Семья Алишиховых в полном составе — 7-летний Гамид, 5-летняя Лейла и родители — вновь распаковывают чемоданы в гостинице Сочи. Здесь они готовятся к очередному заезду — в родной Махачкале мест для тренировок гонщиков нет. Маленький Гамид сейчас самый успешный гонщик Дагестана за последние 30 лет. На соревнования он ездит не как остальные — в команде. С ним только родители и тренер, но это не помешало кавказскому «выскочке» добиться первых успехов.
«В Дагестане из всех борцов хотят сделать?»
— К этим соревнованиям мы заказали Гамиду новый карт. Надеемся, не подведет, — улыбается Наби, отец гонщика. — Обычно в это время все пилоты улетают в Италию тренироваться. Но в этом году из-за пандемии будут зимовать в Сочи. Нам это только на руку. В Италию для нас ехать дорогое удовольствие, а сюда как-то еще терпимо. Вот будем тренироваться с быстрыми пилотами. Это отличная возможность поработать над ошибками перед предстоящим в мае Чемпионатом России.
Первоклассник Гамид Алишихов гоняет на картах второй год. Первое неофициальное участие в заезде он принял, когда ему еще не было шести. А после уже на равных выступал с юными пилотами в первом классе — «Микро», где состязаются гонщики от 6 до 9 лет. Самый маленький, он смог завоевать лицензию на участие в Чемпионате России по картингу, став седьмым из 26 участников. В январе в соревнованиях на Кубок Черного моря показал лучший результат в тайм-атаке, а совсем недавно вернулся с победой с открытого чемпионата Кабардино-Балкарии.
Наби, отец мальчика, сам в прошлом профессиональный гонщик. Он начинал в 80-е, когда этот вид спорта в республике был очень развит, и довольно скоро стал ездить на соревнования и побеждать.
Но со временем гонки в Дагестане оказались забыты. Какое-то время Наби пытался «достучаться до верхушки», чтобы это исправить.
— Мне хотелось, чтобы картингу уделялось больше внимания, но постоянно слышал: «Нам это неинтересно», «республике это не надо». Обидно очень, что технических видов спорта у нас нет — получается, в Дагестане из всех борцов хотят сделать?
Отчаявшись, Наби дал себе слово, что больше заниматься картингом не будет. Но через 25 лет все равно снова сел за руль. Купил карт и стал выезжать с друзьями погонять в Грозный, Ростов, Сочи — ближайшие города, где есть картодромы. А потом как-то зашел вместе с сыном к товарищу, в гараж рядом с карт-клубом.
— Многие думают, что я заставляю Гамида заниматься картингом, свои нереализованные юношеские мечты исполняю. Но это его выбор. Мы до этого обошли кучу секций. Ему не нравилось, разве что футбол. А тут Гамид увидел машины и начал просить покататься. Мы посадили его с инструктором. А он нет, хочет сам рулить. Вот так все и началось. Купил ему профессиональный карт, и начали выезжать на тренировки в соседние города. Сегодня в свои 7 лет он единственный дагестанец с 1991 года, который дошел до такого уровня. Недавно он получил профессиональную лицензию. И у нас большие планы.
«Отдай шлем. Ты наказан»
По правилам вес пилота вместе с машиной должен составлять 95 килограммов. Из них карт весит 65 кг, Гамид — 22 кг. Еще 8 кг — его экипировка, бензин и свинцовая болванка. Ее прикручивают к сидению.
— Без нее никак, — смеется Наби. — У нас недовес 2,5 кг. Вот так и выходим из положения — это допустимо.
Сам маленький Гамид себя таким не считает.
— Гонять по трассе мне совсем не страшно. Страшно проигрывать. Я это не люблю. Когда занял в Сочи третье место, то плакал. Но потом нам еще один день дали, и я выиграл. Так мне больше нравится, — улыбается гонщик. — Мне помогает выигрывать мой папа, который всегда ездит со мной на соревнования. Он знает, какие гайки нужно подкрутить у карта, чтобы я приехал первый.
— Какие?
— Не знаю. Это только папа знает. И вообще, это секрет.
Гамид настроен серьезно. Говорит, что хочет поскорее начать участвовать в Королевском классе, самом крутом. А мультики он не любит. Потому что уже взрослый.
— Я в телефоне смотрю видео Влада Бумаги А4. Он смешной. И люблю играть в Brawl Stars сам или с друзьями. Вот хорошо было бы, если б мне на день рождения подарили «Айфон 12», а то у меня старый уже телефон. Когда бывает свободное время, с друзьями играем в футбол. Еще мечтаю сходить в зоопарк. Я люблю животных. Особенно тигров. Хочу, чтобы у нас дома жила хотя бы маленькая собачка, но родители пока не разрешают, — рассказывает он о себе.
Правда, в своей будущей карьере гонщика парень не уверен. Есть альтернатива.
