{{$root.pageTitleShort}}

Секреты осетинского орнамента

Художник Наталья Юркова придумала, как сделать так, чтобы национальные узоры осетин жили не только в книгах и памяти стариков

В детстве Наталья Юркова тех, кто умел рисовать, считала небожителями. Много лет спустя она сама перешла в «неземной» статус, став уникальным художником по тканям и изобретательницей орнамента. Наталье удалось вернуть к жизни традиционный осетинский орнамент и переосмыслить его по-новому.

Первое — это цвет

Наталья Юркова с работой «Глоток свежего воздуха» из серии «Времена года»

— Я не помню, кого как звали, какой у человека рост, но я все помню про цвет, для меня это — первое.

В крохотной мастерской художницы Натальи Юрковой не то что яблоку негде упасть — каждый полезный сантиметр занят холстами, подрамниками, шарфами, платками и эскизами будущих работ.

Наталья — дипломированный специалист по работе с текстилем. Но изначально выпускница художественного училища во Владикавказе планировала поступать в Суриковское. Удивительно, но там обладательницу красного диплома обсмеяли именно за работу с цветом: «Девушка, а вы цвет видите?» Поэтому по совету знакомой Наталья отправилась в Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина.

— И уже потом поняла, что в Суриковском я бы не получила такого простора для работы.

Наталья признается, что первые полгода в Москве маялась от тоски по дому и холода. Но именно эти полгода стали решающими в ее творческой судьбе: в холодной столице она почувствовала желание сделать осетинский орнамент.

«Осетинский орнамент выкинули на помойку»

За спиной у Натальи — платок с изображением лягушки


— В то время об осетинском орнаменте можно было прочитать только в книге брата и сестры Андиевых, которую издали в 1960-х годах, и еще была небольшая брошюра Аслан-Гирея Хохова — там было около 50 орнаментов. Я нашла эту книгу в библиотеке и пользовалась ею, когда делала свой диплом, — вспоминает Наталья. — С осетинским орнаментом обошлись жестоко: в XVIII веке его выкинули на помойку. Хотели быть современными и все выбрасывали: войлоки, ковры, деревянную резьбу. Приходишь в Москве в Музей Востока и видишь один-единственный красно-черный ковер с осетинским орнаментом — больше ничего. Богатейшие сокровища — орнаменты — лежали много сотен лет неиспользованные. Я все это обнаружила и начала этим заниматься. Первой моей работой по орнаменту стал диплом.

Дипломный проект Натальи имел большой успех: никто до этого этот орнамент в Москве не видел. Она вспоминает, как пожилые художники вставали и аплодировали.

Наталья создала коллекцию хлопковых тканей для промышленности, в частности для мужских осетинских рубашек, с использованием национального орнамента. Уже преподавая во владикавказском художественном училище, она продолжила развивать тему — вместе со студентами ездила в горы, изучала древние образцы осетинского орнамента и разрабатывала новые. Сейчас в ее коллекции около 400 новых форм, которые она мечтает издать в виде книги. Наталья первая «посадила» осетинский орнамент на платки, шарфы и косынки.

— Когда я смотрела фильм «Фатима» 1958 года (художественный фильм киностудии «Грузия-Фильм» по поэме осетинского поэта Коста Хетагурова. — Ред.), то была в шоке: у нее была красная шаль — точно такая же, как мои платки. Значит, это когда-то было, а потом все исчезло.

Космический лось

«Золотой олень». Центральная часть триптиха «Кобанская бронза»

Через орнамент можно прочитать многие вещи, которые не узнаешь о народе и его истории даже в учебниках, считает Наталья.

В центре ее мастерской висит работа «Золотой олень», которая завоевала множество призов на выставках по всей стране. Наталья шутит, что олень ушел на пенсию, так как с последней выставки приехал с небольшой дырочкой в углу.

— Я решила, что он больше никуда не поедет. Здесь изображен вообще-то не олень, а лось из скифского кургана на Алтае. Присутствуют и солярные знаки, и орнаменты из голов баранов — то, что мы по-осетински называем «фарн», благословение. Лось — травоядное животное и символизирует космос, а рядом в первоисточнике есть еще хищник — барс, который его терзает, то есть хаос, но я решила, что хищник не нужен. И фарн, и орнаменты изображают солнце. Поэтому цвета соответствующие: желтый, коричневый, зеленый — силы природы и земли, — объясняет художник. — Другая важная черта в осетинском орнаменте — это четыре стороны света: север, восток, запад, юг, соединенные в центре. Все это складывается и вырезается одна четвертая часть — как мы все вырезали бумажные снежинки в детстве.

