Фуд-блогер из Дагестана Мухаммад Муртузалиев знает не только как вкусно приготовить блюдо, но и как привлечь людей. В 22 года он открыл службу доставки еды, затем — собственный ресторан, а в 27 у него свой канал на YouTube «Шеф готовит» с почти тремя сотнями тысяч подписчиков и миллионными просмотрами. Как построить с нуля свой бизнес, Мухаммад рассказал нашим корреспондентам за приготовлением сочных стейков.
Сначала помой посуду
Отец Мухаммада — строитель и хотел, чтобы сын продолжал его дело. Мать видела в нем учителя информатики. Но придя на стройплощадку еще в школьные годы, Мухаммад понял, что это не его. Так же, как и информатика, — его диплом до сих пор лежит в университете.
— Я сам не знал, зачем туда хожу. На момент получения диплома я уже работал, понимал, что у меня другая профессия. Может, будет время, заеду за ним.
Готовить он начал еще в школе, а однажды на придомовом участке посадил картофель, вырастил и как-то сварил для гостей. Они удивились: оказывается, обычную картошку можно приготовить так вкусно. Мухаммад стал готовить чаще, а потом пошел наниматься в ресторан.
— Знаете, как это делается? Ты приходишь, говоришь: «Мне нужна работа». С тобой собеседование проводят, и проверяют, насколько ты хочешь работать. И ты 2−3 дня стоишь и моешь посуду за поварами. Если испытание проходишь, все, повара тебя потихоньку подтягивают в свою кухню, показывают что и как, потихонечку легкие какие-то ингредиенты дают обработать, поручают оформление тарелки. У меня легко пошло, все нравилось. Я работал сушистом, потом — поваром, а потом — уже администратором.
Мухаммад успел поработать в нескольких заведениях — и в каждом записывал и запоминал все, что видел. Говорит: никаких тренингов, как открыть бизнес, он не проходил — всему научился изнутри.
— Я тогда зарабатывал 1300 рублей в день. Для кого-то это много, для кого-то — мало. Мне было мало, я хочу машину дорогую, хочу путешествовать, — вспоминает он.
Как-то вечером после работы Мухаммад решил заказать еду с доставкой на дом. В итоге «приехала ерунда».
— Серьезно, человеку эти роллы точно есть нельзя было, я остался голодный. Сидел и думал, неужели в Каспийске жителям даже негде заказать нормальные роллы. И мысль появилась: почему бы не попробовать самому? У меня не было богатых родителей или спонсоров каких-то, но затраты могли быть минимальные.
Мухаммад рассудил так: оборудование можно купить недорогое, готовить он будет сам, развозить — на своей машине. И отправился с идеей к родным.
— Отец сказал: «Ты знаешь, придет налоговая, другие инстанции, с тебя будут спрашивать». На что я ответил, что готов, там же не какое-то чудище придет, человек придет с такими же руками, ногами, языком. Мать послушала, говорит: «У тебя престижная работа, ты ходишь в рубашке, галстуке, неужели хочешь потерять это?» Я сказал, что в любой момент смогу вернуться в другие заведения на такую же зарплату. А если не попробую сейчас, то останусь там навсегда.
На следующий день Мухаммад ушел с работы. У него было 75 тысяч рублей и никакого расписанного бизнес-плана.
Сфоткал на телефон — выложил в Instagram
Первым делом он составил меню и перезапустил свою страницу в Instagram. Раньше Мухаммад показывал там, как готовит дома или на работе. Теперь это была страница его службы доставки еды «М-Токио». Токио — потому что в меню были роллы и пара салатов. А чтобы не было совпадений с другими названиями, он добавил в начало свой инициал.
— Я нашел помещение за 6 тысяч в месяц. Забрал из дома один холодильник, смастерил стол. Отец помогал что-то починить. То, чего не хватало, я купил: недорогую рисоварку, фритюрницу. На остальные деньги я заказал продукты. Потратил все до копейки.
Мухаммад делился планами в Instagram, и люди стали писать ему: спрашивали, когда открытие, и говорили, что хотят попробовать его роллы.
— Приготовил что-то, сфоткал на телефон — выложил в Instagram: «Вот что вас ожидает». Когда мне первый человек написал — я понял, что надо газовать.
В конце 2015 года Мухаммад объявил об открытии доставки. В первый день работы выручка составила 6700 рублей.
— 1300 и 6700 — есть разница? Родители были в шоке от того, как потом все пошло. Друзья сразу с пониманием отнеслись, поддерживали, не было такого, чтобы кто-то посмеивался, что я готовлю.
