. Новая ВПП будет обеспечивать пропускную способность аэродрома до 50 взлетно-посадочных операций в сутки.
Полоса будет оснащена самым современным оборудованием, обеспечивающим безопасность полетов. Это два курсовых и два глиссадных радиомаяка, метеооборудование, два локатора обзора летного поля и навигации, доплеровская система.
На полосе через каждые 50 метров будут установлены датчики гололеда, а по бокам — биоакустические системы отпугивания птиц.
После строительства нового терминала аэропорт Северный сможет принимать обычный, крупногабаритный и грузовой транспорт. И, что очень важно, самолеты смогут садиться в любую погоду, даже в тумане (при дальности видимости на ВПП не менее 300 метров). Сейчас, если в Грозном туман, самолеты садятся в Магасе или дальше.
От земляных работ к перспективам
Земляные работы в новом терминале практически завершены. Сейчас строители прокладывают водосточно-дренажную систему с очистными сооружениями, линии электроснабжения, сети связи.
На территории аэропорта будут располагаться насосная, контрольно-пропускной пункт, стоянка спецавтотранспорта, основная аварийно-спасательная станция, откуда в критических ситуациях можно будет доехать в любую точку полосы за две минуты.
В строящийся международный терминал будет вести новая дорога, которая свяжет его с уже существующим зданием аэровокзала и техническими зданиями аэродромного комплекса.
Старый аэропорт тоже продолжит работу. Скорее всего, он будет принимать грузовые борта. Сохранится и перрон, который также будет реконструирован.
Звезда и полумесяц
— Пятиэтажный аэровокзал будет оборудован четырьмя современными терминальными портами с парными телескопическими трапами. Зоны вылета и прилета расположатся на двух уровнях — одна над другой, центральная и восточная части терминала примут внутренние рейсы, западная — международные, — рассказывает Андрей.
— Внешний вид нового терминала основывается на символике исламского мировоззрения, — подключается к разговору начальник отдела капитального строительства Министерства транспорта и связи региона Вахид Исраилов. — Здания аэровокзала будут иметь форму полумесяца. Привокзальную площадь украсит клумба с цветами в виде восьмиконечной звезды со стелой в центре.
В терминале будет все, что предусмотрено в современных аэропортах для удобства пассажиров: зал для официальных лиц и делегаций, зоны отдыха, лаундж зал, кафе и рестораны, вип-залы, залы совещаний.
— Для тех, кто прилетел, провел совещание и улетел, — улыбается Вахид.
Санкции — не помеха
Свои коррективы в строительство внесли санкционные ограничения. В этих условиях подрядчики перешли на импортозамещение, и сейчас все оборудование, кроме светосигнального, максимально перенастроено на российских производителей.
— Например, весь подстилающий геокомпозитный материал немецкого производства, грубо говоря, тряпки на полосу для стабилизации грунта, отвода воды — заменены на российский и белорусский, — поясняет Андрей
Он уверен, что, несмотря на санкции, строительство будет завершено в этом году.
— В следующем году у нас запланирован официальный ввод полосы в эксплуатацию. Для проверки готовности будет заказан самолет с лабораторией. И после этого мы планируем принять первый борт.