![](https://cdn-media.tass.ru/etokavkaz/a/5/a50260ed24ccd065beee9cf874d0f2e651b903fd.png)
Фото: Муса Садулаев
Этим летом на выставочной площадке Международного военно-технического форума «Армия-2017» в Подмосковье был представлен концепт-кар «Чаборз М-6» — новая модель военного автовездехода высокой проходимости и маневренности, проект Российского университета спецназа. Стенд «Чаборза» оказался одним из самых посещаемых на выставке. Корреспонденты «Это Кавказ» отправились в Гудермес, чтобы посмотреть, как собирают чеченские багги.
Медведь и волк на одной раме
Российский университет спецназа на окраине Гудермеса впечатляет масштабами. Самый большой в мире военный центр для подготовки спецподразделений занимает более 450 гектаров, включая горы, лесную зону и равнину с рекой.
![](https://cdn-media.tass.ru/etokavkaz/4/d/4d0c028b401241a9b7f8d0bd75896a9af46fae2a.png)
Фото: Муса Садулаев
Здесь в одном из ангаров и собирают единственный в своем роде российский багги, предназначенный для силовых структур.
— Нет, шестиместные «М-6» вы здесь не увидите, — сразу разочаровал технический директор и руководитель производства багги «Чаборз» в Чеченской Республике Владимир Бурлаков, встретив нас у входа в сборочный цех. — Он еще проходит последние испытания и в ближайшее время пополнит модельный ряд. А мы собираем трехместный «Чаборз М-3».
По словам Бурлакова, идея выпускать в Чечне боевые багги принадлежит главе республики Рамзану Кадырову. Первый багги был собран полтора года назад, а название для машины выбирали в ходе открытого голосования в интернете. «Чаборз» в переводе с чеченского языка означает «медведь-волк».
![](https://cdn-media.tass.ru/etokavkaz/f/4/f48317b1a9874740788cd6967ea73be253d91607.png)
Фото: Муса Садулаев
— Главный конструктор «Чаборза» — Эдуард Мымрин. Последние 15 лет он занимается автомобилями типа багги. Не только конструирует — принимает участие во всех этапах производства, начиная с технологического сопровождения сборки и заканчивая итоговыми испытаниями, — рассказывает Владимир Бурлаков. — В тестировании участвует и инструкторская команда специалистов Российского университета спецназа, с которой мы регулярно ведем консультации. Благодаря совместной работе удалось внести множество дополнений в комплектацию багги и существенно повысить его качество.
Свой на 95 процентов
![](https://cdn-media.tass.ru/etokavkaz/5/6/56eb982d7d2dc99cd5b757c09f926c0e845557c2.png)
Фото: Муса Садулаев
На сборку одного багги отводится трое суток. Сейчас здесь работают две бригады автосборщиков, каждая из трех человек.
— Отдельная история — это работа с подвеской, — продолжает Бурлаков. — Наряду с коробкой передач и трансмиссией это один из самых нагружаемых узлов. Добиться быстрого спуска с пятнадцатиметровой высоты без последствий — задача не из легких. «Чаборз» от конкурентов отличает именно проработанность деталей и высокая практичность. За всем этим стоит большая кропотливая работа плюс многоэтапная проверка качества сборки. Во время обкатки сразу за преодолением того или иного интервала следует процедура дополнительной проверки всех деталей.
![](https://cdn-media.tass.ru/etokavkaz/0/c/0c8b7ae3eb582e4e9959c9b6cb673dea9c68169d.png)
Фото: Муса Садулаев
Еще одно преимущество машины — нет проблем с ремонтом. Багги можно отремонтировать буквально в полевых условиях, а необходимые запчасти найдутся в любом специализированном магазине: ведь основные комплектующие производит волжский автоконцерн. Именно вследствие тесного сотрудничества с «АвтоВАЗом» конструкторам удалось добиться широкого использования отечественных комплектующих. Багги «Чаборз М-3» на 95% состоит из деталей, произведенных в России, но, несмотря на это, отечественных аналогов у него просто нет, есть только зарубежные конкуренты.
— Кстати, перед началом конструкторской работы мы тщательно изучили зарубежный опыт. И нам удалось добиться создания продукта, превосходящего мировых конкурентов практически по всем показателям, — утверждает руководитель производства.
Жучок и два пулемета
Ваха Висаев — самый опытный механик в сборочном цеху, где проходит мелкоузловая сборка. Пока мы беседуем, он нетерпеливо поглядывает в сторону собираемой багги, спеша вернуться к работе.
— Я всю жизнь с машинами, — говорит Ваха. — Был комбайнером, водителем, потом зарабатывал на жизнь ремонтом автомобилей. Успел набрать свою клиентскую базу, но когда пригласили работать над «Чаборзами», согласился сразу и не прогадал. Приятно заниматься чем-то значимым и полезным. Есть возможность для профессионального роста: мы обязательно проходим несколько обучающих программ. Да и зарплата высокая для нашего региона, позволяет прокормить даже такую большую семью, как моя.
![](https://cdn-media.tass.ru/etokavkaz/c/3/c34436bf6d183c5355f6cc6421471bed98e65a16.png)
Фото: Муса Садулаев
У багги «Чаборз М-3» несколько модификаций. Одни рассчитаны на установку гранатомета, другие на подвоз живой силы. Но во всех вариациях предусмотрены два пулемета. Они крепятся спереди, а большой запас патронов и плавность хода, обеспеченная усовершенствованной подвеской, позволяют вести прицельную стрельбу прямо на ходу. По словам Бурлакова, под заказ они готовы сконструировать кузова для установки самого разного вооружения, вплоть до используемого в уничтожении бронированной техники.
— Стоит «Чаборз М-3» в районе полутора миллионов рублей, — говорит техдиректор. — Мы можем выпускать и гражданскую версию, которая будет стоить около миллиона. Во всем мире багги востребованы и используются не только в военных целях, но и для поездок на охоту, рыбалку, в индустрии туризма.
![](https://cdn-media.tass.ru/etokavkaz/d/e/dece32138bf1761bc7fc9f6489cebd2c1cc2b0dc.png)
Фото: Муса Садулаев
Российский университет спецназа часто посещают гости, в том числе из-за рубежа. В показательных выступлениях спецслужб, организуемых в такие дни, участвуют и «Чаборзы». Иногда после этого зрители хотят лично опробовать машину. Говорят, остаются довольны машиной.
На вопрос о заказах руководитель производства отвечает без подробностей:
— На данном этапе мы полностью сосредоточены на работе с Вооруженными Силами Российской Федерации, это главное для нас направление. В будущем возможен выпуск спортивно-туристических моделей багги и сотрудничество с нашими зарубежным партнерам. Одно могу сказать точно: работа над проектом не останавливается ни на секунду.