Хандадашу Балабекову 17 лет, он — чемпион страны по интерактивному футболу. В прошлом году известный в сети под ником Hantigr 4 киберспортсмен привез домой в Махачкалу полмиллиона рублей и 32-килограммовый кубок. В этот раз сразится за звание лучшего в стартующем чемпионате РФПЛ по киберфутболу и позже — на Кубке России. Призы на обоих турнирах заманчивые: не только внушительные суммы, но и путевки на чемпионат мира. Именно он — цель Хана. Специально для того, чтобы еще больше прокачаться в игре в FIFA, подросток недавно переехал в Москву.
В беседе с нашим корреспондентом чемпион объяснил, почему в киберпространство лучше не лезть, ни разу не надев бутсы, рассказал, что такое допинг в киберспорте, и предрек нелегкую судьбу российской футбольной сборной на домашнем чемпионате мира.
32 килограмма чистого чемпионства
— Как в 16 лет стать чемпионом России по интерактивному футболу, выиграть полмиллиона и не потерять голову?
— Да все просто: я не сразу поверил в собственную победу. Даже когда турнир закончился и кубок вручили. Потихоньку начал осознавать все, только когда понял, что мне вот-вот придут призовые, когда узнал, что кубок этот огромный отправили (кубок выслали отдельно, самолетом. — Ред.).
— 32-килограммовый кубок — это круто или организаторы чемпионата все-таки перестарались?
— Переборщили чуть-чуть. После победы хотелось поднять его над головой, но с такой махиной кто справится? Да ни один участник не смог бы это сделать.
— Только честно: сколько осталось от 500 000 рублей?
— Почти вся сумма. Я купил только новый айфон, а все остальные деньги положил в банк. О будущем думаю, нельзя сейчас все тратить.
— В Москву решил переехать, тоже думая о будущем?
— Да, мне нужно развиваться. В Москве и Московской области часто проходят турниры, и, живя в Дагестане, я бы пропускал большинство из них. Еще из Махачкалы тяжело играть онлайн с игроками из Питера или из той же Москвы. Соединение плохое, связь виснет, и мне сложно показать всю свою игру. Переезд эту проблему решает.
С футбольного газона — в киберпространство
— Как изменилось отношение твоих родителей к игровым приставкам после победы на чемпионате России?
— Мама думала, что это просто дурацкое увлечение, которое никогда не пригодится мне в жизни. Собственно, поначалу так и было. Просто веселая игрушка. Мама говорила: учись, учись, учись, а я вместо этого частенько прогуливал школу, чтобы поиграть дома, пока она на работе. Так что мама никогда положительно к этому занятию не относилась. Только в последний год пересмотрела свои взгляды, когда я начал зарабатывать деньги. А папа всегда понимал, что будущее за технологиями, за компьютерами. А теперь и вовсе следит за моими играми.
— Лет десять назад возмущение родителей тем, что их ребенок много времени проводит за приставкой, было справедливым. Сейчас киберспорт развивается, он может приносить доход. Стоит ли родителям отбирать джойстик у засидевшихся перед экраном детей?
— Сложно сказать. Но я бы своего сына в первую очередь отправил на реальный футбол — поиграть ногами. Мало того, что ты будешь проводить кучу времени за приставкой, — без понимания реального футбола ты ничего не добьешься и в киберфутболе. Так что если ваш сын просто торчит за приставкой, а сам бутсы ни разу не надевал, то киберспортсмена из него не получится, пусть он хоть сутками напролет джойстик из рук не выпускает.
— Ты и сам начинал на газоне.
— Именно. К сожалению, мне не удалось продолжить карьеру футболиста. Переход из детского спорта в юношеский — это очень важный момент. То, как он пройдет, во многом влияет на дальнейшую карьеру игрока. И, как назло, я именно в это время сломал ключицу и на полгода выбыл из строя. Только вернулся — новая травма. Пока залечил и ее, место в основном составе уже заняли. Я продолжал тренироваться, но все глубже садился в запас и в итоге оставил футбол.
