{{$root.pageTitleShort}}

«За каждой вершиной есть следующая». Правила жизни учителя физики

Один из лучших в стране преподавателей физики и астрономии — о том, почему его профессия «дальнего действия», зачем готовиться к неудачам, как не проиграть в эпоху ИИ и кому не нужно ставить двойки

В преддверии профессионального праздника выяснили жизненные принципы лауреата конкурса «Учитель года 2022», победителя «Классной темы» Аслана Кашежева из Нальчика. В его активе — кандидатская диссертация и цикл авторских телепередач. Он преподает физику и астрономию в одной из нальчикских школ, занимается спортом и репетиторством и успевает если не все, то почти все.

— Бывают люди, которым нужно дать пинка в хорошем смысле. Все верят в этого человека, а он сомневается. Тогда нужно прямо сказать: «Дружище, у тебя все получится!» Нужно помочь, объяснить, подсказать. Замотивировать, в общем. И человек потом, может быть, раскроется, как цветок.

Мы говорим ученику: «Выйди к доске, реши задачу», но он стесняется, боится. А вы подойдите к любому учителю и скажите: «Дай прямо сейчас мастер-класс». Очень вероятно, что он тоже растеряется. С ходу может казаться, что ребенок ничего не знает, а учитель не является профессионалом, хотя это не так. Просто нужно тренироваться, готовиться. Мы должны быть примером и не бояться показывать свои слабые стороны.

Где бы вы ни оказались, вспоминайте про горы: за каждой вершиной есть следующая. Если вы будете останавливаться на достигнутом, то застрянете. Нужно все время куда-то идти, узнавать новое.

Иногда учитель, который работает десяток лет, начинает ощущать, что всего достиг, лучше быть не может. А потом на конкурсе встречается с человеком, общается с ним и вдруг понимает: «Ого, а что, так тоже можно было?» Начинается взаимообогащение.

Я пересмотрел некоторые модели работы и поведения после таких встреч. Например, раньше, если ученик плохо сделал домашнюю работу, я говорил: «Ты не старался, вот тебе твоя заслуженная двойка». А теперь спрашиваю: «Почему не справился? Что пошло не так?» Если причина объективная, даю второй шанс. Если же ученика похитили инопланетяне и вернули без тетради, это, конечно, хорошая фантазия, но и заслуженная двойка.

В 2022 году кроме участия в конкурсе «Учитель года» я победил в первом сезоне телевизионного проекта для педагогов «Классная тема». Съемки были в ноябре 2022, а эфир — в январе 2023 года. Я долго скрывал победу, нужно было хранить интригу. Даже семье не говорил.

«Классная тема» помогла реализовать давнюю идею. К финалу конкурса я точно знал, что хочу в формате телешоу рассказывать об открытиях, людях, книгах живую информацию, не закоснелую, актуальную. Когда попросили дать мои идеи, я буквально за 2−3 дня накатал черновичок, отправил, его одобрили. И я сел расписывать 10 сюжетов по 30 минут каждый. Сейчас они доступны на платформе «Смотрим» и в «ВК».

Любой конкурс — это вызов самому себе, преодоление внутренних страхов. Многие профессионалы могут провести урок за закрытыми дверями, но не публично. Волнение — это нормально, но с ним надо работать.

Когда я решил участвовать в «Учителе года» второй раз, я обдумал все возможные психологические траектории — от ухода с первой минуты до получения награды в Кремле. Это важный момент: будьте готовы к любому исходу, но и не зацикливайтесь на проигрыше.

На «Учителе года» я познакомился с преподавательницей из Владивостока. Когда меня пригласили выступать в этом городе, я спросил, будет ли у коллеги время встретиться. На своей машине она нас покатала по Владивостоку, показала то, что мы никогда не увидели бы «своим пешком». Если кто-то приезжает в Нальчик, я также всегда с удовольствием нахожу время. Фактор именно человеческого, а не только профессионального общения очень важен.

Сейчас наша задача — научиться делать всего одну вещь, называется она промт-инжиниринг. Это умение создавать правильный запрос для искусственного интеллекта. Если мы не будем учиться, то проиграем тем, кто это делает.

Есть много способов использовать ИИ на уроках, например создать головоломку или проиллюстрировать идиому. Надо понимать: ИИ не придет, он уже пришел. Автопилот в самолете — это он, варианты запроса в поисковике, когда мы только начинаем набирать текст, тоже он.

Я работаю, занимаюсь репетиторством, спортом, читаю параллельно несколько книг. Обычно это научпоп или научная фантастика, в последнее время еще утопии и антиутопии. Вечера стараюсь проводить с семьей: гулять, кататься на велосипедах, самокатах, с женой смотрим российские юмористические сериалы.

Конечно, я не успеваю абсолютно все. Тайм-менеджмент не про это, а про то, как правильно расставить приоритеты. Иногда мы начинаем с того, что можно было не делать вовсе, и откладываем действительно важные задачи. Чтобы такого не происходило, надо вовремя остановиться и разложить все по полочкам.

Учителя делают такую же работу, как пилоты самолетов. Просто наш уровень ответственности более долгоиграющий, наша профессия дальнего действия. Сказанная сегодня фраза может пригодиться человеку через 20 лет. Поэтому я всем коллегам говорю: занимайтесь своей профессией, вы ее выбрали, ваш выбор достоин внимания, уважения!

Если мы будем искать только минусы, плюсов не увидим. Когда что-то идет не так, нужно решать проблемы конструктивно, находить компромисс. Всегда есть люди, которые могут помочь. Родители, ученики, да даже один человек, который на уроке скажет: «Спасибо, я понял, что вы сегодня объясняли», запитывает на месяц вперед.

Дарья Шомахова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