7 ноября в широкий прокат выходит дебютный фильм режиссера из Кабардино-Балкарии Андзора Емкужа «Невиновен». Как утверждает автор, это первый за последнее время полностью «кавказский» полный метр — все специалисты родом из этого региона. Тема — межнациональные отношения. Молодой кавказец Азамат едет на учебу в Москву, но случается трагедия: юношу убивают из-за «национального вопроса». Чтобы разобраться в этой истории, в столицу выдвигается его дядя — бывший сотрудник спецслужб, а ныне егерь в горах…
Над фильмом 39-летний театральный режиссер и ученик Марка Захарова Андзор Емкуж работал два года. О том, для чего он ушел «со сцены на экран» и основал свою киностудию, мы поговорили с автором картины накануне премьеры.
Вырой две могилы
— Андзор, в преддверии премьеры приоткройте тайну: о чем фильм «Невиновен»?
— Фильм о взаимоуважении, о том, что все люди равны вне зависимости от своей этнической принадлежности и что человек должен оставаться человеком. У фильма слоган: «Выбор есть всегда» — и от того, какой выбор человек делает, зависит то, кем он является. Иными словами, если не знаешь, как поступить, поступи по-человечески.
Тема национальной нетерпимости актуальна не только у нас в стране, но и во всем мире. Я понимаю, что наш фильм не в силах это остановить, но я хотел сказать на эту тему свое слово.
— Вы больше 10 лет жили в Москве, ваш личный опыт как-то сказался на сценарии?
— Конечно. Я жил в Москве именно тогда, когда был пик обострения отношений. События, с которых начинается фильм, не из моей собственной жизни, но психологически мне такая ситуация, конечно, знакома.
— Вы не раз говорили, что фильм основан на реальных событиях. О каких именно событиях речь?
— Реальное зерно — это та история, с которой начинается и на которой держится фильм, сцена убийства. Я не имел в виду какого-то конкретного человека, таких случаев было много. Они и до сих пор происходят, и мы поднимаем эту тему, чтобы сами люди, а не политики, обратили на это внимание. Но все остальное — художественный вымысел, фильм не документальный. Есть, например, такой персонаж, придуманный мною. Это блаженный, «ненормальный», с точки зрения, нас — «нормальных». В прежние времена в каждом селе были такие люди и к ним было особое отношение. К ним и сейчас хорошо относятся, но считаю, мы все же уделяем им недостаточно внимания. Мне хочется думать, что нормальные именно они: они видят мир по-другому — так, как нам недоступно, и предупреждают нас. В какой-то степени они — наша совесть. Нашего героя зовут Халюа — это название традиционного адыгского блюда, то есть его имя означает что-то родное, теплое, исконное. Он говорит словами Конфуция: «Хочешь отомстить, вырой две могилы». Эта фраза звучит в фильме не один раз.
Киногеография
— У вас снимались актеры из многих регионов страны. Как вы их подбирали?
— Сначала хочу сказать, что самый первый вариант сценария нам написал Юрий Шидов — ныне покойный театральный драматург из Карачаево-Черкесии, но для кино сценарий был не очень адаптирован. Поэтому мы с Ратмиром Хакуловым стали работать над другим вариантом. Для Ратмира это сценарный дебют. Я знал, кто исполнит четыре главные роли: Ахмед Хамурзов, Тимур Кетенчиев, Жанна Тхашугоева и Замир Дышеков. Именно под этих актеров Кабардинского и Балкарского театра создавались образы. Остальных мы подбирали на кастингах во всех республиках Северного Кавказа и в Москве. У нас богатая актерская география: весь Северный Кавказ, Краснодар, Москва, Армения, Белоруссия, Украина. И география самих съемок тоже обширная: Кабардино-Балкария, Чечня, Адыгея, Краснодар, Москва.
— Недавние события во время съемок сериала в Прохладном, когда нетрезвый мужчина стал стрелять с сторону съемочной группы, вызывают вопрос: как для вас складывались съемки? Как реагировали местные жители?
