{{$root.pageTitleShort}}

Школьники Северного Кавказа все чаще записываются в кружки и секции

23 ноября 2016, 20:58

Практически каждый школьник Северного Кавказа к 2020 году будет заниматься в кружке или секции. Специалисты признают, что сеть дополнительного образования в регионе развита довольно хорошо, при этом почти все занятия бесплатные или очень дешевые.

Ранее министр образования России Ольга Васильева 21 ноября на съезде Российского движения школьников сказала, что не менее пяти кружков в каждой школе страны должны быть бесплатными.

Кружки приблизились к дому и школе

По данным министерств образования регионов Северного Кавказа, все больше и больше местных школьников ходят в различные кружки и секции. Вдвое за год увеличилось количество детей, посещающих кружки, в Дагестане. По данным Минобрнауки региона, последние три года услугами допобразования пользуется более 350 тысяч детей, тогда как по итогам 2015−2016 учебного года в республике было 13,5 тысяч кружков, в которых занимались более 150 тысяч детей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Школа жизни в сельской местности
Хочешь изменить мир — начни со своей школы. И тогда, может быть, именно в твоем селе вырастет новый Мичурин

В Карачаево-Черкесии в секции ходят две трети школьников, в республике работает 76 учреждений дополнительного образования. При этом представитель местного Минобрнауки Джульетта Гербекова подчеркнула, что «услуги дополнительного образования, которые бесплатно оказываются в учреждениях различной ведомственной принадлежности, активно интегрируются в систему общего образования, чтобы приблизить их к месту жительства детей». «В школах КЧР работаю более 2,5 тысячи различных кружков и секций, где занимаются свыше 38 тысяч школьников, это порядка 79% учащихся», — сказала она, подчеркнув, что с детьми занимаются педагоги дополнительного образования.

Всего половина школьников охвачена сегодня кружками и центрами дополнительного образования в Чечне. В регионе проблема охвата школьников допобразованием заключается не в нехватке секций и кружков, а в необходимости активнее вовлекать детей. В каждом районе республике есть учреждение допобразования, но занятия активно проходят и в школах.

«Всего в республике 165 учреждений дополнительного образования, из них 67 находятся в системе образования, порядка 60 в введении Министерства спорта, остальные относятся к Министерству культуры. Где-то по совместительству в этих центрах работают школьные учителя. На данный момент в регионе есть необходимость увеличения не количества кружков, а детей, вовлеченных в них», — отметил первый замминистра образования Чечни Рамзан Усманов.

По данным Минобразования Ставропольского края, в регионе работают 255 организаций дополнительного образования, в которых занимаются более 149 тысяч детей. Еще 132 тысячи школьников посещают дополнительные занятия в общеобразовательных учреждениях.

Драмкружок, кружок по фото…

Министр образования России Ольга Васильева обозначила направления допобразования, которые бесплатно должны быть в каждой школе — это театральный кружок, где дети учатся говорить, музыкальный, технический, спортивные секции и шахматы, которые нужны для развития интеллекта, сказала она. По словам Васильевой, эти пять направлений должны быть в каждой школе, и это требует очень мало затрат.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
С роботами не шутят. С ними играют
Через 10 лет роботы будут повсюду, как сейчас мобильные телефоны, считает Рустам Сайдулаев. И делает для этого все возможное: в его частной школе роботехники в Грозном уже десятки учеников

В Дагестане в текущем учебном году за счет внедрения программ курса «Шахматы» и «Начального научно-технического творчества» охват обучающихся дополнительным образованием увеличится с 57,8 до 62%. Для этого были подготовлены около 150 педагогов по шахматам и около 200 педагогов по начальному научно-техническому творчеству.

По словам экс-министра образования Северной Осетии, директора Дворца творчества детей Зиты Салбиевой, в школах республики очень востребованы кружки национального танца, шахматы, интеллектуальные общества. «Наши преподаватели ведут такие кружки прямо на базе школы, это очень удобно и детям, и родителям, и преподавателям, которые набирают полные группы», — сказала она.

