Станица Приближная — небольшое поселение на берегу реки Малки в часе езды от Нальчика. Живет здесь всего 1700 человек, но сегодня непривычно суетливо: один из домов превратился в съемочную площадку. В городе Прохладном, в пяти километрах отсюда, и ближайших к нему населенных пунктах снимает фильм кинокомпания «Марс Медиа». В одной из главных ролей — звезда российского кино Ирина Горбачева. Зрителей ждет история о том, как четыре девушки пытаются наладить свою жизнь. Съемки сериала продлятся до середины октября, а премьера на одном из онлайн-сервисов намечена на весну 2020 года.
О том, как идут съемки, что привело бригаду на Кавказ и забыт ли неприятный инцидент со стрельбой — мы узнали на съемочной площадке.
«Чики» в станице Приближной
Людей на площадке очень много, каждый занят своим участком работы: кто-то грузит осветительные приборы в огромную фуру, кто-то куда-то несет стремянку, неподалеку готовят чай и легкие закуски — кухня расположилась в здании почтового отделения. Вокруг суета, но на экране все это обратится в камерную картинку. Специальных декораций в Приближной создавать не пришлось — просто выбрали один из станичных домов, колоритный и при этом удобный для съемок.
В центре истории — судьбы четырех главных героинь, роли которых исполняют Ирина Горбачева, Варвара Шмыкова, Ирина Носова и Алена Михайлова. Кроме того, в сериале снимаются Виктория Толстоганова, Виталий Кищенко, Антон Лапенко и многие другие. Рабочее название восьмисерийного фильма режиссера Эдуарда Оганесяна в жанре драмеди — это смесь драмы и комедии — «Чики».
Исполнительница одной из главных ролей Варвара Шмыкова говорит, что к Кавказу у нее отношение особенное.
— Пять лет назад на Эльбрусе муж сделал мне предложение. К сожалению, мы не смогли тогда покорить вершину из-за тумана, высшая точка, до которой мы дошли, — это скалы Пастухова. И еще с театром, где я служу, мы ездили на выпускной 11-го класса в Бесланскую школу № 1 — к детям, которые в год трагедии были первоклассниками. Эта местность для меня что-то особенное. И то, что у нас здесь съемки, — очень круто.
По словам актрисы, режиссер писал сценарий четыре года, два из них — под конкретных исполнительниц. С Эдуардом Оганесяном у актрисы дружеские отношения, и они понимают друг друга с полуслова. Но легко работается над фильмом не только поэтому. Съемочную группу доброжелательно встретили местные жители.
— Всегда все с улыбкой, очень радостно, и очень много сейчас жителей Прохладного подписались на нас в социальных сетях, на меня в том числе. И поэтому с нами здороваются в магазинах, могут что-то со скидкой отдать, быстрее пропустить. Немножко непривычное ощущение и немного неловко, но в целом дико приятно.
Коллега Варвары Сергей Гилев исполняет отрицательную роль: он играет казака «с понятиями». Правда, считает, что не все так однозначно:
— Среди любой группы людей есть не очень хорошие люди, которые не всегда следуют закону и тому, что принято считать хорошим. И потом, кто сказал, что наши казаки плохие? — говорит он. — У них есть свои принципы, представления. На взгляд наших героев, они как раз борются с плохими людьми.
Красота и искалеченные судьбы
В начале сентября в Прохладном с группой произошел неприятный инцидент. Ночью пьяный мужчина несколько раз выстрелил из окна многоэтажки в сторону автомобиля киношников — к счастью, никто не пострадал. Кто-то сразу записал стрелявшего в борцы за нравственность — якобы он против съемок «фильма про проституток». Но у режиссера Эдуарда Оганесяна другое мнение. Мы поговорили с ним, расспросили о подробностях будущего фильма и узнали, какие еще истории можно снять на Кавказе.
— Вы можете раскрыть какие-то подробности истории, которую снимаете?
