{{$root.pageTitleShort}}

Жил-был художник. Один

В разгар пандемии ставропольский художник получил не только постоянную работу, но и «роскошные апартаменты» в центре Железноводска. Все благодаря самоизоляции
7364

Пока во многих городах мира люди мучаются от заточения в тесных квартирах с детьми, животными и супругами, 31-летний ставропольский художник Сергей Пронин самоизоляцией очень даже доволен. И неудивительно: ведь он занял «апартаменты» в несколько сотен квадратных метров в самом центре курортного Железноводска — поселился в Пушкинской галерее. Теперь художник каждый день присматривает за историческим зданием, черпает в нем вдохновение и, конечно, рисует новые полотна.

Один, совсем один

Если быть точными, живет — точнее, спит — художник не в самой галерее, а в небольшом административном здании сразу за ней. Уютным его новое жилище назвать сложно. Оно довольно аскетично, но есть главное — компьютер и интернет. На столе чайник, микроволновка и немного еды: булочки, печенье, чай. Из своей квартиры художник принес сюда матрас и еще зачем-то карту Австралии.

— Пока сижу в заточении, буду мечтать о путешествиях, — Пронин изучает карту на стене. — Вот хотел мысленно прогуляться по прибрежным курортам Австралии. Может, когда-нибудь и впрямь попаду туда.

Пушкинская галерея — визитная карточка и символ Железноводска. Она располагается в Лечебном парке, главном месте отдыха горожан и туристов. Галерея открылась в 1902 году, ее строили в качестве летнего концертного зала для курортной публики. Сейчас в одном крыле здания так же размещается зрительный зал, в другом — выставочный, с постоянной экспозицией картин. Изначально галерею называли Железной, но потом, в год 65-летия со дня смерти А.С. Пушкина, переименовали в честь поэта. Писатель посетил Железноводск в 1820 году. В 1937 году в галерее установили памятник поэту, который находится там до сих пор.

Теперь каждый день проходит для художника одинаково. Он просыпается рано, делает зарядку, готовит нехитрый завтрак и принимается за работу.

— Труд художника напряженный, но фитнесом это не назовешь. Четыре часа в день я пишу. И чтобы совсем не застояться, регулярно обхожу свои «владения». Видео-наблюдение у меня имеется, но дневной обход очень важен. Это теперь мой ежедневный ритуал: где декорации переставлю, где картину поправлю. И, знаете, не зря. Вчера, например, я заметил, что одна из картин провисла и могла упасть. Пришлось взять в руки инструмент.

{{current+1}} / {{count}}

По словам Пронина, до эпидемии коронавируса он и так практически жил в «Пушкинке». Художник работал над новой серией картин. Одну из них он писал с натуры в здании галереи и ходил сюда практически каждый день. Режим самоизоляции объявили так внезапно, что художник даже не успел забрать домой незаконченное полотно. Тогда, набравшись смелости, Сергей отправился к мэру Железноводска и попросил разрешения поселиться в галерее и продолжить работу.

— Евгений Иванович выслушал меня и вдруг сказал: «У нас в галерее уже несколько месяцев нет смотрителя. Справитесь?» — вспоминает Пронин. — Я ответил: «Конечно, справлюсь».

Так художник в разгар пандемии получил не только новое место жительства в центре города, но и постоянную работу. В тот же день Пронин перенес из родительской квартиры вещи (своей семьи у художника пока нет, но он знает — когда-нибудь будет) и начал обустраивать новый быт.

Призрак Пушкина

Если спальню художнику пришлось организовать по соседству с галереей, то рабочее место он обустроил в выставочном зале — рядом с большой гипсовой статуей Пушкина, которую и рисует с натуры. Сейчас картина почти закончена.

— Эта работа так и называется — «Пушкинская галерея». Думаю, так и оставлю ее здесь, — объясняет художник. —  Хочу создать серию картин, посвященных «Пушкинке». Для меня это одно из самых красивых зданий Железноводска. Я ведь по профессии дизайнер среды и понимаю, о чем говорю.

Пушкинская галерея давно стала пристанищем для местных художников. Местная администрация разрешает живописцам бесплатно вешать картины и заодно продает их туристам — на память о Кавказе. Самым большим коммерческим успехом пользуются горные пейзажи. Среди выставленных работ есть два полотна Сергея Пронина. Одна из них, «Розы», для художника особенно дорога: говорит, что потратил на нее очень много времени и сил.

По словам Сергея, рисование для него дело семейное. Его отец тоже занимается живописью. Поэтому когда сын решил поступать на дизайнерский факультет, никаких возражений в семье это не вызвало.

— Отец до сих пор мой главный критик, — немного грустно признается Сергей. — Он тоже хороший художник. Но я не люблю, когда критикуют еще не законченную картину.

Сергей по-хозяйски показывает нам «свои владения» и воодушевленно рассказывает о сюжетах своих следующих полотен. Сейчас он трудится над картиной «Пушкин у моря» («Эта работа очень сложная, в ней много анатомии», — говорит Сергей). А когда закончит Пушкина, начнет рисовать Айседору Дункан, танцующую на сцене галереи. Сюжет, кстати, не вымышленный: уже в советские годы известная танцовщица, действительно, приезжала с концертом в Железноводск.

И хотя Пронин своим добровольным заточением доволен, у многих в Железноводске оно вызывало удивление: не страшно ли художнику одному в таком громадном здании?

— Не страшно, конечно, эпидемия куда страшнее! — улыбается Сергей, — Наоборот, я рад, что для меня так неожиданно удачно сложились обстоятельства. Я в любимом месте, могу заниматься любимым делом, да и еще Пушкин — в соседях…

Статую поэта установили в галерее в 1937 году

— А что, призрак Пушкина не приходил? — в шутку спрашиваю я.

— Пока не было. Только доставщики еды иногда приходят. Правда, старожилы говорят, что средняя часть галереи, где холл, — самая загадочная. Якобы в этом куполе собирается энергия, как в церкви. Но я ничего странного не заметил. Все странности — это просто игра света и тени. Это я вам как художник говорю.

Наталия Мхоян

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ
Еженедельная
рассылка