Сначала с доставкой помогали родные, потом — нанятые работники.
— Я с самого начала позиционировал себя как серьезный предприниматель, хотя у меня, по сути, была одна небольшая кухонька, но там всегда было все стерильно. Не было ни особенного оборудования, ни электронной картотеки клиентов. Но людям нравилось, что я простой парень, без всякой игры, — объясняет он свой успех. — Я уделял им внимание, мне было важно, понравилось им то, что я приготовил, или нет. Амбиции у меня были серьезного ресторана.
Свой небольшой ресторан — шесть столов внутри и летняя веранда — Мухаммад открыл на четвертый месяц работы.
YouTube и несколько зайцев
Когда бизнес наладился, у Мухаммада появилось свободное время.
— А если ты не займешь его чем-то полезным, ты будешь делать что-то ненужное — это логично, — считает бизнесмен.
Так год назад он решил открыть свой канал на YouTube. К затее подошел как к бизнес-проекту. Специально для съемок начал строить открытую беседку. Как только она была готова — блог стартовал.
— Я понимал, что сегодня нужно, необходимо даже, развивать соцсети. Это пиар и узнаваемость. Я не просто взял в помощники оператора — это человек, которому доверяю, Гаджиахмед до этого работал в моем кафе. У нас есть камера, стабилизатор, отдельный компьютер для монтажа.
Канал назвали «Шеф готовит». И шеф — это не про шеф-повара, здесь это слово означает «руководитель».
— Кто я больше — повар или бизнесмен, я сказать не могу, — объясняет Мухаммад. — Готовить я люблю, но если бы делал это с утра до вечера, то выгорел бы. Я люблю готовить для себя, для души, для съемок.
Сейчас на канале 275 тысяч подписчиков, а у некоторых видео — миллионные просмотры. Смотрят блог, судя по данным аналитики, не только в России, но и в странах СНГ, Европы, в США. Популярностью пользуются выпуски с приглашенными гостями. Мухаммад с друзьями обсуждает отвлеченные темы и приготовленный обед. Идея пришла, когда возникла необходимость рекламировать новое меню кафе.
— Блюда из таких выпусков самые продаваемые. Даже были случаи, когда люди приходили в кафе и хотели сесть именно за тем столом, где мы записывали видео. То есть скольких зайцев мы одновременно убиваем? И тема интересная, и аудитория дополнительная, и мы едим, и рассказываем о новом блюде.
А еще YouTube монетизирует просмотры — на блоге уже удается зарабатывать. Кроме того, недавно в него пришли спонсоры — и разовые, и постоянные.
— Фуд-блогеров много, но я никого не отговариваю приходить в эту сферу, — считает Мухаммад. — Где у нас не перезаполнен рынок? Человек, который будет работать и развиваться, свою аудиторию найдет.
Рецепт стейков на мангале
Вначале нужно замариновать мясо. Мухаммад считает, что стейк не требует много специй.
— Много специй — это вчерашний день. О вкусах не спорят, но я хочу чувствовать вкус чистого мяса. Так что я всегда беру просто соль и перец свежего помола. Максимум могу добавить тимьян или розмарин и сливочное масло, но оно больше подходит для работы на сковородке.
Итак, Мухаммад солит и перчит стейки и смазывает их оливковым маслом с помощью кисточки.
— Идеально устроить массаж этому мясу, — улыбается бизнесмен. — Так маринад глубже впитается, и мясо будет бархатным.
Кладем стейки на мангал.
— Ты не сможешь пожарить стейки, зная только маринад, нужно знать, какой жар у тебя в мангале. Вкус стейка будет отличаться в зависимости от того, на чем его готовили: мангал, хоспер-гриль, сковорода, можно приготовить и в тандыре. Стейк на мангале — это самый распространенный вариант. Я бы даже сказал, релаксовый, — рассуждает повар.
Время от времени переворачиваем мясо.
— Когда мясо чуть подсушится, ему нужно дать немного жизни, освежить, полить слегка оливковым маслом и оставить еще на прожарку, — советует Мухаммад.
Как понять, что мясо готово? Это зависит от того, какую прожарку вы хотите получить. Мухаммад действует интуитивно, но новичкам советует пользоваться термометром для мяса. Когда температура в середине куска достигнет 60—65 °C, стейк средней прожарки готов.
— Снимаем, убираем на несколько минут отдохнуть. Подать мясо можно с чесночно-томатным соусом, советует предприниматель.
Важно: стейки надо есть горячими. Иначе вкус будет уже совсем другим.