Зарина Алборова — учитель русского языка и литературы, а еще она одна из первых выпускниц курсов гидов-экскурсоводов в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова. Любовь к чтению и желание рассказывать туристам о Владикавказе вдохновили девушку на создание уникальной авторской экскурсии, посвященной писателям Осетии. Во время прогулки слушатели не только любуются памятниками архитектуры, но и погружаются в культуру, историю и традиции народа через рассказ о жизни и творчестве поэтов и прозаиков.
— Есть мнение: осетинская литература в целом депрессивная, что неудивительно, ведь литература — это отражение истории, а в истории нашей республики много трагичных страниц. С другой стороны, все зависит от автора, мы знаем, что Сервантес писал «Дон Кихота» в тюрьме.
Сложные темы
Прогулка по литературному Владикавказу начинается возле памятника Александру Кубалову на улице Пашковского — автору поэмы о кровной мести «Афхардты Хасана», опубликованной в 1895 году и считающейся одним из лучших произведений осетинской литературы.
— Хотя Кубалов и не является основоположником осетинской литературы, с его поэмы начинается революция в печатном деле, — говорит Зарина, объясняя, что произведение вышло отдельной книгой и это стало одним из первых случаев, когда опубликованное издание не относилось к церковной литературе. — В поэме отражены многие символы, важные для народа, сам сюжет решен в духе романтизма. Кубалов лично общался с человеком, чей рассказ лег в основу поэмы. Эта подлинность очень чувствуется.
Экскурсовод знакомит с разными авторами, которые писали об абречестве и кровной мести. Кто-то из писателей осуждал эти явления, кто-то — романтизировал.
— У Константина Фарниева, основоположника осетинского романа, присутствует романтизация образа: по сюжету герой становится абреком в силу того, что стал жертвой обстоятельств, — рассказывает гид у памятной доски на доме на улице Никитина, где жил Константин Фарниев.
Люди, которые жили среди нас
Зарина Алборова уверяет: интерес к авторской литературной экскурсии есть не только у самих жителей Осетии, но и у туристов. Гостей республики знакомят, конечно, и с интересными фактами о Коста Хетагурове.
— Первоначально осетинская азбука создавалась на основе грузинского алфавита. Коста писал, используя и латиницу, и кириллицу. Дедушка рассказывал, как преподавательница немецкого языка удивлялась, какой одаренный Коста и другие дети в классе — так хорошо знают немецкий алфавит. Она не знала, что Коста уже изучил латиницу.
Знаменитый памятник Коста на аллее возле парка его имени — одна из точек литературной прогулки, откуда видна церковь Рождества Пресвятой Богородицы, или, как говорят в народе, Осетинская. На ее территории покоится Коста Хетагуров и другие выдающиеся деятели Осетии. Забегая вперед, стоит упомянуть, что именно там и завершится прогулка.
— Хочется, чтобы люди увидели и осознали, что все писатели, о которых я рассказываю, творили не так давно, что это реальные люди, которые жили среди нас.
Отражение жизни
В сонме мужских имен осетинских писателей сияет и женщина. Езетхан Уруймагова — автор романа «Навстречу жизни». Дом, где она жила, расположен на ул. Ленина.
— Чудесная писательница. Из всего, что я прочитала, разрабатывая экскурсию, пожалуй, именно она больше всего во мне откликнулась. Я поразилась, почему мы не изучаем ее в школе: великолепный слог, яркие образы, захватывающий сюжет, плюс отражение нашей ментальности и самой жизни.
По словам Зарины Алборовой, ценность осетинской литературы в том, что это практически документальный материал. Из него можно почерпнуть информацию о жизни предков, о характере народа. Таким документалистом можно назвать Сека Гадиева, писавшего о феодальном периоде. Памятник ему установлен на улице Никитина.
Не остается без внимания и Нартский эпос. Разговор о героях сказаний происходит на площади Ленина возле фонтана с самым главным нартом — Сосланом.
— У нас есть замечательный фонтан, который почему-то многим не нравится, а для меня он — воплощение эпоса. Еще мне нравится то, что весь проспект Мира у нас европейский, а тут такая архаика в виде этой скульптуры. Люблю, когда культурные слои перемешаны.
Декорации меняются, вечное остается
Частые прогулки по Владикавказу вдохновили увлеченную книгами девушку на создание еще одной авторской экскурсии с «изюминкой» — про детали, которые не бросаются в глаза.
— Где-то осталась полустертая надпись «Гимназическая улица», где-то на доме сколот камушек, и за этим скрывается богатая история. Владикавказ — маленький городок, а загадок в нем очень много, — уверяет Зарина Алборова. — Меня привлекает дореволюционный период, когда я вижу на домах цифры 1887 — это будоражит. Вот кто-то здесь жил до меня, и мы когда-нибудь уйдем, а Владикавказ будет жить вечно. Хотя, нет, скорее, понятие вечности применимо только к горам. Помню, как я смотрела фотографии площади Свободы разных периодов с видом на Столовую гору, когда там еще вообще ничего не было — только пустошь. Потом появилась пожарная часть, потом — кинотеатр «Октябрь», потом — автостоянка, сейчас — сквер. И только горы стоят вечно. Декорации меняются, вечное остается.