{{$root.pageTitleShort}}

Театр с конями: как работают необычные артисты

Самобытно, затратно и безумно красиво — осетинский конно-драматический театр «Нарты» отмечает тридцатилетие

Выступления осетинского конного театра «Нарты» - это драматическая игра, цирк, хореография и спорт одновременно. Перед зрителями рассказывают истории актеры, их сменяют танцовщики, за ними — наездники с лихой джигитовкой. Большая часть необычных спектаклей посвящена культуре и истории Осетии.

За 30 лет уникальный театр пережил многое. Бодрые 90-е — шесть представлений в неделю, успех у зрителя, гастроли по стране и миру. Трагичные 2000-е — семь актеров с лошадями погибают при сходе ледника Колка в Кармадонском ущелье. Они должны были стать звездами нового фильма Сергей Бодрова «Связной», но стихия распорядилась иначе. Затем — затяжной кризис, проблемы с площадкой, массовые сокращения в труппе. Казалось, конный театр уже не спасти. На помощь пришли люди: энтузиасты запустили в соцсетях кампанию «Нарты будут жить». Колоссальных денег не собрали, но на проблемы театра внимание обратили. Жизнь труппы постепенно начала налаживаться.

Сегодня конный театр — это двадцать артистов и одиннадцать лошадей. Расположились они на территории, прилегающей к дому культуры «Металлург» во Владикавказе. Семь животных — новые, сейчас они только учатся работать с артистами.

— Нам построили тренировочный ангар. Теперь мы можем не смотреть на погоду и не прерывать работу с лошадями, чего в принципе нельзя делать. Надеюсь, теперь сможем круглогодично тренировать лошадей. Потихоньку покупаем и транспорт — газели для овса, опилок, — говорит художественный руководитель государственного театра Тимур Сикоев. — Превращаемся обратно в театр.

Спектакль «Коста» об осетинском поэте Хетагурове — премьеру прошлого года — сыграли в 2019-м семь раз. Шесть — на площадке театра, седьмой — в селении Нар, в родных местах литератора. О новой большой постановке говорить пока рано.

— Мы бы с удовольствием, — уверяет художественный руководитель. — Но артистов труппы не хватает для полноценной работы, была зависимость от погоды. Полноценный спектакль требует многого: актерских сил, декораций. Возможно, успеем к Новому году сделать небольшое представление для детей.

Сложно говорить и о гастролях: перевозить лошадей — затратное и непростое дело. Свою ложку дегтя в жизнь театра внесла и пандемия.

— Мы перезимовали. Потом началась пандемия, и работа остановилась, люди не выходили, лошади стояли, — объясняет Тимур Сикоев. — Очень переживали, особенно за животных. Иногда выводили их по одному. Пошагать, чтобы не застоялись. Сегодня все в полном здравии, репетируют.

Ну, а главный повод для оптимизма в юбилейный год — строительство нового, крытого манежа, говорит директор.

— Надеемся, что на следующий год он будет уже стоять.

Карина Бесолти

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

«Лезгинка похожа на фламенко или танго — но в ней больше огня». Где и как учат кавказскому танцу в Москве

Сможет ли москвич научиться танцевать с кавказским задором и почему лезгинка помогает убежать от Альцгеймера — рассказывает основатель школы танца «Адат» Тагир Исламов