1. Самый длинный
Тоннель, с недавних пор носящий имя дагестанского государственного деятеля Магомеда Юсупова, — самый протяженный автомобильный тоннель не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Его длина — 4 304 метра, ширина проезжей части — 7 метров, высота — 5 метров.
Когда едешь внутри тоннеля — пропадает мобильная связь. Это потому, что дорога идет сквозь Гимринский хребет, разделяющий предгорную и горную зоны республики. Высота горы над тоннелем составляет около 900 метров.
2. Сделал горы ближе
Строительство тоннеля начали для того, чтобы было удобнее подвозить грузы для другой масштабной стройки — Ирганайской гидроэлектростанции на реке Аварское койсу у села Гимры. Но в итоге он сам стал не менее важным для республики объектом — эта транспортная артерия связала девять горных районов с равнинной частью, существенно сократив время в пути.
3. Строился 33 года
Бурение горы начали с северной стороны 31 декабря 1979 года. Противоположную сторону будущего тоннеля, южную, начали проходить с помощью спецтехники в 1983 году. В 1991 году две проходческие бригады встретились.
Строительство шло в непростых условиях: значительную часть грузов доставляли водным транспортом по водохранилищу Чиркейской ГЭС и далее автотранспортом.
Недостроенный и необорудованный тоннель эксплуатировали до 2008 года по временной схеме. Затем была начата масштабная реконструкция. Окончательно тоннель сдали в эксплуатацию в 2012 году. Сейчас его пропускная способность — 4 тысячи авто в час.
4. На самом деле их два
Параллельно основному тоннелю расположен его «младший брат» — меньший по ширине и высоте тоннель. Хотя все же правильнее назвать его «старшим», поскольку он появился первым. Это сервисная дренажно-вентиляционная штольня. Она является частью системы жизнеобеспечения подземной автомагистрали. Посторонним вход туда запрещен.
5. Предсказывает землетрясения
У тоннеля есть собственная сейсмическая лаборатория. Благодаря работе специальных датчиков она способна своевременно информировать о сейсмоактивности в регионе и за его пределами. Как пояснили в Дагавтодоре, эта система повышает безопасность не только самого тоннеля, но и других инженерных сооружений республики.
6. Подземелье инженерной мысли
Кроме того, в тоннеле имеются системы автоматической пожарной и охранной сигнализации, громкоговоритель, телефонная связь, телевизионное наблюдение, центральное диспетчерское управление. Осветительную систему проектировали специально под этот объект.
При строительстве и реконструкции тоннеля применялись самые новые технологии.
«Чтобы вода не стекала, не промокал свод, использовали технологию микроцементации грунта. С помощью нее усиливали грунт, организовывали дренажи, — вспоминает инженер Тимур Магомедов. — Асфальт также уложили по новейшей технологии — из мраморной крошки. Он более долговечный, не подвержен истиранию. Насколько я знаю, дорожное покрытие там с тех пор ни разу не меняли».
7. Остановка запрещена!
Гимринский тоннель — стратегически важный объект. В целях безопасности фото- и видеосъемка на въезде и выезде из тоннеля запрещены. Также запрещено передвигаться по тоннелю пешком, на велосипедах и на чем-либо еще кроме автотранспорта и останавливать машину внутри, хотя там есть «карманы». За этим строго следят по камерам видеонаблюдения.