{{$root.pageTitleShort}}

Вначале была птичка

Ювелир из Нальчика — о сочетании традиционного и модного, женском и не женском деле и коварстве «народного» вкуса

Ювелирные украшения молодого мастера из Нальчика Дианы Тлехуговой, или, как написано на фирменном логотипе, Diana McCoy, — это сочетание модного минимализма и отсылок к национальным традициям. О том, как вплести народное звучание в концепцию современного ювелирного бренда и можно ли построить на этом бизнес, Диана рассказала «Это Кавказ».

Диана Тлехугова

Птица в 3D

Творческий псевдоним McCoy — это прозвище, которое живет с ювелиром Дианой Тлехуговой и ее сестрами и братьями еще со школьной скамьи, к приключениям ворчливого космического доктора Леонарда «Боунса» Маккоя из «Стартрека» отношения не имеет. Творчество, правда, началось не сразу. Сначала выпускница факультета декоративного искусства Кабардино-Балкарского госуниверситета преподавала рисование детям. А потом вместе с мужем переехала в Москву, окончила курсы 3D-моделирования и устроилась в небольшую ювелирную фирму. Рисовала эскизы, делала модели на компьютере, вписывала в техзадание металлы и камни.

— Я подумала: раз я могу делать это, то почему не попробовать сделать то, что нравится мне, а не просто стандартные модели? — вспоминает Диана.

Тогда на свет появилась первая птичка, которая стала визитной карточкой ювелира. С тех пор Диана превращает изящных пернатых в любые украшения — они живут на кольцах и серьгах, в виде кулонов и брошей. Хотя на самом деле птица появилась раньше: была элементом совместной с подругой дипломной работы — платья и украшения в национальной стилистике. Тогда, посмотрев на эскизы, известный на Северном Кавказе модельер Мадина Саральп заинтересовалась именно птичкой, назвала ее символом женской души, чистоты и света. Эти слова остались с Дианой надолго. И так вышло, что первая металлическая птичка довольно быстро улетела в «Сифо-store» — магазин в арт-центре Мадины Саральп в Нальчике.

Женщина-ювелир и мать-ювелир

Из двух отделений факультета декоративного искусства: текстиля и ювелирного дела — Диана когда-то выбрала второе. И столкнулась с заявлениями, что «не женское это дело».

— Сегодня мне ничего подобного не говорят, видимо, это стало более распространенным и привычным. А вообще, я считаю, что-то, что может мужчина, сможет и женщина, — пожимает плечами ювелир. — Есть, конечно, исключения. Шахтером становиться, может быть, и не стоит.

Муж и остальные члены семьи Диану поддерживают, хотя быть ювелиром действительно не самое привычное занятие для кавказской женщины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Осетинские духи: свобода, выбор, унисекс
Не следовать моде, носить только то, что хочешь сам, не делить ароматы на женские и мужские — как независимый парфюмер из Владикавказа создает ароматы у себя дома и продает их по всему миру

Диана уточняет, что некоторые этапы работы с металлом противопоказаны во время беременности — например, работа с кислотами. Но это вредно и для мужчин, главное — соблюдать правила безопасности.

С появлением дочери работать она не прекратила. Хотя теперь катастрофически не хватает времени.

— До года у меня получалось работать больше. А сейчас дочь очень активна и привязана ко мне, — разводит руками мастер. — Приходится учиться совмещать несовместимое.

Диана признается, что раньше посмеивалась, когда ее просили сделать украшения для детей. Теперь посмеивается уже над тем, что всерьез задумалась о создании коллекции для юных модниц.

— Браслетики, серьги, кулончики… Но руки пока не доходят.

Кольца «в стол»

Несколько лет назад Диана с мужем вернулись на родину. И Нальчик начал диктовать: что делать, а что не делать, что будет популярно и востребовано, а что останется в мастерской надолго.

— Некоторые вещи, которые мне очень нравятся, я делаю, как говорят писатели, в стол, — Диана указывает на несколько колец, напоминающих капли воска.

Такая непопулярность может постигнуть не только кольца необычной формы, но даже украшения с национальными орнаментами. Хотя именно они и привлекли первых клиентов к Диане.

