1. Игла в подоле
Перед отправлением свадебной процессии в дом жениха к подолу платья невесты с правой стороны прикрепляют иголку с белой нитью. Обряд, известный как маха боллар, выполняется незамужней девушкой со стороны жениха, которая, по мнению родственников, уже тоже готова к замужеству.
В древности этот обряд имел сакральное значение. Прокалывание подола иглой символизировало пожелание невесте счастья. У ингушей железные предметы считались способными поглощать зло, и с эпохи раннего железа на Кавказе сложился культ этого металла.
Игла у ингушей была важным атрибутом многих символических действий. Она использовалась не только как оберег, но и как средство для наведения порчи. Прокалывали ею и повседневную одежду, чтобы защитить себя от нечистой силы.
Сегодня для ингушей прокалывание иглой подола свадебного платья — это дань уважения традициям и обычаям.
2. Прощание невесты
Чтобы вывести невесту из отчего дома и ввести ее в дом жениха, приглашается близкий родственник или друг последнего. Прибыв к дому девушки, юноша направляется к казану с мясом. Он пробует бульон и интересуется, кто был творцом этого блюда. Найдя ответственного за столь важное дело, он одаривает его деньгами.
Следующий этап — путь к невесте. И здесь расходы продолжаются: молодому человеку необходимо заплатить девушке, которая помогала собирать невесту.
Выводить невесту нужно по всем канонам: взяв ее правой рукой за правую руку, он ведет ее к свадебному кортежу, заботливо помогая сесть в машину. Важным элементом этого обряда является наличие у невесты перчаток или платка — они предостерегают от лишних прикосновений между молодыми людьми. Уже после того, как кортеж готов к выезду в дом жениха, выводящему невесту юноше нужно снова потратиться, чтобы откупиться от детей, окруживших автомобиль.
Куда любопытнее обычай прощания невесты, который проводился еще даже в начале прошлого века. Девушку перед отправлением в дом жениха подводили к цепи, висевшей над огнем, и трижды обводили вокруг очага. Далее, когда наступало время покидать дом, невесту обводили по левую сторону очага, как бы разрывая ее связь с родным местом. Частью же новой семьи девушка становилась, когда ее трижды обводили по правую сторону очага в доме жениха. Последняя часть ритуала — коснуться нового очага рукой.
Неудивительно, что такое значение приобретают именно очаг и надочажные цепи: у ингушей они всегда считались вещественными символами родовой связи.
3. Свадебная процессия
Замеш — так называется свадебный кортеж, который отправляется за невестой в день свадьбы. В первой машине едут старейшины рода, за ними следует авто невесты — самое красивое и нарядное. Позади едут молодые родственники и друзья, от которых зависит 90% веселья. Важно отметить, что родные сестры жениха никогда не отправляются за невестой. Они должны оставаться дома, чтобы проявить свое гостеприимство.
В прошлом состав свадебной процессии был строго регламентирован. Обязательным участником была гармонистка, а также 5−6 незамужних девушек. И автомобилей, впрочем, тоже не было: за невестой отправляли арбу, а с XIX века — фаэтон или линейку. Приезжали за девушкой до полудня, чтобы она покинула родной дом до того, как солнце достигнет зенита. При этом встречали сторону жениха ярко: проводили обряд шуточного сватовства и ловзар — танцы.
Зато по сей день поездка за невестой сопровождается выстрелами. Раньше пальба в воздух должна была отпугивать враждебных духов, которые могли навредить молодоженам.
4. Веник и ковер
Когда невеста приезжает в дом жениха, родственница будущего мужа стелет ей под ноги коврик и кладет веник. Девушка должна поднять оба предмета и отложить их в правую сторону. Сегодня такое действие воспринимается как приобщение невесты к домашнему быту, что отчасти можно назвать правдой. Однако в былые времена веник у ингушей имел сакральное значение. В свадебном обряде он находится как бы на пороге между прошлым и настоящим, между «чужим» и «своим» пространством, поглощая все негативное и оберегая дом. Поэтому невеста, как считали ингуши, принимала на себя ответственность за защиту домашнего очага.