— Я не буду рассказывать весь сюжет фильма, иначе его будет не интересно смотреть. Раскрою лишь несколько деталей, которые помогут развеять слухи. Эта история не о проститутках, а о том, как ими не быть. И это не центральная линия фильма, а лишь одна из. Это история о том, что каждый имеет право поменять свою жизнь в любое время. О том, что иногда общество вместо того, чтобы протягивать руку, может побить камнями. Хочется открыть на это глаза и сказать, что по-человечески — протягивать руку помощи любому человеку, всем без исключения. Я в своих работах до сих пор пытался избегать таких социальных тем, но здесь это неизбежно. Пора научиться говорить, что не все хорошо, научиться видеть проблемы.
— Подбор актеров на главные роли был долгим?
— Я два года подбирался к персонажам. И достаточно быстро понял, кто должен исполнять эти роли. А позже просто писал под конкретных актрис. Мне с ними крайне повезло. Девчонки действительно поразительные. Сказать честно, мы уже давно не работаем, мы дружим. Это крепкая дружба.
— Почему вы решили снимать в Кабардино-Балкарии?
— Я пытался приехать сюда снимать еще со второго курса ВГИКа. Дело в том, что я родом из Тырныауза, бабушка с дедушкой мои жили в Нальчике и каждые выходные я проводил у них. У меня было несколько причин снимать именно здесь: во-первых, я знаю эти места, и мне было легче под них писать. Город, где происходит действие, не звучит никак в фильме — это собирательный образ. Мне очень важно было погрузить в красоту мест искалеченную судьбу девочек. Это всегда сильнее работает — и это про нас.
Во-вторых, мы в прошлом году снимали здесь пилот, местные власти к нам очень хорошо отнеслись. В-третьих, мне, как человеку, который здесь родился и до двадцати лет рос, было важно привезти сюда кино: помимо того, что это молодо и интересно, это еще и финансовые вливания. Деньги, которые выдаются продюсером, по большей части оседают там, где снимается фильм: это дополнительные рабочие места — у нас работает много жителей Прохладного, мы снимаем тут квартиры, гостиницы, ходим в магазины, парикмахерские. То есть это пополнение местного бюджета. К сожалению, не все считали это правильно, но я не собираюсь никого в этом винить.
— А нет ли в таком случае желания снять что-то непосредственно в Тырныаузе?
— Горы — это очень внятная фактура, и там надо делать определенную историю, что угодно там не снимешь. Несправедливо забыта история Великой Отечественной войны здесь, сражений с гитлеровской дивизией «Эдельвейс». Есть прекрасный фильм «Кукушка», и тут тоже можно придумать историю на небольшое количество персонажей, которые раскроют какие-то не очень известные факты тех событий. Или, например, рассказать о герое нартского эпоса Сосруко — тоже очень интересная история, ее можно сделать для детей, но по-взрослому. В общем, как и везде, есть о чем рассказать. Но лично я пока живу сегодняшней историей.
— Не могу не спросить о неприятном инциденте со стрельбой во время съемок в Прохладном…
— Мне это все не очень приятно, потому что когда я собирался везти сюда группу, у них были вопросы: а там не страшно? И я говорил однозначно: нет, там живут гостеприимные люди! И вот один человек, причиной буйства которого является водка, подпортил репутацию этих мест. То, что он кричал: «Я патриот и не позволю снимать фильм про проституток», это, конечно, недальновидные и ленивые журналисты придумали, и многие, к сожалению, подхватили этот шум. К нашей истории, сценарию, к нам лично все это не имеет никакого отношения. Мужчина был очень пьян и толком не мог ничего объяснить, кроме того что ему мешают спать. В нас целенаправленно никто не стрелял, но, конечно, он испугал нас. И он стрелял из боевого оружия. Во дворе могли быть дети, и никто не знает, куда может отрикошетить пуля. К нам на следующий день приехали местные жители, блогеры, казачий хор, детский ансамбль танцевал кафу (национальный кабардинский танец. — Ред.). И даже немного стыдно, что из-за этого человека местному населению пришлось краснеть. Я надеюсь, что наше кино по-доброму пропиарит республику и все об этом глупом инциденте просто забудут. И в этих местах обязательно еще раз снимут кино.