Бесплатные кружки в приоритете

Согласно указу президента России № 599, к 2020 году не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет должны быть охвачены дополнительными общеобразовательным программами, половина из них бесплатно.

«В Кабардино-Балкарии вся система дополнительного образования бесплатная, — рассказала ТАСС начальник отдела дополнительного образования и воспитания министерства образования, науки и по делам молодежи республики Татьяна Касьянова. — Проблема в том, что все процессы оптимизации, которые происходят, в первую очередь касаются педагогов дополнительного образования. Школьного учителя никуда не денешь, он должен дать основную программу, а педагог допобразования вроде бы не так нужен, в результате их не хватает, особенно для того, чтобы вести научные и технические кружки».

На сложности финансирования допобразования жалуются в Ставропольском крае: «вообще, сейчас это стало выполнять достаточно сложно. К примеру, у нас раньше в школе было 11,5 ставок педагогов дополнительного образования, а последние 3−4 года только 4,5 ставки. Для школ прошло сокращение ставок, для гимназий, лицеев осталось на прежнем уровне. Конечно, раньше мы могли предоставить больше направлений и больший охват детей», — пояснила директор школы с углубленным изучением отдельных предметов № 5 имени А. М. Дубинного города Пятигорска Валентина Почуева, добавив, что бесплатные кружки и секции всегда были в школах и остаются там, но в более сокращенном варианте.

Важность наличия в школах бесплатных кружков отмечает председатель общественного межрегионального общественного движения «Родительский комитет СКФО» Кира Моисеева. «Если честно, то родители просто уже устали платить везде, за все и вся. Сегодня школа лишена воспитательных функций, упор сделан на интеллект ребенка, а духовно-нравственно не воспитанный ребенок не может вырасти нормальным человеком, поэтому конечно, кружки нужны, но не для проформы», — сказала она.

Кадры и материальная база

Особое внимание эксперты обращают на важность специальной подготовки педагогов дополнительного образования и необходимость оборудования в школах специальных помещений для дополнительных занятий. К примеру, в школах Ингушетии, где дети учатся в две и даже три смены, одной из проблем является дефицит места, но кружковая деятельность ведется достаточно активно.

Главный специалист отдела воспитания, дополнительного образования и социальной реабилитации Министерства образования Ингушетии Зара Шадиева рассказала, что у каждой школы есть свои факультативы, в рамках которых школы сами определяют, какие кружки у себя открыть. «Кружковую деятельность в школах часто ведут работники Центров творчества, тренеры детских спортивных школ, преподаватели музыки, рисования. В зависимости от отработанных часов они получают зарплату несколько меньшую, чем преподаватели-предметники. Специально приспособленных для кружковых занятий помещений в школах нет, но всегда находится свободный класс или зал, где эти занятия можно провести», — сообщила Шадиева.

Необходимо решать проблему материально-технической базы школ, считает председатель движения «Родительский комитет СКФО» Кира Моисеева. «Все проекты модернизации прошли мимо дополнительного образования. Если в начале 1990 годов оно было в авангарде — в кружках стояли компьютеры, в них было все то, чего не было в школах, то сейчас ситуация кардинально изменилась, школы ушли далеко вперед», — сказала она.

Введение профессиональных стандартов педагогических профессий потребует с начала 2017 года наличия у 100% педагогов высшего педагогического образования. Так, в связи с этим на базе Дагестанского института развития образования открыта кафедра профессионального и дополнительного образования, основная задача которой переподготовка и повышение квалификации педагогических работников государственных и муниципальных организаций дополнительного образования. Сегодня из более 6,8 тысяч педработников республики около 3,1 тысяч не имеют высшего образования, а без квалификационной категории работают более 3,4 тысяч педагогов.