— Есть «ходовые» модели: кольца с народными шапочками, птички во всех видах, размерах и металлах, совсем тонкие лаконичные колечки, — загибая пальцы, перечисляет мастер. — А вот кольцо и кулон с фрагментом вполне национального орнамента «быки» почему-то не слишком популярны.

При этом серьги в национальном стиле с фианитами разлетаются так же быстро, как птички. Другие полудрагоценные камни, не блестящие, мастеру нравятся больше, но тут возникают сомнения: найдут ли они своих покупателей? Ответить на вопрос, что понравится людям, получается только опытным путем.

{{current+1}} / {{count}}

Больше никаких «Мерседесов»

Любое украшение начинается с эскиза. Некоторые, как, например, птицу, Диана сначала создает в виде 3D-модели, затем модель распечатывается на 3D-принтере в воске. Далее идет отливка в металле и обработка. Радирование и отливку Диана обычно выполняет не сама — сотрудничает с мастерами. Делается резиновая форма, по которой потом изготавливается форма для отливки.

— Сейчас так делают и нагрудники, и другие металлические элементы национального наряда, — объясняет ювелир.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Фрики и уродцы Германа Кабирски
Художник, который не может рисовать. Ювелир, который издевается над металлом и камнями. Самозванец, который нравится всем

Некоторые модели делаются вручную — но сперва из воска, некоторые — сразу из металла. Диана предпочитает золото и, особенно, серебро.

— С серебром мне проще работать и в плане пластичности, и в плане цены, — смеется ювелир. — Делай я свои «экспериментальные» модели из золота, было бы гораздо печальнее, если они не продадутся.

Раньше Диана бралась за индивидуальные заказы, когда клиент объяснял, что он хочет. Но решила уйти от этого принципа работы: слишком энергозатратный, рискованный и неудобный.

— Чаще всего, конечно, все бывало нормально. Но иногда результат не соответствует картинке в голове клиента.

А еще — поступают заказы, которые не хочется выполнять. Как-то пришел молодой человек с просьбой сделать серебряную пряжку для ремня в виде логотипа Mercedes.

— Я не взялась. Возможно, и технически не смогла бы это осуществить, — говорит Диана. — Но чаще все же заказывали именные вещи, что-то с пожеланиями.

Самым дорогим заказом стал традиционный национальный нагрудник.

— Это мелкая работа, но в то же время довольно крупная, — объясняет Диана. — Большое количество серебра, деталей, да и работы немало. Ничего эксцентричного или новаторского мы делать не стали, нагрудник был вполне классический. Работа по мотивам многих старинных изделий, но не копия конкретного.

Бизнес и миф о золоте

Для той же клиентки ювелир делала серьги в национальном стиле.

— Цена и на них, и на нагрудник была довольно высокой: было израсходовано много материала, — говорит ювелир.

Средняя цена на украшения из серебра работы Дианы Маккой — около 3 тысяч рублей. Нижний порог — 1,5 тысячи, верхний зависит от материалов.

— Я люблю развенчивать мифы. Вот один из них. Некоторые мастера говорят, что стоимость самой работы с золотом выше, чем с серебром. На самом деле нет никакой разницы, с каким металлом работать, — говорит Диана.

Она планирует встать на учет в налоговой как индивидуальный предприниматель и впоследствии открыть магазин.

— До беременности у меня был небольшой шоу-рум в городе, — рассказывает Диана. — Но с прибавлением в семье пришлось отказаться от этой затеи. Ограничиваюсь «Инстаграмом». И не знаю, насколько быстро получится заново раскрутить аккаунт.

Сейчас основной «рынок сбыта» — тот же магазин «Сифо-store» в арт-центре Мадины Саральп.

Пока Диана борется за то, чтобы найти время на работу, и думает над новой коллекцией, где национальное будет соседствовать и переплетаться с современным. Только что она закончила работать над кольцом, которое при всей простоте и лаконичности украшено тонким орнаментом.

— Иногда по парку с дочерью гуляю, увижу какой-нибудь листочек, думаю: классная фактура, нужно ее в кольцо, — смеется ювелир. — В то кольцо, которое никто не купит. Но душа просит.

Дарья Шомахова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