{{$root.pageTitleShort}}

Фейерверк под лезгинку

Капитан одной из лучших пиротехнических команд страны — о пиромании, красоте, суевериях и самых необычных заказах

На недавнем фестивале фейерверков «Ростех» в Москве в числе финалистов выступила команда «Пироком» (Черкесск — Ставрополь) — крупнейшая пиротехническая компания на Северном Кавказе, по версии Российской пиротехнической ассоциации, одна из лучших в стране. Корреспондент «Это Кавказ» побеседовал с капитаном команды Сергеем Земцовым о редкой профессии, без которой не может обойтись ни один большой праздник.

От «конфеток» до салютов

Сергей Земцов

— Пиротехник — довольно редкая специальность. Как вы пришли в эту отрасль и где учились мастерству?

— Все началось в детстве с тяги, как у всех мальчиков, пострелять. Это были петарды, карбиды, сера со спичек. Еще мы использовали различные химические составы. Помню, еще первоклашкой по дороге в школу видел, как пацаны постарше взрывали так называемые «конфетки». Мне было очень интересно, потом я стал пробовать сам. Несчастных случаев, к счастью, не было. Максимум пальцы иногда обжигали, или карбидом разрывало бутылку, и все оказывались в белой жиже. Помню один эпизод. Парень сделал «конфетку», положил ее во внутренний карман пиджака, и когда лез через забор, нечаянно прижал ее к перекладине. Был хлопок. Парень, к счастью, не пострадал, но рубашку и пиджак испортил.

— Значит, правду говорят, что все пиротехники — пироманы?

— Да, это обычная психологическая зависимость, которая особенно остро проявляется весной и осенью. Кто-то любит по магазинам ходить, кто-то — охотиться, а кто-то — стрелять… Это заложено природой в человеке. Животные инстинкты никто не отменял, и мужчины как бегали и стреляли живность в древности, так и продолжают это делать сейчас.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В горы за звездами
Сделать фантастический кадр Млечного пути на фоне гор Большого Кавказского хребта сможет каждый. Главное знать несколько правил съемки ночного неба

Это правильно, когда родители, видя живой интерес детей к пиротехнике, покупают небольшие петарды и в своем присутствии разрешают стрелять. Ребенок настреляется и не будет просить. Это стоит недорого и не продлится долго. Конечно, нужно сразу объяснить правила: в руках не взрывать, под ноги не кидать, в кармане не держать. Если пользоваться петардами по инструкции, ничего плохого не произойдет.

— От родителей вам не доставалось за опасное увлечение?

— Папа узнал про мою любовь к самострелам поздно, так что особенно не доставалось. Кроме тяги пострелять мне было интересно рисование, я довольно успешно закончил художественную школу, то есть общее представление о прекрасном у меня было. Эти два увлечения в будущем сошлись в одну любовь — к фейерверкам.

В 1993 году я закончил Ставропольский политехнический институт, филиал в городе Черкесске. Нигде не было работы, впереди — неопределенность. Полгода проработал на швейной фабрике. Почти случайно, во время командировки, попал на выставку фейерверков в Москве. При себе были деньги, купил на них фейерверки и очень выгодно продал здесь местным предпринимателям для розничной торговли. Этот момент стал своего рода отправной точкой. Потом я занимался многими вещами: видепрокат, швейный и вязальный цеха, мебель, электропроводка, строительные блоки. Но про пиротехнику не забывал. В 1997 году поехал в Челябинск, на заводе пиротехники познакомился с технологами, самим производством, купил их продукцию и успешно перепродал. Именно тогда я задумался о профессиональных фейерверках. И через три года я и члены моей команды впервые сделали профессиональный новогодний салют на заводе резиновых технических изделий в Черкесске.

Жители республики оценили его на отлично, было много восторженных отзывов. Вдохновившись успехом, мы стали учиться. Смотрели видео и пытались сами придумать какие-то комбинации из того, что было. Делали фейерверки по рассказам, вернее, по обрывкам информации, которую узнавали от пиротехников. Их тогда было несколько десятков на всю Россию. В 2002 году была создана компания «Пироком». Сегодня в ней около 40 человек, пиротехников 24, из них 10 мастеров.

