Нартский Marvel
Пять лет изо дня в день владикавказец Тимур Гетоты посещал научную библиотеку лишь с одной целью — создать свою Вселенную. Он хотел изучить героев нартского эпоса, их быт и образ жизни. Чем они хуже персонажей американских комиксов?
— Знаете, что я понял? Доставшийся нам в наследство нартский эпос, соединивший волшебный и реальный миры, — это сжатый формат истории наших предков. Этот богатейший мир смело можно назвать «вселенной нартов». Книга не раскрывает весь его потенциал. А персонажи народных сказаний словно просят: «Эй, ребята, хватит нас так изображать! Мы не хотим чешуйчатые доспехи, примитивное оружие, дайте магию огня! Раскройте нас! Мы не хуже героев Marvel. Вчитайтесь, вдумайтесь, перенеситесь мыслями в наш мир и поймите, что мы можем быть другими!» — говорит Тимур.
Его рисунки из «вселенной нартов» не привязаны ни к какой эпохе, нет и отличий и по национальному признаку.
— Есть одна цель, — делится автор, — показать другое видение. Чтобы у зрителя раскрылись «рецепторы», которые отвечают за фантастическое восприятие. Когда Махарбек Туганов (осетинский живописец и график (1881−1952 гг.). — Ред.) рисовал эпос, он расширял мыслительные границы того поколения. Потребности современного человека намного больше. Мы хотим высокое качество изображения, звука. Мы хотим не скучных персонажей, а ярких, особенных личностей — и это можно передать через компьютерную графику.
Мастерская на рынке
Отец Тимура в советские времена работал на одном из городских заводов художником-иллюстратором: плакаты «Мир! Труд! Май!», приветствия на языках делегаций из дружественных государств, изображения тружеников предприятия, атрибутов советской власти. Все закончилось с крахом Советского Союза. Завод закрылся, родителям Тимура пришлось, как и сотням тысяч сограждан, искать другой заработок, чтобы прокормить детей. Гетоты занялись торговлей.
— Мы жили в однокомнатной квартире, где было пианино, гармошка, балалайка, флейта, ксилофон и папина гитара. Впервые аккорды показал мне он. Так же, как работать с красками и карандашом. Сестра стала архитектором, я не помню дня, чтобы не рисовал, — рассказывает Тимур.
После 9 класса он поступил в художественное училище, окончил его, но работать по специальности не стал. Подрабатывал с братом на строительных объектах, а все свободное время посвящал своему художественному миру. Несколько лет назад у отца Тимура обнаружили онкологическое заболевание. Мать стала ухаживать за больным супругом, а Тимуру пришлось выйти на рынок вместо родителей.
— Папа умер год назад. Мама уже в преклонном возрасте, ей требуется операция на ногу, иначе впереди инвалидность. Так что работа на рынке мне, можно сказать, досталась по наследству, — грустно улыбается художник. — У меня тут не только торговое место, но и мини-мастерская. Продаю шапки, а заодно и свои картины пишу. Да, не каждому зрителю они понятны. Но это мой стиль, мой мир.
В своей мастерской на рынке Тимур выполнил уже больше 40 работ на бумаге в смешанной технике — с помощью гелевой ручки, туши и маркера. Разобраться в них действительно под силу не каждому.
Нужная степь
Сам Тимур считает, что такая техника доступна любому — было бы желание и терпение, а себя, несмотря на образование, профессиональным художником не называет. Сделать увлечение профессией пока не удается. Тимур разработал логотип для местной компании, производящей спортивную одежду, но это осталось его единственным коммерческим заказом.
— Очень многие предлагают уйти в тату-индустрию. Прочат успех. Но у меня на этот счет свое видение. При решении любого вопроса я стараюсь уединяться и довериться внутреннему голосу. И насчет татуировок у меня однозначное мнение: тело должно оставаться чистым. Я понимаю, что пока на своем творчестве не зарабатываю никак. Но это не значит, что позволительно идти в ту степь, которая однозначно принесет достаток, — рассуждает художник. — Поэтому и стою на рынке. Семью кормить нужно.
