{{$root.pageTitleShort}}

«Мы не хотели кормить детей такой едой»

Как семья из Владикавказа решила сделать мясные продукты нестрашными и открыла один из лучших магазинов России

Российский Минпромторг подвел итоги конкурса «Торговля России». В номинации «Лучший магазин» в числе победителей оказался владикавказский «Мясной банкъ». О бизнесе с душой (а еще семейной заготовке солений и пиве по бабушкиному рецепту) нам рассказала директор магазина Марина Гусова.

«Лучший магазин»

— От нас нужны были фотографии и описание магазина. Специально к конкурсу мы никак не готовились. Сняли магазин так, как он выглядит в обычные дни, разве что чуть поправили витрины. Я тогда готовилась к свадьбе сына и на несколько недель забыла о конкурсе. В итоге мы победили — первые из Северной Осетии. Думаю, причина нашего успеха — чистота помещений, красивый дизайн и качество продукции. Не только в конкурсе, но и у покупателей.

Победа принесла нам еще больше клиентов — за покупками приезжают из соседних регионов.

Ставка на натуральное

— Мы открылись в январе 2018 года. У нашей семьи уже был успешный проект — интерьерная лавка, а вот с продуктами никогда не работали, хотя можно сказать, что мы с супругом помешаны на качественной пище. Наши дети очень любят колбасы, но, когда мы стали изучать технологию их изготовления и состав, нам стало страшно. Мы не захотели кормить детей такой едой.

Марина Гусова

Так и пришла идея создать место, где люди будут спокойно покупать натуральные продукты себе и своим детям.

Название придумал муж. Мы любим шутить, что он всю жизнь мечтал о банке, но денег хватило только на продуктовый магазин. А клиенты спрашивают, даем ли мы кредиты мясом.

Сначала ассортимент был узким — продавали только мясо. Его везли из Краснодарского края. Это не бычки, а телочки: коров не колют разными препаратами, потому что они должны телиться.

Потом у нас появились полуфабрикаты из мяса, молочная продукция, яйца и «беговые» куры вольного выпаса, консервированные овощи и компоты. Все это приготовлено нами или берется у проверенных производителей.

Своих клиентов мы сразу нашли. У нас пока один магазин, но люди приезжают в него со всего Владикавказа. Мы часто отправляем посылки в Москву, Ростов-на-Дону, Таганрог, Краснодар. Люди и сами закупаются чемоданами и везут натуральные продукты родственникам в другие города.

Охота на помидоры

— Почти вся «молочка» к нам поступает из Аланского Свято-Успенского мужского монастыря в горном Фиагдоне. Коровы пасутся в экологически чистом месте, поэтому молоко, творог и сыворотка полезны и безопасны. Топленое масло, сыр сулугуни, сливочное масло специально для нас изготавливают в селах.

Вряд ли вам где-то еще предложат минеральную воду «Тиб», разлитую не на заводе. Супруг регулярно ездит к источнику и набирает воду и для семьи, и на продажу.

За фруктами и овощами мы тоже «охотимся». Ездим по селам, по бабушкам, ищем лучшие помидоры, огурцы, зелень, яблоки, сливы. А еще мы стали чистить овощи для супов и упаковывать их в вакуумную тару. Оказалось, многие хозяйки не хотят тратить время на чистку картофеля или моркови.

Изначально мы не планировали перепродавать товар. Рассчитывали, что все будет собственного производства. Но люди стали просить расширить ассортимент. К примеру, клиент приходит за мясом к плову и хочет купить сразу рис и специи. Так у нас появилась бакалея с качественным рисом и гречкой, а местные умельцы производят для нас приправы.

Что еще? Мы освоили выпуск стейков. Закупили оборудование для вентиляции, в специальной камере стейки «зреют» три недели — потом им достаточно 10 минут на огне. Делаем свою колбасу и сосиски — докторская, сервелат, сосиски с сыром гауда, и это все без красителей и консервантов.

Пиво по рецепту бабушки

— "Мясной банкъ" — семейный бизнес. Мы действительно все делаем вместе: ищем поставщиков, подбираем коллектив, готовим продукцию. Можете не поверить, но большая часть ассортимента изготовлена нашей семьей по нашим же рецептам.

Мы, к примеру, сами варим осетинское пиво. Старинный рецепт достался от бабушки моего супруга. В нем вместо сахара используется мед. Говорят, именно с таким напитком раньше возносили молитвы старцы.

Консервированные помидоры и огурцы — это рецепты моей мамы. Она уже десятки лет «катает» банки, и всегда у нее их просят родственники и друзья. В магазине они «улетают». Мне кажется, люди соскучились по домашней еде.