{{current+1}} / {{count}}

Риск и зрелищность

— Получается вы — самоучка. А где сегодня можно выучиться на пиротехника?

— Для подготовки нормального пиротехника нужно не менее пяти лет. Если к нам пришел новичок и через год показал себя с хорошей стороны, мы отправляем его на кратковременные курсы для пиротехников в НИИ прикладной химии в Сергиевом Посаде. Все члены моей команды прошли эти курсы. Дальше все уникальные знания приобретаются в процессе работы. Очень важно, чтобы человек приходил с техническим образованием, с хорошей общеобразовательной базой. У такого человека есть представление о безопасности. Ему уже не нужно объяснять, что необходимы защитные очки, шапка, специальная обувь и огнетушитель на всякий случай. Процесс перехода от «гуманитарности» мышления к инженерии довольно сложный.

— Насколько ваша работа опасна?

— К счастью, я не видел ни оторванных рук, ни голов, ни каких-то больших травм. Хотя все это было, и на Кавказе в том числе. Когда я учился в институте, нам говорили: больше всего гибнет профессионалов и новичков. Новички лезут туда, куда не знают, а профессионалы думают, что они уже все знают. Причины взрыва могут быть самые разные, от банального окурка до технических нюансов. В трех метрах человек сбил окурок, и пепел прилетел на воспламенитель. В 2000-х, когда на рынке доминировала российская пиротехника, стрелять можно было только из металлических стволов. И только в хлопчатобумажной спецодежде. Никакой синтетики, шерсти — чтобы не было статического электричества. У пиротехников существовал целый ритуал. Ты садишься заряжать изделие, погладил трубу руками — снял с себя статику, подготовил изделие. Снова погладил трубу, снял статику.

Иногда мы жертвуем зрелищностью в пользу безопасности. В нашей компании это приоритет. В молодых амбициозных компаниях я встречал обратное отношение. Желание нас переплюнуть иногда сильнее правил безопасности.

— Пиротехники — суеверный народ?

— Я могу сказать за себя. Я не то чтобы суеверный, но есть определенные ритуалы. От начала до конца большого проекта я предпочитаю не бриться. Очень много в этой работе случайностей. Кто-то крестится перед началом.

Фейерверк под лезгинку

— Как придумывается фейерверк и как потом воплощается в жизнь?

— Начнем с того, что фейерверки для больших городских праздников требуют наличия лицензии, специально оборудованного склада и транспорта, согласования с силовиками, органами власти.

Стоимость фейерверков зависит от множества параметров (количества залпов, качества и калибра зарядов, высоты разрывов, дислокации и размеров площадки, музыки, цвета, наличия дыма). В среднем небольшой фейерверк длительностью около 3 минут стоит от 20 до 45 тысяч рублей. Средний корпоративный или хороший свадебный (около 5 минут, с вертушками, надписями, фонтанами) — от 40 до 120 тысяч рублей. Городской — от 100 тысяч до нескольких миллионов.

Сначала мы обговариваем пожелания заказчика, определяемся с бюджетом, получаем или делаем фонограмму и после этого начинаем делать проект, моделируя его в специальной программе. Когда бюджет большой, а фейерверк сложный, то его невозможно сделать вручную. Это будет некрасиво.

Но комета, летящая на компьютере и в действительности, могут сильно отличаться. Компьютер не дает полную визуализацию. И тогда к процессу создания подключаются интуиция и опыт. Дальше я домысливаю и достраиваю рисунок в голове.

— Про вас пишут: «Команда очень любит использовать в своих выступлениях мелодии народов региона и вдохновляется горной местностью»…

— Да, больше никто в России не делает фейерверков под лезгинку. Наш фейерверк зажигательный, быстрый, с быстрой сменой картинок. Вальс и лезгинка — это же совершенно разные вещи. В наших фейерверках отмечают драйв, энергетику, колорит. Мы ведь начинали работать здесь, в регионе, неудивительно, что люди хотели услышать свои мелодии. Наш стиль отличает частая, но аккуратная смена картинок. Когда смотришь наш показ, едва успеваешь считывать орнаменты, у нас каждый элемент сложнее предыдущего.

