{{$root.pageTitleShort}}

«Если ребенок не усвоит родной язык до восьми лет, то этот язык станет для него вторым»

Муса Овхадов — о том, что изучение родного языка может и должно быть интересным и приятным. А еще о количестве гласных звуков и главных членов предложения в чеченском

Лауреаты премии правительства России в области образования 2025 года Муса Овхадов и Раиса Абдулкадырова получили признание за написание учебников чеченского языка для 5−9-х и 10−11-х классов. Мы поговорили с директором Института чеченского языка, академиком, доктором филологических наук, профессором Мусой Овхадовым о недочетах старых учебников и необходимости создания новых.

Доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Чеченской Республики Муса Овхадов, премьер-министр РФ Михаил Мишустин и составитель учебников чеченского языка для 5−9 и 10−11 классов Раиса Абдулкадырова (слева направо) на церемонии вручения премий и благодарностей правительства РФ в области образования.

Чаще всего спикеры говорят, что любовь к их делу зародилась в детстве, но Муса в детстве серьезно занимался тяжелой атлетикой и боксом, в юношестве мечтал стать юристом, однако в силу обстоятельств поступил на филфак Чеченского госуниверситета. Затем его приглашали на работу в МВД, но было поздно — он влюбился в чеченский язык и остался работать в вузе.

Сегодня благодаря Мусе и его соавтору — старшему научному сотруднику Института чеченского языка, заслуженному учителю ЧР Раисе Абдулкадыровой — чеченские школьники изучают родной язык в доступной и понятной форме.

Детям не до научных споров

— Когда мы с Раисой в 2017—2019 годах работали над первой версией учебников, у нас и в мыслях не было, что когда-нибудь наш труд так высоко оценят. Нашей главной задачей было создать учебники без противоречий, которые были в прежних изданиях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Чеченский язык: история и словарь основных фраз

В старых учебниках немалое место занимало мнение авторов. Одни считали, что у нас два главных члена предложения, другие — три. Отсюда разногласия в видах предложений — двусоставные или трехсоставные. Но детям какое дело до этих научных споров? Поэтому нужна была устоявшаяся теория: наши учебники должны были стать современными и понятными, чтобы школьники могли легко усваивать материал.

Я писал теоретическую часть, на ее основе Раиса разрабатывала практическую часть с упражнениями. Нам хотелось, чтобы ученики, изучающие чеченский язык как родной, не испытывали трудностей. Ведь когда ребенок не понимает учителя, а учитель не может доступно объяснить материал, это отражается на отношении к языку и школе в целом. Для нас важно, чтобы дети любили изучать родной язык, понимали его структуру и тем самым сохраняли свою культуру.

В 2022 году мы разработали вторую версию учебников в соответствии с новой орфографией, а в этом году подготовили третью — учебник для 10−11-х классов уже выпустили, а для 5−9-х представим в издательство в ближайшее время. Основное внимание уделили изменениям после частичной реформы орфографии чеченского языка.

Белые пятна и недочеты

— К написанию учебников меня побудила работа в ЧГУ. Кем я там только ни был — от рядового сотрудника до и. о. ректора. 20 лет проработал на кафедре вайнахской филологии, 21 год заведовал кафедрой общего языкознания. За годы работы понял, что в чеченском языкознании много белых пятен. Например, синтаксис практически не изучен, а существующие теории слишком ориентированы на русский язык. Приходилось самостоятельно исследовать многие аспекты.

Работа в Институте чеченского языка позволила нам с Раисой заняться исправлением недостатков. Например, раньше утверждалось, что при 15 гласных буквах в чеченском алфавите всего 9 гласных, но это не соответствует действительности. В разных исследованиях приводятся цифры от 30 до 35 гласных звуков. Алфавит кириллический, адаптированный к чеченскому языку, но некоторые его особенности изначально не отражали всю звуковую систему. Или пресловутое утверждение, которое было практически во всех учебниках: словосочетаний в предложении меньше на одну единицу, чем слов. Но кто сказал, что словосочетание всегда состоит только из двух слов? Эти недочеты сбивали с толку и учеников, и учителей. Мы постарались все корректно объяснить и привести в порядок.

{{current+1}} / {{count}}

Большая работа была проделана Раисой Абдулкадыровой в практической части учебников. До этого во многих разделах было по 1−2 упражнения или вообще не было ни одного. Раиса увеличила количество упражнений и их объем. Также она отрегулировала точность заданий в соответствии с теоретической частью.

Доска, мел и цифровые технологии

— Изучение родного языка — важнейший элемент сохранения национальной идентичности и культурного наследия. Мне приятно видеть, что наше государство реально поддерживает развитие языков народов России. Сохраняя язык, мы сохраняем себя, укрепляем наше общество на основе взаимного уважения и дружбы народов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Я теперь среди молодежи, получается, я тоже молодой»
Неугасающая страсть к родному языку сделала Абубакара Лейдана студентом в 78 лет. Самый пожилой студент СКФО мечтает создать собственную методику изучения чеченского языка для детей

У нас уже есть неплохие успехи — созданы методические материалы, электронные базы, словари. Наш большой орфографический словарь чеченского языка в 2024 году занял первое место на научном конкурсе в стране. Но главная задача на сегодня — усилить работу с дошкольниками и начальной школой. Если ребенок не усвоит родной язык до восьми лет, то дальше он будет воспринимать его как второй. Мы уже разработали несколько вариантов учебников по чеченскому языку, один из которых отправлен в Минобразования ЧР и ждет своего применения. Учебник по литературному чтению в начальных классах уже используется.

Кроме того, мы создаем электронные ресурсы для учителей и школьников. Дети сегодня живут в цифровом мире — им интересно учиться через технологии, мобильные устройства и интернет. Мы хотим, чтобы традиционные методы обучения — доска и мел — сочетались с современными инструментами, которые делают уроки живыми и увлекательными.

Диана Магомаева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе

Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала