{{$root.pageTitleShort}}

Место встречи — Средневековье

Старый башенный комплекс в горах Северной Осетии превратился в центр культурной жизни: сюда едут смотреть кино, слушать лекции и даже танцевать

Пока заведения североосетинских городов восстанавливаются после карантина, в уникальном горном кинотеатре всегда ажиотаж. Фильмы здесь показывают не на большом экране, а прямо на стене фамильной башни. «Это Кавказ» уже рассказывал о проекте «Родовые башни» и этномузее под открытым небом. Теперь в селение Унал едут не только для знакомства с этнографией. Тут появился свой кинотеатр, проводят лекции и мастер-классы, планируют восстановить еще несколько средневековых родовых башен и даже сыграли свадьбу в национальном стиле.

Сельский кинотеатр

Заурбек Цаллагов

На одном из склонов солнечной долины — здесь почти не бывает пасмурных дней — расположилось селение Унал. Самое выдающееся здание, в прямом и переносном смысле, — родовая башня фамилии Цаллаговых. Это и самое высокое строение во всем Унале, и центр культурной жизни.

Только солнце заходит за вершины, во двор Цаллаговых небольшими группами входят гости. Кто-то пришел с соседней улицы, другие прибыли из ближайших сел и райцентра Алагира. Немало людей проехали десятки километров из Владикавказа.

— Мы всегда на наших страничках в социальных сетях анонсируем фильмы, лекции, мастер-классы, — говорит руководитель проекта «Родовые башни» Заурбек Цаллагов. — Но гости приезжают, даже не заглядывая в Instagram, знают, что в выходные у нас скучно не будет.

В центре двора уже разложены разноцветные кресла-мешки, настроен проектор и аудиосистема. Сегодня у Цаллаговых киносеанс. Видео выводят на стену восстановленной фамильной башни.

— У нас большая фильмотека: осетинское кино, снятое в советское время, фильмы о культуре, истории и быте осетин и соседних народов Северного Кавказа, ленты на родном языке. Есть и современные иностранные кинокартины, переведенные на осетинский. Многие так знакомятся с языком, — говорит Заурбек.

Сегодня на большом экране диснеевский «Зверополис» в осетинской версии. Посмотреть мультфильм на свежем воздухе пришли около пятидесяти человек — дети, молодежь и пенсионеры. Пришлось дополнительно ставить скамейки.

Танцы в горах

Фитнес-инструктор Алена Саркисянц сначала влюбилась в Унал сама, потом познакомила с ним своих учениц. Теперь в башенном комплексе Цаллаговых проводят фитнес-вечеринки для девушек.

— Это не вечеринка в традиционном смысле слова, мы с девочками исполняем народные кавказские танцы, — говорит Алена. — Это можно делать и в городе в зале, но танцевать кавказские танцы в окружении вершин и каменных башен, вдыхая чистый горный воздух, приятно вдвойне.

Подопечных Алены Саркисянц не смущает час в пути до Унала. Виды на маршруте открываются красивые. Нередко танцовщицы остаются и на киносеанс.

— Благодаря фильмам в унальском кинотеатре я узнала много нового об истории и культуре осетин, — объясняет Алена. — Фильмы на теплом пуфике, под пледом, с горячим травяным чаем — и все это под звездным куполом. Не променяю это ни на один городской кинотеатр.

Фамильной башне Цаллаговых несколько веков. Оно было разрушено почти под самое основание. Старшее поколение восстановило строение, а молодые вдохнули в него жизнь, объясняет Заурбек. Сегодня в башне Цаллаговых 6 этажей, наполненных предметами старины.

— Нам с самого начала не хотелось, чтобы это были просто каменные стены, — объясняет Заурбек. — Горцам жалко выкидывать старую утварь, вот они и несут ее нам. Так у нас получился мини-музей краеведения. К нашему удивлению, к нам потянулись туристы.

Масштабным планам на это лето помешала пандемия короновируса. В Унале планировали провести фестиваль сенокосов, детский этнографический лагерь, несколько национальных праздников и лекций.