Болезнь отца, его смерть, выход на рынок почти свели на нет творческие цели автора. В дополнение сломалась техника, на которой был создан, но не окончен проект по нартскому эпосу. Большая часть работы выполнена, но, чтобы ее закончить, нужно новое оборудование. Проект — готовый концепт-арт для будущего художественного фильма по мотивам нартских сказаний, говорит Тимур. Персонажей он пока держит в секрете: мечтает, что когда-то вселенная нартов появится на большом экране. А потому решил все же следовать за своей мечтой. Он надеется найти спонсора для окончания фэнтезийной серии про жизнь нартов. А пока во Владикавказе готовится первая выставка графики Тимура Гетоты — совсем скоро она пройдет в творческой лаборатории «Портал».
Пять работ Тимура Гетоты
Neuralink
Пока Илон Маск разрабатывал чип, Тимур Гетоты создавал свой Neuralink.
— Это работа о коннекте человека и компьютера, — поясняет он. — Человек должен оставаться человеком, а техника лишь выполнять свое предназначение. Но сегодняшние реалии другие. Я изобразил человека, мозг которого подключен к интернету. Хорошо или плохо ему, это второй вопрос. Первый — насколько виртуальная реальность проникла в наш мир? Можно ли еще высвободиться? Картина для размышлений.
«Продолжение рода»
В большинстве случаев Тимур не планирует сюжеты. Не было эскиза и «Продолжения рода», несмотря на всю его сложность. На картине мы видим мужчину, женщину и ребенка. А что видит автор?
— То, что получилось, вызвало удивление у меня самого. Как я вообще работаю? Включаю правильную музыку, настраиваюсь, беру в руки ручку или маркер и доверяюсь создателю. Мы ведь ничего нового не придумываем, в нашем мире, вселенной уже все есть. «Продолжение рода» - это мое видение традиционной осетинской семьи, — объясняет Тимур. — Торс мужчины изображен в виде каменной кладки, что символизирует выражение «Как за каменной стеной». Женщина — хранительница домашнего очага. Узор на чаше выполнен в виде цветка — женского начала. Рядом с кинжалом мужская энергия, вливаемая в эту чашу, что приводит к рождению новой жизни. На папахе изображены мужские занятия: охота, земледелие, сенокос, уход за скотом, участие в обрядах. Солнечный диск указывает на сменяемость занятий в зависимости от времени года. Родовая башня и возносимые к Богу молитвы — еще один важный символ осетинской семьи.
«Побратимы»
Вначале вы не увидите ничего. Закроете глаза, откроете, и только тогда вдруг картина проявит себя. Штрихи соединятся и представят целостный образ двух мужчин, смело смотрящих друг другу в глаза.
— Их мыслительный мир соединен — это значит, они чисты друг перед другом и готовы стать братьями. Орел с веткой символизирует, что союз благословлен небесами, — поясняет художник. — У равнинных народов это был бы голубь, но так как мы живем на Кавказе, то у нас другой птицы не может быть.
«Тайное знание»
— Меня привлекают образы сакральной геометрии, — объясняет Тимур, — и во время работы над этой картиной меня посещали мысли о скрытых от науки знаниях о Вселенной. Есть абстрактные работы, есть смысловые, сюжетные. Могу сказать, что преобразовываю мыслительный мир в реальность. Время от времени я пересматриваю свои картины. Если чувствую, что они несут в себе негативную энергию, обязательно уничтожаю. Нет, мне не жалко ни своих трудов, ни времени, ни сил, я не хочу передавать другим людям отрицательные эмоции. Мне бы хотелось, чтобы зритель, смотря на мои картины, задумывался о тайнах мироздания, о том, сколько скрыто от человеческих глаз и как еще мало мы знаем о нашей Вселенной.
«Воин света»
«Воин света» - одна из первых работ Тимура.
— Многие в своих картинах изображают его. Каждый по-своему. Посмотрите, нечистые силы окутали его, пытаясь сломить. Но они не понимают, что в каждой его клеточке — мощь. Мой воин со светом вместо лица. Я долго думал, ломал голову, как изобразить его, какими чертами наделить, никак не мог принять решение, закинул работу в долгий ящик. Как-то достал снова и все понял. Надо оставить свет вместо лица и ничего не придумывать. Ведь он воин света — это раз. И каждый из зрителей, кому пришлось преодолевать или предстоит преодолеть трудности, смотря на эту картину, будет представлять себя и верить, что и он победит.