{{$root.pageTitleShort}}

«Главное не начать кричать»

Будущая учительница — о том, зачем она выбрала эту профессию, не страшно ли работать с детьми и что ей хотелось бы поменять в системе образования

Школьный учитель — давно не профессия мечты. Чем руководствуются молодые люди, которые все же ее выбирают? Как не пугаться сложностей и найти общий язык с детьми? Корреспондент «Это Кавказ» поговорила с будущей учительницей из Нальчика 19-летней Кариной Межгиховой. Девушка окончила педагогический колледж и сейчас учится в Институте физики и математики Кабардино-Балкарского госуниверситета. В этом году она представляла республику на V Национальном чемпионате профмастерства WorldSkills.

Зачем это надо?

Карина Межгихова

— Быть молодым учителем, конечно, нелегко. Но главное — любить свою работу.

Любила ли я сама школу и учителей? Отношение всякого ребенка к школе, учебе, учителям со временем меняется. Бывает, ты с охотой идешь в школу, бывает, думаешь: «Зачем мне вообще нужно это образование?» Я тоже проходила через все эти этапы. Наверное, самые лучшие воспоминания — это начальная школа. Я очень любила и люблю свою первую учительницу Назират Хамидбиевну Казарову. Скорее всего, и профессию выбрала благодаря ей. Но в средней школе все вокруг мечтали быть юристами и экономистами, и я тоже поддалась этому влиянию. Когда подошло время определяться с профессией, мама настояла на том, чтобы я стала учителем. Невысокая зарплата меня не отпугивала. Но я вспоминала свое поведение во время учебы в школе и думала: «Зачем мне это надо?» Окончательное решение приняла под небольшим давлением семьи. Но в итоге ни разу не пожалела, что послушала маму.

Эти страшные дети

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кто поедет в Тлондоду?
Выходцы из обезлюдевшего дагестанского аула запустили уникальный проект его спасения, в результате в горы потянулись дети и взрослые, сельские и городские, учителя из Махачкалы и лекторы из Москвы

— Каждый раз во время практики, даже самой сложной и долгой, я убеждалась, что все не так страшно, как порой рассказывают. Кстати, о практике. На первой я больше всего боялась, что не будет отдачи от детей. Но все прошло на одном дыхании. Это прибавило уверенности. Младшеклассники ведь привыкают быть все время с одним учителем, поэтому перед новым человеком стараются показать себя с лучшей стороны. Вот что интересно: я всегда думала, что буду уделять больше внимания девочкам-отличницам. А в итоге, когда надо было писать характеристику на ученика, взялась за самого хулиганистого, задиристого мальчишку. Это был хороший опыт.

В детстве я была очень активным ребенком и вообще по натуре экстраверт. Но, признаться, я боюсь таких детей (смеется). Никогда не знаешь, чего от них ожидать. Но сложнее все же с теми, кто молчит, ничем не делится, зажат. О чем думает такой ребенок, как растормошить его? Выкладываешься, изо всех сил пытаешься наладить контакт, а он в ответ молчит и смотрит пустыми глазами. К счастью, пока в моей практике таких детей было раз-два и обчелся.

Бурные эмоции и непослушные ученики

— Был у меня и опыт замещения в старших классах. Обошлось без эксцессов, только однажды опоздавший мальчик стал грубить, отказался извиниться, разбросал тетради и вышел из класса. Самым сложным было вовремя вспомнить, что нельзя устраивать сцен при детях, разводить скандал и акцентировать их внимание на неправильном поведении товарища. Я постаралась отвлечь остальной класс, а с этим учеником разговаривала уже после урока. Это очень непросто — помнить, что ты учитель и не имеешь права на бурные эмоции, что бы ни натворил ученик.

А бывает, заходишь на урок и попадаешь в классическую ситуацию: дети бегают, кричат, веселятся. Угомонить их не так легко. Важно не закричать — это воспринимается как слабость. Я, например, включала на компьютере еще один звонок или музыку. Так я привлекала внимание хотя бы нескольких учеников. А когда три-четыре человека тебя заметили, они уже сами начинают успокаивать одноклассников.

Что поменять в школе?

— Для учителя главное любить и свой предмет, и детей. Мы все сталкивались с преподавателями, которые очень любят свой предмет, но с учениками контакта у них нет. Дети прекрасно чувствуют отношение к себе и отвечают взаимностью. Однако здесь важна золотая середина. Можно, например, хвалить ребенка за успехи в учебе, но нельзя говорить ему, что он молодец просто потому, что ребенок тебе нравится, — это уже лишнее. Для этого у ребенка есть родители (смеется).

Конечно, в школе есть вещи, которые хотелось бы изменить. Благодаря новым федеральным государственным стандартам родителей стали более активно включать в учебный процесс. Это не всегда идет на пользу. Сидящие на уроках родители порой слишком бурно на все реагируют, иногда доходит до требований повысить оценку. Это понятно и объяснимо: для каждого родителя его ребенок самый лучший и умный. Привлечение родителей к школьным делам ребенка — благо, но я не считаю, что их вовлечение непосредственно в учебный процесс пойдет на пользу.

Но вне сферы образования я себя не мыслю. После окончания колледжа я стала преподавателем младших классов, после университета смогу преподавать в средней и старшей школе. А если повезет, можно будет попробовать остаться в университете. Так что я по-прежнему хочу учить.

Урок за 15 минут

WorldSkills — международное некоммерческое движение, цель которого — повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования. Конкурсы профмастерства по объединенным стандартам проходят по всему миру

— Времени на подготовку к конкурсу было около месяца, очень мало. Некоторые задания на первый взгляд казались невыполнимыми. Нужно было, допустим, провести за 15 минут вместо 45 полноценный урок с объяснением нового материала, практикой, опросом, индивидуальной и групповой работой, работой по карточкам, используя интерактивную доску, да еще и физминутку устроить… Когда готовилась к конкурсу, появлялись разные творческие идеи. Мой методист Людмила Геннадьевна Кузьменко всегда возвращала меня с небес на землю. «Зачем тебе нужно то или это? Какова цель? Будет ли практическая польза?» Очень легко увлечься интересными идеями и забыть, что все это — часть образовательного процесса, а значит, должна быть польза для детей. В рамках пятиминутки, например — это такой мастер-класс, где за пять минут учитель и дети должны сделать что-то своими руками, — мы делали подарочные коробочки из обложек старых тетрадей. Как раз близилось 8 Марта, вот и подарок для мам.

На чемпионате WorldSkills Russia

Интересным было задание провести интерактивное родительское собрание: учитель должен взаимодействовать с родителями, родители — с учителем и между собой. Честно говоря, если бы собрания в школах проходили так, они были бы гораздо более плодотворными.

Я не ожидала, что пройду во всероссийский этап и уж тем более, что окажусь в девятке лучших в России. А о международном этапе в Краснодаре и вовсе молчу. Конечно, я расстроилась, что не победила, но представляете, как это круто — попасть в финал такого конкурса? Признаться, поначалу, еще в республиканском этапе, мы с конкурсантами-«дошкольниками» удивлялись: что мы делаем среди плиточников? Как учитель оказался в ряду рабочих профессий? А вот уже на всероссийском этапе мы вдруг обнаружили, что к рабочим профессиям относятся, например, флорист и целая куча других интересных творческих специальностей. Тут мы даже стали гордиться, что наша профессия оказалась в одном ряду с ними.

Дарья Шомахова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