Высокий спрос на наши компоты и варенья. Мы никогда не делаем их большими партиями. Собираемся семьей и закатываем банок пятьдесят, может, сто — не больше. И никогда не берем дешевые фрукты.

Все, что продается у нас в магазине, мы едим сами.

Без маркетологов

— Мне кажется, когда человек очень хочет свое дело, он заранее знает, как и что будет в его магазине. Так что мы даже не думали приглашать маркетологов. Все — от концепции до интерьера — это наши с мужем идеи.

Самым сложным и затратным дизайнерским решением оказались закрепленные на потолке бочки — они выполняют функцию люстр. А помощь у профессионалов мы попросили лишь однажды — художники из Москвы отрисовали нам наш логотип по нашей же идее.

Упаковка тоже имеет значение. Мы используем в основном бумажные коробки и пакеты и стекло. Только недавно стали пользоваться пластиковой упаковкой в исключительных случаях. И вы знаете, людям важно, чтобы их покупки клали в бумажный пакет, а не в полиэтиленовый. Это и статусно, и элементарно удобно. Что будет, если горячий хлеб положить в пластиковый кулек?

Бизнес по-осетински

— "Мясной банкъ" никогда не работал в минус, но, конечно, окупить все вложения мы до сих пор не смогли. Очень много потратили на ремонт и интерьер, закупили дорогое оборудование.

Наша семья недолго жила в других регионах, и я могу сказать: вести бизнес там легче. Есть четкие правила, пусть даже сложные, и ты им следуешь. В Северной Осетии, даже вроде бы соблюдая все нормы, все равно можно нарушить закон.

Или, к примеру, монополия: поставщик услуги ЖКХ в начале года неожиданно для нас поднял цены в два раза. Работать больше он при этом не стал. За отказ платить нам пригрозили судом. А еще другие услуги ЖКХ, налоги, разные отчисления. От того, сколько нужно платить, голова идет кругом.

Среди наших покупателей много друзей и знакомых, в основном мужа. Поначалу было неудобно брать с них деньги за товар. Потом сами друзья стали возмущаться: говорят, что любят нашу продукцию, но на бесконечные подарки не согласны, иначе больше не придут в магазин.

Продукты — это не шкаф, который можно продавать хоть пять лет. Для сбыта есть два-три дня. Поэтому продукты — это сложный бизнес. Но все-таки прибыльный: вкусная и качественная еда будет востребована всегда.

Почему растут цены

— 2022 год очень тяжелый — нам несколько раз пришлось поднять цену на мясо. Росла и закупочная цена, и доставка, подорожала упаковка. Мы долго не меняли ценники, но потом, чтобы не уйти в минус, вынуждены были это сделать. Большинство людей относилось с пониманием.

Сложился стереотип, что позволить себе покупки у нас могут только состоятельные клиенты. Люди заходят, видят цену стейка и думают, что это стоимость мяса. Они не понимают, что это совсем другой продукт, что стейк нужно готовить 21 день, используя приправы и дорогое оборудование. А грудинка, балык или рубленое мясо у нас по вполне рыночным ценам.

Фарш — чуть дороже, но мы его делаем из мяса, а не из жилок и жира. Варенье, соленья делаются небольшими партиями из отборных фруктов и овощей — из этого и складывается цена.

{{current+1}} / {{count}}

Невымученные улыбки

— Как клиент, я всегда обращаю внимание на продавцов: как они одеты, как здороваются и прощаются, могут ли проконсультировать. К сожалению, в Северной Осетии с этим беда. Люди работают будто из-под палки. Будут улыбаться, только зная, что вы потратите большую сумму.

Я всегда говорю, что наши покупатели особенные, и мы их должны всех любить. Ни внешний вид, ни настроение клиента не должны ни на что влиять: любому посетителю нужно отвечать вежливо и тактично. Я за этим внимательно слежу. А если продавец не может оставить свои проблемы за дверью магазина, то лучше не приходить на работу.

Клиенты могут по нашему небольшому магазину ходить 30−40 минут. Им нравится сам процесс покупки продуктов. А бывает, покупатели идут за общением. Иногда женщины в возрасте спрашивают, как сварить голубцы. Наших молодых продавщиц эти вопросы не ставят в тупик. Доброжелательная атмосфера — это важно. Тем более что, по моему опыту, для продуктового магазина не работает реклама на телевидении и в журналах. Самая лучшая реклама — «сарафанное радио».

Валерий Тайсаев

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