Прежде чем объявить имя победителя и вручить ему приз в 3 миллиона рублей, ведущий Дмитрий Нагиев предложил финалистам не рисковать и выйти из борьбы, забрав миллион. Но 15-летняя Рагда Ханиева, московская школьница родом из Ингушетии, решила идти до конца. Как и ее соперники — группа Invois. Позднее победительница сказала, что давно мечтает о звездах (и у нее даже есть звезда-«подружка» Вера) и что свой приз она потратит на путевку в космос.
«Не хотела отвечать банально»
— Расскажи-ка нам историю о своей звезде. Ее прямо так и зовут — «Вера»?
— Наверное, у нее есть свое официальное имя, но я назвала ее Верой. Мне было 8 лет, и я любила смотреть в ночное окно. Нашла там самую яркую звезду и говорила с ней. Я тогда мечтала стать космонавтом и просила у своей Веры помощи в исполнении мечты. Но она, видимо, меня неправильно поняла (смеется).
— Но мечта осталась? Попасть в космос если не астронавтом, то космическим туристом? Какую песню ты споешь на орбите?
— "Путь" Ольги Кормухиной! Я действительно мечтаю побывать в космосе, я любопытна, и мне все интересно. Хотя, если честно, я просто не хотела, чтобы ответ на вопрос: «На что ты потратишь деньги?» — звучал банально.
— Жила-была девочка, с папой, мамой, сестрой и братом, училась в китайской школе. И в один прекрасный день встала и запела?
— Так и произошло. Начинала я с декламации. Постоянно учила стихи. Это была часть маминого плана по развитию. Когда мне было шесть лет, она принесла мне стихотворение о медвежонке-невеже и сказала: «Попробуй не выучи!» (смеется). А там, между прочим, было четыре листа. И после этого я начала участвовать во всяких конкурсах чтецов, у меня дома 80 грамот! Но на одном из соревнований дети не только читали стихи, но и пели. И опять же мама спросила, не хочу ли я спеть. И я запела! Первую песню помню хорошо — это была «Баллада о красках».
— И никакой музыкальной школы за плечами?
— Нет, мама, конечно, отправила меня учить сольфеджио и играть на пианино. Но я была вредной девочкой. И обманывала учителей: ничего не учила, а играла на слух. А потом пошли выступления-концерты, и их было так много, что с трудом оставалось время на обычную школу. А вот сейчас я уже хочу узнать больше о теории музыки, мечтаю научиться играть на гитаре и на скрипке.
— Ты никогда не брала уроки вокального искусства. А как же правильное дыхание? Всему научилась сама?
— Уроки вокала — это непросто. Каждый педагог учит «под себя», и есть опасность, что все его ученики начнут петь одинаково. А я хочу сохранить индивидуальность. Что касается дыхания и каких-то технических приемов — сейчас в интернете очень много видеоуроков на эту тему. И, кроме того, у моей старшей сестры Марины абсолютный слух. Она всегда подмечает малейшие недостатки в моем пении.
— Ты учишь китайский язык с первого класса. Что ты для себя почерпнула из китайской мудрости?
— Очень многое. Иероглиф — это не просто слово. Это тысяча разных смыслов и оттенков. И ты учишься их считывать. А еще китайский язык — не просто красивый и необычный. Он ревнивый. Он требует постоянного внимания. Если ты не повторял иероглифы неделю — ты забудешь их. Ты должен быть сосредоточен и внимателен.
На миллиард процентов
— Можно сказать, что ты уже ветеран сцены, выступаешь с 2010 года. Какой конкурс был самым значительным?
— Они все были важны. Первым важным опытом был «Sound Kids», именно после него я начала по-взрослому относиться к своему пению. В жюри там сидели профессионалы, и это уже не имело ничего общего с детскими окружными соревнованиями. В 2012 году я участвовала в «Новой волне» — это были очень серьезные занятия и подготовка. Ну, а потом в 2014 году прошел детский «Голос», после которого меня воспринимали как достаточно профессионального артиста.
— Самое страшное, когда выходишь на сцену, — что? Что хлопать не будут?
— Об этом я вообще не думаю. Конечно, очень часто перед выступлениями у меня пропадает голос на нервной почве, или мне так кажется. Надо взять себя в руки и показать зрителям все, что у тебя есть, на миллиард процентов. Страшно? Да. Но меня не пугает зрительный зал. С одной стороны, я не люблю толпу. Но зрители в зале — это совсем другое. Мне нравится обмен энергетикой со слушателями. Это очень приятное чувство.