— Когда ты понял, что твои навыки можно использовать в киберпространстве?
— Я принял участие в махачкалинском турнире, тогда мы еще играли в FIFA 15. Сразу занял второе место и понял, что могу и лучше. Ну, а в FIFA 16 мне уже не было равных в Дагестане.
Тренер и допинг для киберспортсмена
— Для совсем далеких от этой темы: что такое киберфутбол?
— Это настоящий футбол, только ты играешь не полтора часа, а минут 15 (два тайма по 6 минут плюс дополнительное время. — Ред.). Мы берем в руки джойстик и в этот момент становимся и тренером, и командой.
— В FIFA есть множество режимов. Какой самый интересный?
— Ultimate Team. Это режим, в котором ты собираешь команду мечты. По полю могут одновременно бегать Патрик Виейра, Рууд Гуллит, Криштиану Роналду, Зубастик и вообще любой игрок, кого ты посчитаешь нужным приобрести для своей команды. Кубок России в мае пройдет как раз в таком режиме.
— Кого на ворота поставишь?
— Де Хеа, он лучший вратарь в игре.
— А как же Лев Яшин?
— Лев Яшин в FIFA 18 не очень хорош.
— Это как так?
— Рейтинг у него высокий — 94. Для сравнения, у Де Хеа — 90. Но Яшин невысокий, в некоторых эпизодах не дотягивается до мяча.
— Аж обидно стало. Но давай продолжим постигать киберспорт: у киберфутболиста есть кибертренер?
— На чемпионатах мира бывают тренеры, они стоят позади игрока и подсказывают ему, что делать. Когда ты играешь, не замечаешь деталей в игре соперника — можешь упустить из виду его слабые стороны. А тренер следит за соперником, он может на ухо шепнуть: «Смотри, он проваливается на правом фланге, атакуй оттуда». И это срабатывает.
— А допинг в киберфутболе встречается?
— Никогда о таком не слышал. Не думаю, что кто-то будет глотать перед соревнованиями какие-то таблетки, чтобы повысить внимание или снять стресс. Бананы с собой на игру могут захватить. Или «Сникерс».
— В реальном футболе игрок перед выходом на поле разминается. Что делает киберфутболист, прежде чем сесть за приставку?
— Все, что нужно киберфутболисту перед игрой, — справиться с волнением. И понять, как играть против соперника. Я считаю, лучше не смотреть игры оппонента перед встречей. А не то узнаешь, что он обычно играет только по флангам, перекроешь их, а он именно на матч с тобой перестроит тактику. Лучше играть в свой футбол, не отталкиваясь от тактики соперника.
Автографы не хуже медалей
— Какой футбол — твой?
— Высокий прессинг и быстрый переход из обороны в атаку. Не люблю долго владеть мячом. Если выигрываю, тогда начинаю тянуть время. На чемпионате России я так играл и в полуфинале, и в финале. Комментаторы даже говорили, что меня могут дисквалифицировать за такую игру. Иногда в регламенте турнира прописано, что ты не можешь 10 минут провести на своей половине поля без продвижения на половину соперника. Но я читал регламент чемпионата России — там ничего такого не было. Я просто катал мяч, какие ко мне могут быть претензии?
— По каким причинам все же могут дисквалифицировать на соревнованиях по киберфутболу?
— За спор с судьями. За споры и драку с соперником. Но на моей памяти до драк никогда не доходило.
— В чем функция судьи?
— Он настраивает всю игру, чтобы игроки не нахимичили.
— На соревнования лучше приходить с собственным джойстиком?
— Да. Вот дадут тебе джойстик, а там будет что-то потерто, что-то не так работать — и ты в пролете. Некоторые игроки перед каждым турниром обновляют свой джойстик, не знаю, может, думают, что новый им удачу принесет. Я со своим уже два года.
— Сколько длится тренировка у киберфутболиста?