— У каждого жеста в старину был свой смысл. Сегодня многое из этого забыто. Люди отмечают праздники, совершают обряды, а почему это делалось так или иначе, не знают, — говорит Заурбек. — Мы хотим восстановить эти знания, окунуть людей в историю Алании прошлых лет.

Недавно Цаллаговы восстановили во дворе старинную площадку для танцев. Каменный «танцплол» имеет круглую форму. В такой круг полтора века назад собиралась молодежь Осетии и устраивала кажт. Своеобразная «дискотека» была единственной возможностью для молодых людей познакомиться.

— Музыканты играют, молодежь танцует. Мы знакомим наших гостей не только с известными осетинскими танцами симд и хонга, но и с подзабытыми. Для этого на кажт зовем старших, которые еще помнят эти танцы.

Этносвадьба

Самый массовый танец здесь состоялся в день свадьбы автора проекта «Родовые башни». Заурбек решил сделать торжество в этностиле.

— Родители очень волновались, что будет скучно, что гости не будут танцевать, предлагали делать не в башенном комплексе, а во Владикавказе в банкетном зале, — вспоминает молодой человек. — У них была даже идея нанять профессиональных танцоров, чтобы они «зажигали» публику. Оказалось, многие гости даже не догадывались о своих хореографических талантах.

Невеста была в национальном наряде не белоснежного, а традиционного для XIX века темно-красного цвета. Фату для нее сплели по старинной осетинской технологии.

— У нас было больше пятисот гостей, а атмосфера все равно была семейная. Мы, к примеру, не нанимали диджеев, певцов и музыкантов. Сейчас этим никого не удивишь, — говорит Заурбек. — А вот народное хоровое пение в этих местах не слышали давно.

Заурбек надеется, что его свадьба была не последней в стенах башенного комплекса Цаллаговых.

Лекции на свежем воздухе

«Родовые башни» — это не только фильмы над облаками и музей. Второй год в Унале реализуют проект «Этнолекторий». Идею лекций на открытом воздухе предложила Римма Мсоева.

— Гости из Москвы и Питера подсказали нам эту мысль. Комплекс Цаллаговых — идеальное место для лекций, общения с экспертами и мастер-классов, — говорит Римма.

В своеобразном амфитеатре лекции могут слушать 150 человек. Перед гостями Унала уже выступили известные в республике и России историки, этнографы, бизнесмены и педагоги.

— Все видели мужской и женский традиционный костюм осетин, а вот как его шить, знают единицы, — объясняет автор проекта. — Мы приглашаем таких рукодельниц для обучения наших гостей. «Ученицы» съезжаются со всей республики.

Так участников «Этнолектория» научили плести женские платки, вязать пуговицы для кавказского костюма, вырезать по дереву, создавать керамическую посуду на гончарном круге.

Тренд на старину

В Унал не раз приезжали и владельцы туркомпаний со всего Северного Кавказа — разведать, чем место может быть интересно для туристов. Пока поездка в Унал — путешествие одного дня, но Заурбек уже планирует построить в селе гостевой дом.

— Унальцы беспокоились, что приезжие начнут мусорить, будут разрушать башни, нарушат размеренную сельскую жизнь, — вспоминает он. — К сожалению, больший урон наносят местные жители. Туристы ведут себя уважительно к достопримечательностям и традициям Осетии.

Большая стройка в комплексе Цаллаговых пока не завершена. Недавно здесь обнаружили основание жилой фамильной башни. Толщина массивных стен почти полтора метра, длина стен — десять метров. В ближайшее время Заурбек с однофамильцами начнет восстанавливать старинное сооружение.

— Это только кажется, что все легко, — говорит он. — На восстановление комплекса Цаллаговы потратили несколько лет и огромную сумму денег. На эти средства, к примеру, можно было купить две-три квартиры в Москве.

За помощью в восстановлении своих родовых башен к Цаллаговым уже обратились представители нескольких других фамилий. Возможно, скоро в горах Осетии появится еще несколько точек притяжения.

Валерий Тайсаев

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