Технопарк Чеченского государственного педагогического университета. Вокруг солидного дедушки скопилась толпа молодых людей. На первый взгляд может показаться, что студенты собрались вокруг гостя мероприятия. На деле это собрание однокурсников. Абубакар Лейдан в этом году стал самым пожилым студентом СКФО и, выбрав направление «родной (чеченский) язык и литература и английский язык», исполнил свою давнюю мечту.
— Я пришел просто учиться, а стал знаменитостью, — шутит студент, в одночасье ставший известным. — Это мое седьмое интервью.
Вечная страсть к знаниям
Фото: © Елена Афонина/ТАСС
Абубакар Лейдан
Школу в родном селе Ялхи-Мохк, а затем и педагогический университет в Москве Лейдан окончил с отличием. После учебы вернулся на родину, устроился педагогом и параллельно работал секретарем районного комитета.
— Меня всегда тянуло к изучению родного языка, но в мои молодые годы не было такой возможности. Я до сих пор помню свою учительницу чеченского языка Халимат, которая только усилила мою любовь к предмету.
Абубакар Лейдан рассказывает, что после университета вернулся домой, потому что хотел принести пользу родному селу. Да и за родителями нужно было присматривать. Преподавал он родной язык, но вскоре ушел на химический завод механиком, а затем — инженером на одно из предприятий в Ставрополе.
— По жизни я сменил несколько профессий. Чем только не приходилось заниматься: техникой, скотом, сплочением людей. Работал по всему Северному Кавказу. Но спустя полвека я снова вернулся к наукам. Некоторые знания по арабскому и английскому я получал самостоятельно и обучал своих детей и внуков.
И судьба, и счастливый случай
Любовь к родному языку с годами не угасала, а только росла.
— В последние годы я состоял в Общественной палате ЧР. Благодаря этой работе я познакомился практически со всеми писателями нашей республики, искренне радовался их успехам, восхищался их творчеством. И каждый раз меня все больше и больше воодушевлял мой родной язык. На одном из официальных мероприятий я встретился с Исмаилом Байхановым, ректором ЧГПУ, и поделился своей давней незабытой мечтой изучать родной язык.
Ректор порекомендовал Абубакару готовиться к экзаменам. Мужчина сдал три экзамена. Говорит, сам не думал, что так хорошо с ними справится.
— Через месяц мне позвонили и сообщили, что меня зачислили. Не ожидал, но очень надеялся. Родные радуются за меня и полностью поддерживают.
Необычный студент
У Абубакара три сына, семь внуков и три правнука. Зрение и слух его не подводят, не говоря уже о пытливом уме, который был одной из главных его характеристик на протяжении всей жизни.
— Каждый человек должен знать свой язык, культуру и ценности. Я всегда считал, что только жизнь, связанная со знаниями, — это настоящая жизнь. Если Всевышний все еще сохранил мне слух, зрение и ясный ум, значит, я могу быть полезным для этого мира. Время, проведенное без учебы, для меня потрачено впустую. И если я теперь среди молодежи, получается, я тоже молодой.
День Лейдана поделен на три части. Он приезжает на учебу за час до начала занятий, чтобы лучше подготовиться. После занятий начинается его социальная роль чеченского старейшины: посещение разнообразных мероприятий, в том числе религиозных. Оставшееся время необычный студент тратит на сон.
Кем стать, когда уже вырос
После окончания вуза Абубакар Лейдан не планирует преподавать. Его цель — создать собственную оригинальную методику обучения чеченскому языку. Мужчина вынашивает эту идею уже очень давно и даже накопил некоторое количество разработок, которые требуют привлечения опытных педагогов, психологов и графического дизайнера.
— Я считаю, что между ребенком и педагогом в первую очередь должна быть налажена психологическая связь. Ведь к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Я считаю, это важное условие эффективного обучения.
Придумывая те или иные методики, специалисты руководствуются различными критериями: возраст ребенка, объем материала и количество времени на его освоение. Пользуясь теми же самыми инструментами, Лейдан планирует создать пособие, которое будет соответствовать чеченскому менталитету, рассказывать об обычаях и традициях народа.
— Наш алфавит отличается от русского, в нем есть двойные буквы. Соответственно, он требует чуть больше времени для изучения. Хочу сделать акцент на жизненном укладе чеченцев. Чтобы ребенок именно с этого возраста впитал любовь к своему народу.