На высшем уровне

— Какие достижения команды «Пироком», по вашему мнению, самые значимые?

— Прежде всего, это участие в самом престижном фестивале в России — «Ростехе». Это финал чемпионата России, и это, бесспорно, новый статус, самый высокий в нашей стране. Из-за известных событий в этом году фестиваль прошел в онлайн-формате. Чтобы на него попасть, мы выступали в Сочи. Это был конец июля, 40-градусная жара. Нужно было собрать три разных фейерверка в течение дня и стрельнуть вечером в течение часа. Плюс жесткие требования безопасности, ограничение по материалам, соответственно, вариаций было не много. Считаю, что наш коллектив хорошо справился. Нас пригласили в финал как лучших. Вторая большая победа — это грандиозный салют на фестивале «Студенческая весна» в прошлом году в Ставрополе. Для безопасности мы соорудили 15 вышек, и фейерверк был смонтирован на высоте 11 метров над землёй. Это позволило достичь безопасного для окружающих расстояния и максимальной зрелищности. Это был и самый дорогой наш заказ — несколько миллионов.

Что касается финала «Ростеха», то мы получили возможность участвовать в полноценном фестивале, когда он будет возобновлен в международном формате. Хочу сказать, что 4 команды из 6, которые участвовали в финале, уже представляли Россию на международном уровне. Получение диплома финалиста подтвердило наш статус. Сейчас мы точно можем сказать, что ближайшая к нам компания такого уровня находится в Москве. Мы и так это понимали, а теперь это подтверждено документально.

— Что дает самим пиротехникам участие в подобных фестивалях?

— Возможность встретиться на одной площадке с такими профессионалами, как команды из Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, — для нас это очень круто. Собравшись вместе, мы можем обсуждать наработки, идеи и варианты их решения.

Фестиваль — это самый высокий уровень, когда собираются лучшие из лучших. Ты должен раскрыть тему, которая определяется на этот фестиваль, и показать нечто такое, что до тебя никто не делал, или, к примеру, сделать что-то лучше, чем делали до тебя. Чистота исполнения, зрелищность, сложность — вот основные критерии экспертной оценки в нашем деле.

Невероятно тяжело, на удивление красиво

— Вспомните самый необычный заказ на фейерверки.

— Необычный заказ в плане беспрецедентных мер безопасности был у нас в Гудермесе, в резиденции всем известного человека. Еще запомнилось, как нас позвали в Домбай на юбилей бывшего главы Карачаево-Черкесии. Мы приехали, а там снег по грудь. Полдня добирались до площадки, потом полдня ее расчищали, это было невероятно тяжело. Но салют получился на удивление красивым.

Запомнилось, как в Дагестане делали герб — 9 квадратных метров на здании правительства республики. Меня, правда, чуть не сдуло с этой конструкции с высоты четвертого этажа.

В начале 2000-х годов нам могли позвонить в 6 часов вечера и сообщить, что через четыре часа необходимо стрельнуть большой фейерверк в Домбае. Или за 4 часа сообщить, что в Ставрополе нужно стрельнуть на празднике. С тех пор мы стали делать запасы на случай экстренного вызова. Было и так, что приехали, расставили фейерверк, а заказчик заснул. Потом в три часа ночи проснулся, и мы все это время ждали, когда это случится.

— Где по Северному Кавказу больше всего любят фейерверки?

— Наверное, в Карачаево-Черкесии. Считаю, что в этом есть и наша заслуга. Мы смогли установить низкую цену при хорошем качестве.

— У вас двое сыновей. Передалась им любовь к пиротехнике?

— Мои дети, безусловно, принимают участие в моем деле. На фестивале старший сын был и помогал мне. Но у молодежи интересы могут отличаться от наших пожеланий. Не могу сказать точно, но надеюсь, они будут продолжать мое дело.

Нелля Карабашева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Молотком и зубилом: как в Ингушетии готовят реставраторов башен

Студентов-каменщиков в школе «Наследие» учат истории, геологии, правильно держать зубило и спасаться от скорпионов. Ну, а плохому — вроде современных технологий в строительстве — они и сами научатся