— По будням обычно играю часов пять. В выходные могу провести за приставкой и 8−10 часов.
— Проблемы со здоровьем имеются?
— Пока никаких нет. Даже голова не болит после игр. И зрение пока не садится, слава богу. Я играю не на телевизоре, а на мониторе, он на глаза не давит.
— Насколько узнаваемы киберфутболисты?
— В YouTube есть парень под ником Kefir, он бывший фифер (игрок в FIFA. — Ред.). У его канала 900 тысяч подписчиков. Если он зайдет в Москве в условный «Европейский», то за ним там увяжутся школьников 10−12, будут просить сфоткаться. Меня в Дагестане после чемпионата России тоже периодически узнавали, но особо не подходят, у нас это не принято. Бывало, еду в автобусе на матч «Анжи», мне человек в глаза смотрит, и я понимаю — узнает. Но не подходит. Менталитет другой.
— А тебе было бы приятно, если бы подходили?
— Да, конечно. Со мной фотографировались сразу после победы на чемпионате России, автограф просили, было здорово. Я маме пишу: «Мам, у меня только что автограф попросили». Я чемпионат выиграл, а пишу про автограф.
Деньги, YouTube, Олимпиада
— Стабильный заработок в киберфутболе возможен?
— При наличии контракта с какой-нибудь организацией или клубом. У меня такого пока нет. Отчасти это связано с тем, что мне 17 лет и нужно оформить кучу бумаг, после 18-ти это проще. А отчасти — с тем, что в одном из выпусков новостей меня назвали игроком «Киберанжи». И клубы, которые могли предложить мне контракт, потеряли интерес — думали, я уже на контракте с махачкалинской командой.
— "Анжи" контракт пока не предлагает?
— Нет, но есть договоренность, что на чемпионате РФПЛ по киберфутболу и на Кубке страны представлять я буду их.
— До какого возраста киберфутболист остается активным игроком?
— По-разному выходит. Но после 25 лет у человека снижается реакция. А реакция в нашем деле очень важна.
— И что делать киберфутболисту после завершения карьеры?
— Рецепта нет. Если не накопил денег, можешь сесть в лужу. Я поэтому не транжирю свои премиальные, хочу вложить их в какое-нибудь дело. У меня есть канал на YouTube, буду его развивать.
— Оцени перспективы киберфутбола.
— Не удивлюсь, если в ближайшем будущем киберфутбол станет частью Олимпийских игр. Он очень популярен. Dota еще популярнее, но ее ввести в олимпийскую программу будет сложно, потому что на Олимпиаде нет спортивной дисциплины, в которой люди стреляют в кого-то. А футбол есть.
Как вдохновить сборную России по футболу
— Совсем скоро в России стартует чемпионат мира по футболу. Скажи не как болельщик, а как человек, который что-то смыслит в этой игре: какие перспективы у нашей сборной?
— Некоторые считают, что нам повезло с группой. Но это мнение людей, которые не знают о реальных возможностях сборной Египта. Мне кажется, именно эта команда займет первое место в нашей группе, а мы будем бороться за вторую строчку со сборной Уругвая. Противостоять Кавани и Суаресу будет сложно, шансы невелики, но они есть. Многое будет зависеть от игры Акинфеева, Дзагоева и Смолова — именно они лидеры команды.
— Ты говорил, что в FIFA игрок выполняет и функцию тренера. Понятно, что ты имел в виду: игрок подбирает футболистов, выбирает схему и так далее. Но в киберпространстве нет одной очень важной составляющей тренерской деятельности — умения настроить на игру. Представь, что именно ты выводишь сборную России на первый матч чемпионата мира. Что ты им скажешь в раздевалке?
— Я им скажу: «Ребята, просто выйдите на поле, окиньте взглядом стадион, посмотрите, сколько людей в вас верят, сколько людей разочаруется, если мы не покажем должный результат. Поэтому давайте, сыграйте свою лучшую игру».