— Когда вырасту, стану президентом, наверное. А может, и нет. Может, буду гонщиком. Они много зарабатывают. Иногда папа забирает мой шлем, когда меня наказывает, и говорит, что гонок больше не будет. Но я знаю, что он шутит. Он всегда так делает, а потом отдает, потому что он тоже очень любит гонки и скорость.
Из-за гонок Гамиду приходится пропускать школу, но учителя относятся к этому с пониманием. А одноклассники и вовсе не знают, что он гонщик, только друзья.
— Мама говорит, что хвастаться нехорошо, поэтому я ничего им не рассказываю. А вообще, я самый быстрый гонщик, — улыбается он. — А еще Айртон Сенна. Я его по телевизору смотрел. Его уже нет, он разбился. И Ваня Чубаров быстрый.
Цена вопроса
Иван Чубаров, четырехкратный чемпион России по картингу, как-то прилетал к Гамиду из Москвы как друг — поддержать и наставить перед заездом.
— Тогда он очень хорошо проехал. А представляете, если бы он занимался, как все остальные, в команде, каждый раз общаясь с такими крутыми тренерами? — спрашивает Наби.
Обычно дети тренируются в клубах, но Алишиховы не могут себе этого позволить. Во-первых, в республике нет профессионального картинга. Во-вторых, это очень дорого. Содержание одного пилота в команде обходится от 350 000 до 700 000 рублей за этап, объясняет Наби.
— В эту сумму входит тренер, телеметрист, замена колес и так далее. У нас все это делал я. Год усердной работы, тренировок, анализа, и мы объехали крутую московскую команду «Столица Карт».
Сейчас Наби помогает его товарищ — мастер спорта по картингу из Кабардино-Балкарии Мурад Валагиров, тренер и механик в одном лице. За «нетехническую» часть дела отвечает мама.
— Гамид очень шустрый и неусидчивый мальчик, но, к счастью, все схватывает на лету. Поэтому в школе особо жалоб на него нет, — делится Лаура. — Когда приходится отпрашиваться и уезжать на соревнования, у нас школа начинается еще по дороге в машине и потом уже продолжается в гостинице, после тренировок. Наш папа смеется, что все стихи уже лучше Гамида знает. Я в этот период ему и мама, и учитель, и медик, если надо. Это мое основное образование. К счастью, пока применять свои навыки не приходилось, не было травм на картодроме.
Несмотря на «некомандный» режим тренировок и Сочи вместо Италии, каждый выезд из дома ощутимо бьет по семейному бюджету.
— Это минимум 150 тысяч рублей. Ну, вот сами посмотрите: день тренировок стоит 2500−3000 рублей. Один комплект резины обходится в 16 500 рублей. Этого хватает на две полноценные тренировки. Плюс аренда мотора, бензин… Когда подсчитаешь, то понимаешь, что самое дешевое удовольствие в этом списке — это сам карт, каких-то 5,5 тысячи евро, — смеется Наби.
Отец переживает, что перестанет тянуть тренировки сына, и тогда придется отказаться от мечты, но надеется, что найдутся спонсоры.
Дружба на скорости
— К сожалению, картинг, как и многие другие, не совсем чистый вид спорта. Вроде гоняют дети, а ведут они себя как взрослые и на трассе, и в жизни, — рассказывает Наби.
Как-то он стал свидетелем неприятной ситуации: на одном из этапов Чемпионата России Гамид протянул руку мальчику из московского клуба, приветствуя соперника, но тот отодвинул ее в сторону.
— Я обалдел! После заезда я подошел к этому пилоту и спрашиваю: «А почему ты так сделал?» И он мне: «А зачем ему руку жать? Он же медленный пилот. Он все равно меня никогда не обгонит». Этому мальчику было 8 лет. После этого я еще тверже решил, что Гамид должен стать лучшим и доказать всем, что дагестанцы заслуживают уважения и признания, если играют по правилам, — объясняет Наби.
После того, как Гамид объехал соперника на соревнованиях, тот сам пришел к нему в палатку с предложением дружить.
— Представляете? А зачем нам такие друзья? — смеется отец. — К сожалению, между родителями точно такие же отношения. Я поначалу всем улыбался, здоровался — ну, у нас так принято. А мне могли не ответить и просто пройти мимо, потому что из Дагестана, потому что не в команде. Нас там считали выскочками. Да что говорить, наши моторы разбирали поначалу, не верили, что мы честно гоняем.
Но после того, как в Сочи Гамид обогнал крутого пилота на доли секунды, все поменялось. Теперь у него есть свои поклонники и помощники.
— Ко мне часто подходят и спрашивают: «Вы Гамида папа? Можно вам руку пожать?» Я там для них не Наби, а папа Гамида. В нашу палатку теперь заходят тренеры и механики, которые лет 30 в картинге. Это серьезные люди из Российской автомобильной федерации. Я этим горжусь, конечно. Что скромничать?