{{current+1}} / {{count}}

Фрагмент работы «Золото скифов»

Связующее звено

Неподалеку от скифского оленя висит огромная работа — 2,1 метра длиной и 95 сантиметров шириной. «Золото скифов» тоже везде поездило и имело успех. На нем как раз изображен хищник-барс, олицетворение хаоса, и травоядный олень — символ космоса. На работе изображена и великая богиня Апи, или Таби. И по признанию Натальи, есть и авторское изобретение.

— Я взяла на себя смелость и изобрела змею, совмещенную с великой богиней. Змея присутствовала на кобанских топорах и является символом прибрежной земли, которая хорошо орошается и на которой все растет (кобанская культура — культура древних жителей земель по обе стороны Кавказского хребта с XIII по IV—III века до н. э. — Ред.). Если внимательно смотреть на орнаменты, то там столько всего можно найти! Иногда смотришь и видишь: вот скифы бьются, и у них капюшон развевается.

Есть здесь и трехлопастное солнце, ведь цифра три — магическое число. Это солнце крутится по часовой, вперед, в будущее.

— Я всегда говорила своим студентам, что мы связующее звено между прошлым и будущим. Мы изучаем орнаменты и вместе с ними идем в будущее, — поясняет Наталья.

Придут зеленые зайцы

{{current+1}} / {{count}}

Наталья работает в разных техниках росписи тканей: горячий и холодный батик, свободная роспись, ручная набойка, печать, японская узелковая техника шибори, но предпочитают самую древнюю — батик.

Серия «Времена года» — это четыре работы 115 на 115 сантиметров. На зимней работе изображен Владикавказ в сдержанном колорите. Наталья рассказывает, что на «Глоток морозного воздуха», он сделан в технике холодного батика, ушел месяц ежедневной работы в течение четырех часов: больше нельзя, так как «придут зеленые зайцы» — можно отравиться. Поэтому она пьет молоко — как на любом вредном производстве.

— Смесь канифоли, резинового клея и бензина, и этой вонючей смесью обводится контур. Фон заливается одним цветом, а тут у меня еще солевые пятна. Крупная соль дает такие эффекты. Сама снежинка не залита цветом, поэтому получается белой, — объясняет художник.

А чтобы сделать работу в технике «горячий батик», нужно взять расплавленный воск и поливать им ткань из специального медного сосуда — чантинга. Так делается 25 слоев, воск застывает и после красится множество раз. Получается многослойная живопись.

Красота во всем

На одной из работ изображена хризантема, которую Наталья как-то утром увидела на рынке.

— Когда я увидела эту большую хризантему, то была от нее в бешеном восторге. Купила ее, принесла в мастерскую и неделю никуда не выходила, пока писала ее. Видите, какими нежными получились листья — я добилась этого эффекта, неоднократно смывая красочный слой.

Наталья вообще постоянно экспериментирует — поэтому если это «Кузница Курдалагона», то это не портрет кузнеца из Нартского эпоса, а атмосфера жара и огня, созданная только за счет цвета. А если «Царство Донбеттыра», повелителя воды, то только с «личными» авторскими рыбами. А если не устраивает краска, то почему бы не создать свою, натуральную — из луковой шелухи и красной капусты? Не останавливают и ожоги от травильного раствора — непредсказуемые узоры, которые дает японская техника, важнее.

{{current+1}} / {{count}}

«Царство Донбеттыра»

А может, стоит сделать в технике макраме льва — и каждый узел будет завязан по-своему, пять месяцев работы? На это Наталью вдохновила поездка по древнерусским городам. Ведь небожителям видно больше, чем простым смертным: они видят красоту во всем — и в образе древнего города, и в хризантеме с рынка.

Анна Кабисова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Смена ориентиров: как осетинский дизайнер сочетает моду и секонд-хенд

Расхламляет шкафы, помогает планете и использует передовые технологии — Тэка Бандурова не только дает вторую жизнь старой одежде, но и реализует уникальный проект по разумному потреблению вещей