— Мы десять дней снимали во дворе у жителя села Камлюко Сафарби Кодзокова. Эта семья полностью отдала в наше распоряжение свой дом и помогала нам во всем. Я специально подбирал двор так, чтобы с улицы был виден Эльбрус. Но это такая капризная гора, и за все это время она ни разу не показалась нам. Но, конечно, потом мы выбрали подходящий день и досняли виды. Очень помог нам егерь из Безенги Ислам Ахубеков, который повел нас на Безенгийскую стену снимать туров, 12 часов мы шли пешком! Даже в Москве во время съемок в одном дворе люди спускались, приносили нам чай. Случайные прохожие часто интересовались, что мы делаем. Узнав, возвращались через какое-то время с обедом для всей группы. Благодаря таким людям и получается фильм.
Кавказское кино для всей семьи
— "Невиновен" снят на киностудии «Кавказфильм». Что это за студия?
— Да, это первый случай, когда на базе кавказской киностудии своими силами снимается полнометражный художественный фильм — без привлечения со стороны операторов, костюмеров, гримеров, монтажеров. Аппаратуру для студии я начал собирать четыре года назад, мне помогли товарищи из Кабардино-Балкарии и Адыгеи. Арсен Шумахов из Нальчика и Аскер Чич из Краснодара стали нашим продюсерами и инвестороми. Сейчас прокатом занимается «Кавказфильм», компания «РФГ» и Резуан Карданов. Оператор-постановщик, операторы, звукорежиссер, художник по гриму, монтажеры, рекламный агент — все это кавказские специалисты. До начала работы над фильмом мы года полтора работали вместе — снимали ролики, клипы, рекламу.
Но возможностей для постпродакшна — озвучки, цветокоррекции — нет не только на нашей студии, но и вообще на Северном Кавказе. Поэтому с черновым монтажом мы поехали на студии Москвы и Санкт-Петербурга.
— Какие цели вы ставите перед студией?
— Мы будем снимать дальше. Мы открыли эту студию, чтобы у ребят, таких, каким я был в молодости, была возможность снимать. Если на Северном Кавказе найдутся люди с проектом, мы дадим им возможности — операторов, монтаж. О второй нашей задаче говорит уже само название студии, не буквально, конечно: мы ориентированы на фильмы, которые можно посмотреть всей семьей, чтобы не было стыдно ни перед родителями, ни перед детьми. Я говорю это как сын и как отец дочерей.
— Вы говорите о возрождении кинематографии на Кавказе. Но разве то, что делают, например, выпускники студии Александра Сокурова в Нальчике, — не есть уже начало возрождения?
— Конечно. Это огромный вклад в развитие кино на Северном Кавказе независимо от того, что с ними часто работают привлеченные извне специалисты. Владимир Битоков, например, снял свой фильм на родном языке — я бы, наверное, не решился. То, что о Кавказе, о республике заговорили на международном уровне, это безусловная заслуга «сокуровцев».
«Я фильм не смотрел, но я угрожаю»
— И на фильм Владимира Битокова «Глубокие реки», который вы упомянули, и на дебютную картину другого вашего земляка Кантемира Балагова «Теснота» зрители отреагировали неоднозначно. Какой реакции ждете вы?
— Я уже ее получаю. Радикально настроенные люди пишут, угрожают. Я уже умею пропускать такие вещи мимо себя. Я готов к критике, она помогает развиваться, если она здоровая, но для этого нужно сначала посмотреть фильм, а очень многие высказывают свое мнение заранее. Понимаю, что моя дебютная картина не может всем понравиться. Поэтому я жду дискуссии.
— Какие сети взяли фильм «Невиновен» для проката?
— "Каро.Арт": Москва, Санкт-Петербург, Самара, Сургут, Калининград. Надеюсь, города еще будут прибавляться. Кроме того, все регионы Северного Кавказа, Краснодарский край и Адыгея.
— Порекомендуйте три фильма, снятые кавказцами или о Кавказе, которые обязательны к просмотру?
— "Раненые камни" Николая Засеева-Руденко (1986), «Всадник с молнией в руке» Хасана Хажкасимова (1975) и… «Невиновен».