Курбан-байрам отмечается мусульманами по всему миру. Причем традиции праздника сохраняются как в крупных городах, так и в селах. Начинается он с утреннего намаза.
Так, утром пятницы сотни мужчин собрались у порога мечети ногайского аула Адиль-халк в Карачаево-Черкесии. Дождавшись тишины, стоя на пороге мечети, главный имам Ногайского района обратился с речью, в которой напомнил собравшимся о происхождении праздника.
— Согласно Корану, — торжественно излагает имам, — ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму и передал ему повеление Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим не смел ослушаться Аллаха и повел сына на заклание. Но когда жертва была почти принесена, Аллах остановил Ибрагима и позволил ему вместо сына принести в жертву барана. Воистину Аллах милостив и великодушен!
После речи началась молитва, в которой участвовали все собравшиеся. Затем все двинулись на кладбище, что находится на холме, откуда открывается прекрасный вид на аул. У входа вновь произнесли общую молитву, потом люди разошлись и стали молиться у могил своих родственников. Останавливаясь перед каждой могилой, мулла громко называет имя покойного и молится о его благополучном исходе. Мусульмане верят, что дух покойного будет находиться в могиле вплоть до страшного суда. Поэтому к посещению кладбищ верующие относятся крайне серьезно.
После молитв начинается главная часть Курбан-байрама — жертвоприношение. Пока еще не наступила жара, на скотном дворе семьи Кубановых собираются несколько мужчин. Все понимают: проводится священнодействие. Остро заточенный нож у одного из них спрятан за спину. Жертвенному барану связывают ноги, уложив на левый бок и повернув грудью в сторону Мекки. Мужчины закрывают животному глаза и молятся. Потом все происходит очень быстро. Для заклания всегда выбирают лучшую овцу. По поверьям, именно на этом животном мусульманин в судный день будет проезжать через мост Сират, пролегающий над огненной пропастью.
Закланием овцы занимаются только мужчины, да и вообще, почти весь праздник держится на них. Так завещал пророк Мухаммад. Женщины на Курбан-байраме практически незаметны, но при этом у них тоже важная задача — приготовление еды.
Часть разделанного мяса приносят под небольшой шиферный навес, под которым разведен огонь, и по всей улице разливается запах вареной баранины. Женщина, представившаяся Асият Сикалиевой, помешивает в казане мясо.
— Жертвенное мясо делится на 3 части: одну оставляем себе, вторую отдаем нуждающимся, а из третьей варим курманлык. Его всегда готовят на Курман-байрам.
— Курман, не Курбан?
— Да, ногайцы единственный народ на Кавказе, кто вместо «б» ставит букву «м». Так исторически в нашем языке сложилось, хотя слово это арабское — курбан, что значит «жертва».
Курманлык — это суп из баранины. Кроме мяса и бульона, в нем ничего нет. На Курбан его готовят в основном в тех дворах, где кто-то упокоился меньше года назад.
В этот день вход в каждый двор открыт, калитки и ворота нараспашку. Это значит, что в доме сегодня ждут всех желающих. По традиции в первую очередь нужно посетить семьи, в которых недавно умер кто-то из близких родственников.
Очередная группа мужчин проходит к столу, накрытому во дворе. Перед началом трапезы они обязательно молятся. Помолившись, мужчины рассаживаются. Женщины обедают отдельно: либо после всех гостей, либо где-нибудь в сторонке, за отдельным столом.
Блюда подаются в строгой очередности. В самом начале на столе появляются мед с маслом, кукурузные лепешки баста и фрукты. Затем приносят жертвенное мясо с бульоном. После него для поминовения подают сладкий рис татли дуге, а также баурсаки — соленые ногайские «пончики». И, конечно, ногайский чай. Бульон и чай кубанские ногайцы черпают деревянным ложками, а для риса подают металлические.
В отличие от шумного и веселого праздника Уразы-байрама, Курбан-байрам проходит сдержанно, ведь это день поминовения ушедших. Из-за стола не встают, пока пиала каждого не останется пуста. Затем снова молятся и только после этого уходят. За ними появляются другие гости — так продолжается весь день.