— Для обсерватории было выбрано поразительное место — одновременно потаенное и дающее самый ясный, самый лучший вид на звезды. Но еще удивительнее — получившееся в результате соседство нового здания обсерватории и руин древнего города. Мне кажется, это столкновение древности истории и вечности космоса крайне философично и метафорично, это неиссякаемый источник вдохновения для художников.
Так видит пространство выставки Симон Мраз, руководитель Австрийского культурного форума в Москве. Эпицентр российско-австрийского культурного обмена переместился в эти дни в горы Карачаево-Черкесии. Специальная астрофизическая обсерватория в Нижнем Архызе как нельзя лучше подошла для работ о космосе авторства российских и австрийских художников, чьи творения попытались органично вписать в интерьеры и архитектуру двух храмовых комплексов — храма науки вокруг сверхсовременной обсерватории и храмов древнего Нижне-Архызского городища.
Экспонаты разбросаны на огромной территории, в километрах друг от друга. «Художественная интервенция», как назвали выставку в обсерватории, захватила все вокруг. Хотя эти километры — лишь песчинка в необъятной Вселенной, скажут вам астрономы. И не спрашивайте, почему в гостях именно австрийские художники. Это место не для того, чтобы задавать вопросы, а для того, чтобы прикоснуться к пространству и времени.
Созвездия. На синем фоне, на лиловом, фиолетовом, черном. «Отмененные созвездия» — так их видит художник Александра Паперно. Говорят, Вселенная может уместиться в электроне — созданная ею «отмененная Вселенная» заняла только малую часть древнего храма, стоящего здесь, наверное, с Сотворения мира.
Желтое, белое, коричневое, черное. Это платье или работа художника? Или и то и другое? Кураторы выставки необычны, и Мариана Губер-Гогова из Gogova Foundation не исключение.
На зелено-голубом небесно-лесном фоне — почти черно-белые корпуса обсерватории. В этом году ей пятьдесят — юбилей, и ее старые фотографии на кафельной плитке, довисевшей на этой стене до наших дней, возможно, с тех самых 1960-х годов, заставляют многих жителей обсерватории предаваться сладким и грустным воспоминаниям.
Да, они жители обсерватории, а не работники. Целый городок с несколькими многоэтажными жилыми домами, магазинами, автостоянками, аллеями, бурной горной речкой и руинами древней аланской столицы по соседству. Целый город, вместившийся в один из уголков необычной выставки.
Такое сосредоточение ученых на квадратный метр, видимо, мало где найдется на этой планете. Как и такой сгусток истории: в Маасе, том самом аланском «городе Солнца», можно увидеть полностью сохранившиеся храмы тысячелетней давности. Напротив городища — столь же долго глядящий на эту землю огромный наскальный Лик Христа, написанный неизвестным древним художником. А в несколько телескопов — бесспорных жемчужин мировой астрономии — можно увидеть звезды, какими они были тысячи и миллионы лет назад. А без телескопов — Луну, пока полную, но с каждым днем всё убывающую. Все это — часть экспозиции. Независимо от того, задумали так организаторы или нет.
Выложенные в круг каким-то особым образом камни. Можно сказать, первая инсталляция выставки, выполненная безыменным творцом тысячу лет тому назад. Кто-то называет это древним календарем, кто-то — обсерваторией. И то и другое — правда. Поэтому обсерваторий здесь две: российская, повыше, и аланская, ближе к реке. Телескопов сейчас четыре, все — повыше. А сколько было? Всё ли мы знаем о древних астрономах?
«Святилища» алюминиевого цвета стоят около «мэрии» этого научного городка, куда их поместила художник Ирина Корина из Москвы. Теперь не только в Нижне-Архызском городище, но и тут, наверху, полный комплект — есть и обсерватория, и святилища. Внутри созданной Ириной инсталляции вокруг оси (не воображаемой, а вполне осязаемой) движутся не то планеты, не то елочные игрушки, среди них даже еловая шишка — все это здесь точно не просто так.
В квадратном луче света крутится таких же размеров квадрат, то заходя углами в тень, то вновь подставляя их искусственному (квадратному, наверное) Солнцу. Это вращающийся экран, на котором, если присмотреться, можно угадать вид сверху на лезгинку, исполняемую автором инсталляции — австрийским художником Михаилом Михайловым, облаченным в белые одежды и черную лохматую папаху.
«Зачем работать?» Светящаяся под потолком инсталляция Анны Титовой заставляет задуматься — для философских размышлений предусмотрительно поставлена скамейка. Говорят, она (инсталляция, не скамейка) изображает эллинского бога ветра Эола — тот уж точно никогда не работал.
Зачем работать, если можно так жить? Город ученых живет своей фантастической работой, а теперь еще и этой очень необычной выставкой, вдыхая чистый горный воздух бездонного архызского неба, где звезд так много, что сосчитать их могут лишь звездочеты. Так, кажется, называлась их профессия в те времена, когда древняя обсерватория в древнем городе еще работала?