{{$root.pageTitleShort}}

«Колеса от „Оки“ идеально подошли по размеру!»

Уже второй самолет «на подножном корму» собрал во дворе собственного дома житель Северной Осетии. Два года работы — и крылатая машина в небе. Следующая цель — сесть за штурвал самому
26904

Роберт Тедеев

— В летное поступить не получилось… — говорит 45-летний житель села Камбилеевское Роберт Тедеев. — На дворе стояли 90-е годы — время непростое, нужно было думать, как зарабатывать, поэтому с мечтой пришлось попрощаться.

Мечтой Роберта были самолеты. Страсть к ним передалась от отца, который служил срочником в Тамбовской области на аэродроме. Работал водителем, но был влюблен в небо. И когда родился сын, конечно, захотел, чтобы тот стал летчиком.

Судьба сложилась иначе: Роберт окончил Владикавказский колледж электроники, тогда — техникум, работает водителем. И наконец, спустя годы позволил своей мечте расправить крылья.

Осетинский «американец»

Размах крыльев у мечты — десять метров. Прототипом послужил легендарный «американец» Piper Cub родом из 30-х, прошедший Вторую мировую войну, чьи модификации летают и сегодня. Модель Роберт выбрал за популярность и хорошие летные показатели. Но решающим аргументом послужили выложенные в сеть чертежи Piper Cub. Правда, точной копией детище Роберта назвать нельзя: получилась осетинская версия американца.

— Фюзеляж взял от Piper, а крыло, оперение, моторама — уже моя конструкция. Двигатель от автомобиля Хонда D15B. Недавно винт поставил, колеса, кстати, от автомобиля «Ока». Многих это веселит, но, если без шуток, они идеально подошли по размеру, да и по цене вполне доступны.

Воздушное судно житель Северной Осетии начал делать в 2017 году, но до сих пор совершенствует. Осталось полностью обшить, улучшить амортизацию, застеклить кабину, дооснастить приборами и рацией.

— Но и без этого он на днях поднялся в воздух, представляете мои ощущения?

«Двор неудобно подметать»

Несмотря на то, что воздушное судно в стадии доработки, оно уже успело поучаствовать в авиационном шоу. Желающих сделать селфи на фоне произведения Роберта Тедеева и в кабине самого самолета нашлось немало. На аэродром самолет привезли по частям.

— Второй раз уже поднялся в воздух, обкатываем. В первый пилот-инструктор Михаил Попов поднял его в небо, не побоялся — бесстрашный человек. Во второй раз уже я с ним полетел. Сижу в кабине собственного самолета и понимаю: чувства радости нет, скорее волнение и удивление — неужели это стало возможно?

Летать сам Роберт не умеет, но уже учится. Надеется, что вскоре сядет за штурвал собственного самолета.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Не Tesla красит человека
Модифицированные «Жигули» этого ставропольского конструктора оценил сам Илон Маск. И хотя в SpaceX Сергея Артюшенко пока не звали, он уверен: соберет машину не хуже, а может, даже и в космос отправит

Сейчас желтый красавец отдыхает на аэродроме после успешного полета. Над самолетом Тедеев работал в мастерской, а собирал во дворе.

— В семье споров, по крайней мере горячих, по этому поводу не возникало. За это им большое спасибо. Единственное неудобство — проблематично двор подметать, когда там такая махина стоит, — рассказывает Роберт.

Что было самым сложным в процессе работы, он сразу и не вспомнит.

— Если делаешь через силу, тогда да — сложно и трудно. Мне доставлял большое удовольствие абсолютно каждый этап создания самолета. Когда видишь результат своей работы, то от процесса оторваться сложно. Вот, наверное, что было самым сложным.

Первый пошел

А еще — совмещать увлечение с работой. Из-за нехватки времени этот самолет мог вообще не появиться на свет, и все бы ограничилось его старшим братом.

Теперешний самолет Роберта — второй, что он собрал своими руками. Первый, несколько лет назад, он делал совсем без чертежей и формул.

— С ним, конечно, было тяжелее, делал его как сам себе представлял, места, в которых не был уверен, — усиливал, добавлял железо, обшивал деревом. Хотелось все быстро и сразу, начал что-то покупать, варить. Мотор поставил от «Жигулей» — тяжелый, чугунный.

Многие не верили в то, что самолет поднимется в небо, но он полетел. Роберт назвал детище СССР. Аббревиатура расшифровывается совсем не привычно — Строительство Самолета Своими Руками.

{{current+1}} / {{count}}

«Фанатики» в помощь

Впоследствии мастер продал судно за символическую цену, чтобы окупить расходы, и думал бросить это занятие: дети подрастают, хобби отнимает много времени, но завязать не смог. В сети наткнулся на форум таких же «фанатиков», как и он. Стал общаться, тогда и понял, что пора сделать второй самолет, но уже по правилам.

— На форуме около 27 тысяч пользователей, кроме любителей есть и профессиональные конструкторы. Они консультировали, подсказывали формулы, без этой товарищеской помощи было бы трудно.

В ход помимо авиационных, которые Роберт заказывает в интернете, идут обычные строительные материалы.

— У меня самолеты получаются достаточно бюджетные. Вот как говорят, выращенные на подножном корму, — говорит умелец. — Не могу большие деньги вкладывать в свое увлечение. Если первый самолет обошелся вообще дешево, то бюджет второго — около 300 тысяч рублей, что тоже для такой машины совсем не дорого.

Ноунейм

«Правильный» самолет пока остается без имени. Роберт хотел назвать его своими инициалами, но получается RT — как логотип телеканала Russia Today.

— Есть идея стилизовать самолет под военный, потом, может, и имя придет, — говорит конструктор.

Не так давно Роберт стал вести канал на YouTube, где в деталях рассказывает, как строит и облетывает самолет. Говорит, что на Северном Кавказе он не один, уже нашел «коллег» в Дагестане и Чечне, да и в Осетии обнаружились самодельщики, собирают аэрошюты — парашюты с мотором.

— Для полного счастья и исполнения мечты осталось совсем немного, — говорит Роберт, — самому сесть за штурвал и почувствовать вкус полета.

Милена Сабанова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ
Еженедельная
рассылка