Этим летом на выставочной площадке Международного военно-технического форума «Армия-2017» в Подмосковье был представлен концепт-кар «Чаборз М-6» — новая модель военного автовездехода высокой проходимости и маневренности, проект Российского университета спецназа. Стенд «Чаборза» оказался одним из самых посещаемых на выставке. Корреспонденты «Это Кавказ» отправились в Гудермес, чтобы посмотреть, как собирают чеченские багги.
Медведь и волк на одной раме
Российский университет спецназа на окраине Гудермеса впечатляет масштабами. Самый большой в мире военный центр для подготовки спецподразделений занимает более 450 гектаров, включая горы, лесную зону и равнину с рекой.
Здесь в одном из ангаров и собирают единственный в своем роде российский багги, предназначенный для силовых структур.
— Нет, шестиместные «М-6» вы здесь не увидите, — сразу разочаровал технический директор и руководитель производства багги «Чаборз» в Чеченской Республике Владимир Бурлаков, встретив нас у входа в сборочный цех. — Он еще проходит последние испытания и в ближайшее время пополнит модельный ряд. А мы собираем трехместный «Чаборз М-3».
По словам Бурлакова, идея выпускать в Чечне боевые багги принадлежит главе республики Рамзану Кадырову. Первый багги был собран полтора года назад, а название для машины выбирали в ходе открытого голосования в интернете. «Чаборз» в переводе с чеченского языка означает «медведь-волк».
— Главный конструктор «Чаборза» — Эдуард Мымрин. Последние 15 лет он занимается автомобилями типа багги. Не только конструирует — принимает участие во всех этапах производства, начиная с технологического сопровождения сборки и заканчивая итоговыми испытаниями, — рассказывает Владимир Бурлаков. — В тестировании участвует и инструкторская команда специалистов Российского университета спецназа, с которой мы регулярно ведем консультации. Благодаря совместной работе удалось внести множество дополнений в комплектацию багги и существенно повысить его качество.
Свой на 95 процентов
На сборку одного багги отводится трое суток. Сейчас здесь работают две бригады автосборщиков, каждая из трех человек.
— Отдельная история — это работа с подвеской, — продолжает Бурлаков. — Наряду с коробкой передач и трансмиссией это один из самых нагружаемых узлов. Добиться быстрого спуска с пятнадцатиметровой высоты без последствий — задача не из легких. «Чаборз» от конкурентов отличает именно проработанность деталей и высокая практичность. За всем этим стоит большая кропотливая работа плюс многоэтапная проверка качества сборки. Во время обкатки сразу за преодолением того или иного интервала следует процедура дополнительной проверки всех деталей.
Еще одно преимущество машины — нет проблем с ремонтом. Багги можно отремонтировать буквально в полевых условиях, а необходимые запчасти найдутся в любом специализированном магазине: ведь основные комплектующие производит волжский автоконцерн. Именно вследствие тесного сотрудничества с «АвтоВАЗом» конструкторам удалось добиться широкого использования отечественных комплектующих. Багги «Чаборз М-3» на 95% состоит из деталей, произведенных в России, но, несмотря на это, отечественных аналогов у него просто нет, есть только зарубежные конкуренты.
— Кстати, перед началом конструкторской работы мы тщательно изучили зарубежный опыт. И нам удалось добиться создания продукта, превосходящего мировых конкурентов практически по всем показателям, — утверждает руководитель производства.
Жучок и два пулемета
Ваха Висаев — самый опытный механик в сборочном цеху, где проходит мелкоузловая сборка. Пока мы беседуем, он нетерпеливо поглядывает в сторону собираемой багги, спеша вернуться к работе.
— Я всю жизнь с машинами, — говорит Ваха. — Был комбайнером, водителем, потом зарабатывал на жизнь ремонтом автомобилей. Успел набрать свою клиентскую базу, но когда пригласили работать над «Чаборзами», согласился сразу и не прогадал. Приятно заниматься чем-то значимым и полезным. Есть возможность для профессионального роста: мы обязательно проходим несколько обучающих программ. Да и зарплата высокая для нашего региона, позволяет прокормить даже такую большую семью, как моя.
У багги «Чаборз М-3» несколько модификаций. Одни рассчитаны на установку гранатомета, другие на подвоз живой силы. Но во всех вариациях предусмотрены два пулемета. Они крепятся спереди, а большой запас патронов и плавность хода, обеспеченная усовершенствованной подвеской, позволяют вести прицельную стрельбу прямо на ходу. По словам Бурлакова, под заказ они готовы сконструировать кузова для установки самого разного вооружения, вплоть до используемого в уничтожении бронированной техники.
— Стоит «Чаборз М-3» в районе полутора миллионов рублей, — говорит техдиректор. — Мы можем выпускать и гражданскую версию, которая будет стоить около миллиона. Во всем мире багги востребованы и используются не только в военных целях, но и для поездок на охоту, рыбалку, в индустрии туризма.
Российский университет спецназа часто посещают гости, в том числе из-за рубежа. В показательных выступлениях спецслужб, организуемых в такие дни, участвуют и «Чаборзы». Иногда после этого зрители хотят лично опробовать машину. Говорят, остаются довольны машиной.
На вопрос о заказах руководитель производства отвечает без подробностей:
— На данном этапе мы полностью сосредоточены на работе с Вооруженными Силами Российской Федерации, это главное для нас направление. В будущем возможен выпуск спортивно-туристических моделей багги и сотрудничество с нашими зарубежным партнерам. Одно могу сказать точно: работа над проектом не останавливается ни на секунду.