— Конкурсы — это же борьба талантов. Какие отношения у тебя складывались с соперниками?
— Прекрасные. Каждый певец понимает, насколько это тяжелая работа. Очень часто — командная работа в дуэте или трио. И если соло ты можешь спеть тут громче, а тут чуть дольше, то когда ты на сцене не один — такого позволить себе нельзя. Иначе это будет не музыка, а грязь.
— Любимая певица певицы Рагды — Бейонсе. Тут все понятно. А вот кто в твоей семье любит Пугачеву?
— Мы все. И я тоже. Мне ее песни подходят по характеру, я очень хорошо себя в них чувствую.
— Но вот «Старинные часы» — это все-таки история взрослой женщины.
— Необязательно петь песню так, как ее преподнес первый исполнитель. Я люблю перевоплощаться. Я придумала для себя совсем другую историю, которая могла произойти с близким мне человеком. Я послушала песню в исполнении Аллы Борисовны. Она великая певица. И «Старинные часы» навсегда связаны именно с ее именем. Поэтому я прослушала песню много раз, поняла, что именно я хочу взять из ее исполнения. А потом — надо песню забыть и петь как новую. Иначе ты не певец, а копировальная машина. Послушать. Забыть. Выучить. Спеть по-новому. Это важно.
«Делать что-то одно — скучно!»
— Почему такая творческая душа собирается в журналисты? А как же пение?
— На журфаке изучают языки, историю и литературу, мне это нравится, мне это близко. А еще я люблю писать. Постоянно что-то сочиняю, у меня дома лежат блокноты со стихами. И продолжу петь. Можно все совмещать, делать что-то одно — скучно.
— Вернемся к шоу «Победитель». Когда в искусство вмешиваются деньги, это как-то оттягивает внимание зрителя, да и исполнителя от собственно музыки?
— Не заметила такого. В конце концов, ты сам решаешь, брать деньги или нет. Наверное, это своеобразная проверка человека, но я туда шла не за деньгами. «Победитель» делала команда «Голоса», и мне позвонили редакторы, с которыми я уже была знакома. Как и многим другим участникам «Голоса». Технически все было таким же: заявка, кастинг. Но понимаете, прошло три года со времен «Голоса». Мой голос изменился, мои вокальные возможности стали другими. Мне было интересно — на что я способна.
— А на что ты способна, Рагда?
— Пока не на многое. Не могу слушать себя, слышу малейшие недостатки в исполнении. И мне понятно, над чем надо работать.
— Были моменты слабости, когда ты думала взять деньги и уйти?
— Нет, не было. Деньги не были главным мотивом.
— Сейчас ты с утра до ночи проводишь в студии, записываешь новые песни. Что бы ты посоветовала тем, кто мечтает о твоей славе?
— Если вам не очень нравится петь — даже не начинайте. Это тяжелая работа. Если нет бешеного желания быть певцом — найдите другой путь в жизни.
Гром, гроза и изобилие
— В Ингушетии тебя поддерживают и любят. Или все-таки есть мнение, что негоже кавказской девочке выходить на сцену и петь?
— Не знаю. Все за меня болеют! После победы мой телефон разрывался от звонков. Меня все поздравляли, многие плакали. Наверное, есть какие-то негативные отзывы. Но мои родные меня поддерживают, это главное.
— В твоей семье нет музыкантов?
— Нет. У меня все юристы и военные. Но мама говорит, что моя бабушка, в честь которой меня назвали, любила петь за вышиванием. У нас даже голоса похожи.
— Рагда — редкое имя.
— Оно означает «звезда, освещающая путь в рай», мне так дедушка говорил. А еще — «гром», «гроза», «изобилие», «благополучие», «богатство» и «красота»!
— Ух ты! И что из этого ты выбираешь?
— (смеется) Все сразу и вместе выбираю.
— Если бы о тебе снимали фильм, какой бы это был жанр?
— Боевик с элементами пения. Такая поющая шпионка.
— А когда ты не поешь, чем ты занята?
— Например, пеку блины. Все любят мои блинчики.
— Продолжи фразу «Я люблю…»
— …фруктовый лед, аэропорты и проводить время с семьей!
— «Я не люблю…»
— …двуличных людей, насекомых и «металл». Для меня это не музыка, а шум.
— И все-таки. Если завтра тебе позвонят из Роскосмоса и скажут: «Рагда, ты летишь в космос, быстро собирай чемодан!», ты…
— Сразу соглашусь!