{{$root.pageTitleShort}}

Багги «Чаборз»: сделано в Чечне

Жучки-вездеходы «Чаборз» для военных собирают на базе университета спецназа. Неудивительно, что большая часть информации о производстве оказалась засекречена. Делимся тем, что удалось разузнать

Этим летом на выставочной площадке Международного военно-технического форума «Армия-2017» в Подмосковье был представлен концепт-кар «Чаборз М-6» — новая модель военного автовездехода высокой проходимости и маневренности, проект Российского университета спецназа. Стенд «Чаборза» оказался одним из самых посещаемых на выставке. Корреспонденты «Это Кавказ» отправились в Гудермес, чтобы посмотреть, как собирают чеченские багги.

Медведь и волк на одной раме

Российский университет спецназа на окраине Гудермеса впечатляет масштабами. Самый большой в мире военный центр для подготовки спецподразделений занимает более 450 гектаров, включая горы, лесную зону и равнину с рекой.

Здесь в одном из ангаров и собирают единственный в своем роде российский багги, предназначенный для силовых структур.

— Нет, шестиместные «М-6» вы здесь не увидите, — сразу разочаровал технический директор и руководитель производства багги «Чаборз» в Чеченской Республике Владимир Бурлаков, встретив нас у входа в сборочный цех. — Он еще проходит последние испытания и в ближайшее время пополнит модельный ряд. А мы собираем трехместный «Чаборз М-3».

По словам Бурлакова, идея выпускать в Чечне боевые багги принадлежит главе республики Рамзану Кадырову. Первый багги был собран полтора года назад, а название для машины выбирали в ходе открытого голосования в интернете. «Чаборз» в переводе с чеченского языка означает «медведь-волк».

— Главный конструктор «Чаборза» — Эдуард Мымрин. Последние 15 лет он занимается автомобилями типа багги. Не только конструирует — принимает участие во всех этапах производства, начиная с технологического сопровождения сборки и заканчивая итоговыми испытаниями, — рассказывает Владимир Бурлаков. — В тестировании участвует и инструкторская команда специалистов Российского университета спецназа, с которой мы регулярно ведем консультации. Благодаря совместной работе удалось внести множество дополнений в комплектацию багги и существенно повысить его качество.

«Чаборз» — универсальное транспортное средство. На нем можно передвигаться не только по бездорожью, но и по дорогам общего пользования. Заднеприводной автомобиль оснащен поворотниками, стоп-сигналами и всеми регламентированными приборами. На асфальте разгоняется до 150 км/ч, на пересеченной местности — до 100 км/ч. В машине установлен бензиновый двигатель ВАЗ объемом 1,6 литра и мощностью 130 лошадиных сил; механическая пятиступенчатая коробка передач; дисковая тормозная система с вакуумным усилителем тормозов и электроусилитель руля. Сиденья удобные и легко регулируются, а «пятиточечные» ремни безопасности позволяют быстро и плотно пристегнуться. Система охлаждения усиленная, благодаря чему багги одинаково легко переносит как низкие, так и высокие температуры. Собственная масса около 400 кг. Модификация с 30-литровым бензобаком с полной заправкой и оборудованием способна проехать по пересеченной местности около 250 км. Обладает грузоподъемностью от 250 до 350 кг, может перевозиться на внешней подвеске вертолетом и даже десантироваться.

Основные преимущества — способность преодолевать высокие препятствия с большим углом подъема и безотказность работы всех узлов и агрегатов.

Свой на 95 процентов

На сборку одного багги отводится трое суток. Сейчас здесь работают две бригады автосборщиков, каждая из трех человек.

— Отдельная история — это работа с подвеской, — продолжает Бурлаков. — Наряду с коробкой передач и трансмиссией это один из самых нагружаемых узлов. Добиться быстрого спуска с пятнадцатиметровой высоты без последствий — задача не из легких. «Чаборз» от конкурентов отличает именно проработанность деталей и высокая практичность. За всем этим стоит большая кропотливая работа плюс многоэтапная проверка качества сборки. Во время обкатки сразу за преодолением того или иного интервала следует процедура дополнительной проверки всех деталей.

Еще одно преимущество машины — нет проблем с ремонтом. Багги можно отремонтировать буквально в полевых условиях, а необходимые запчасти найдутся в любом специализированном магазине: ведь основные комплектующие производит волжский автоконцерн. Именно вследствие тесного сотрудничества с «АвтоВАЗом» конструкторам удалось добиться широкого использования отечественных комплектующих. Багги «Чаборз М-3» на 95% состоит из деталей, произведенных в России, но, несмотря на это, отечественных аналогов у него просто нет, есть только зарубежные конкуренты.

— Кстати, перед началом конструкторской работы мы тщательно изучили зарубежный опыт. И нам удалось добиться создания продукта, превосходящего мировых конкурентов практически по всем показателям, — утверждает руководитель производства.

Жучок и два пулемета

Ваха Висаев — самый опытный механик в сборочном цеху, где проходит мелкоузловая сборка. Пока мы беседуем, он нетерпеливо поглядывает в сторону собираемой багги, спеша вернуться к работе.

— Я всю жизнь с машинами, — говорит Ваха. —  Был комбайнером, водителем, потом зарабатывал на жизнь ремонтом автомобилей. Успел набрать свою клиентскую базу, но когда пригласили работать над «Чаборзами», согласился сразу и не прогадал. Приятно заниматься чем-то значимым и полезным. Есть возможность для профессионального роста: мы обязательно проходим несколько обучающих программ. Да и зарплата высокая для нашего региона, позволяет прокормить даже такую большую семью, как моя.

У багги «Чаборз М-3» несколько модификаций. Одни рассчитаны на установку гранатомета, другие на подвоз живой силы. Но во всех вариациях предусмотрены два пулемета. Они крепятся спереди, а большой запас патронов и плавность хода, обеспеченная усовершенствованной подвеской, позволяют вести прицельную стрельбу прямо на ходу. По словам Бурлакова, под заказ они готовы сконструировать кузова для установки самого разного вооружения, вплоть до используемого в уничтожении бронированной техники.

— Стоит «Чаборз М-3» в районе полутора миллионов рублей, — говорит техдиректор. — Мы можем выпускать и гражданскую версию, которая будет стоить около миллиона. Во всем мире багги востребованы и используются не только в военных целях, но и для поездок на охоту, рыбалку, в индустрии туризма.

Российский университет спецназа часто посещают гости, в том числе из-за рубежа. В показательных выступлениях спецслужб, организуемых в такие дни, участвуют и «Чаборзы». Иногда после этого зрители хотят лично опробовать машину. Говорят, остаются довольны машиной.

На вопрос о заказах руководитель производства отвечает без подробностей:

— На данном этапе мы полностью сосредоточены на работе с Вооруженными Силами Российской Федерации, это главное для нас направление. В будущем возможен выпуск спортивно-туристических моделей багги и сотрудничество с нашими зарубежным партнерам. Одно могу сказать точно: работа над проектом не останавливается ни на секунду.

Ахмед Байгереев

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Туризм особого назначения: как отдохнуть в Российском университете спецназа

Центр подготовки спецподразделений в Чечне не только обучает бойцов, но и принимает туристов. Рассказываем о единственном месте в регионе, где можно пострелять из боевого оружия без последствий

Пеллеты в будущее: как на Ставрополье делают топливо из опилок

Выпуск экологичной продукции из древесных отходов наладили в Ессентуках. На производстве уверены: оно не вредит окружающей среде, а сама продукция может использоваться в абсолютно разных сферах