5. «Живи богато!»
Как еще пожелать будущей жене счастливой и богатой жизни, если не осыпать ее голову конфетами и монетами? Впрочем, эта традиция является современной интерпретацией старой: в прошлом, чтобы привлечь достаток и изобилие, невесту на пороге осыпали зернами пшеницы или риса. Делается это аккуратно, чтобы ненароком не причинить девушке боль. А конфеты и монеты быстро собирают дети, которые и так хорошо зарабатывают на свадьбах.
6. Кормление медом
В доме жениха невесту подводят к будущей свекрови. Девушку угощают медом, предварительно дав попробовать его с той же ложки матери жениха. Этот обряд позволяет двум женщинам познакомиться друг с другом. Принципиально и то, что угощаются они с одной ложки — чтобы жили душа в душу и относились друг к другу хорошо. При этом мед является и пожеланием сладкой жизни невесте. Стоит заметить, что в прошлом помимо меда угощали и маслом, имея в виду: «Будем мягкими, как масло, и сладкими, как мед, друг для друга».
7. Развязывание языка
Согласно вайнахскому обычаю мотт бастар, невеста, переступая порог дома мужа, должна хранить молчание, пока ей не «развяжут язык». Пытаясь разговорить девушку, гости используют разнообразные методы: кто-то шутит, другие пытаются завязать беседу, а третьи задают вопросы. В то время как невеста хранит молчание, на заранее подготовленный поднос со стаканом воды кладут деньги. Чем дольше она молчит, тем больше денег заработает.
Но даже если девушка стойко держится, «развязывают язык» простой просьбой подать стакан с водой или же спрашивают разрешения эту воду выпить. Она может долго отказываться, но в итоге должна пожелать попросившему «напиться воды во благо». После того как «язык развязан», невеста, наконец-то, может начать разговаривать.
Этот древний обряд некоторые связывают со старинной легендой о парне, который решил украсть девушку, чтобы жениться на ней. Однако, приведя ее домой, он столкнулся с гневом и отказом разговаривать. Чтобы заставить девушку заговорить, ее начали задаривать подарками. В конце концов, она повеселела и перестала хранить молчание.
Сегодня эта старая, но любопытная традиция служит способом оказать финансовую помощь молодоженам.
8. Без детей никуда!
Ингуши всегда с трепетом относились к рождению детей. Особенно важным считалось рождение мальчика, ведь в сыне видели продолжателя рода и будущего хозяина дома.
Девочек же считали «гостьями» и называли наьха саг — "чужой человек", который вскоре покинет дом и перейдет в «свой дом» — дом мужа.
Даже в современном мире можно увидеть отголоски этого древнего культа мальчиков. Например, существует древний обряд, в ходе которого невесте вручают младенца-мальчика. Этот ритуал проводится для того, чтобы первым у девушки родился мальчик. Гости внимательно наблюдают за реакцией ребенка: будет ли он плакать или спокойно сидеть на руках у невесты. Если начинает плакать, девушка должна успокоить его, проявив таким образом свое терпение и умение ухаживать за детьми.
9. Свадьба без жениха?
Ингушские свадьбы отличаются не только тем, что проводятся как в доме жениха, так и в доме невесты, но и тем, что жених на собственной свадьбе отсутствует. Обычно он находится у соседей, где празднует со своими близкими друзьями. Этот обычай характеризует молодого человека как скромного, ведь таким образом он проявляет уважение к своим родственникам.
Раньше жених в день свадьбы даже не виделся с невестой — по традиции он должен был вернуться в свой дом только через три дня, ведь именно столько длилась свадьба. Однако сейчас многие семьи отходят от этого правила, и жених возвращается домой вечером, когда большинство гостей уже покинули праздник.
10. Вывод невесты к воде
Раньше этот обряд был обязательным после любой свадьбы и предполагал знакомство невесты с селом и соседями. Обязательным атрибутом обряда было куриное яйцо, которое передавала невестке сестра жениха, а та, достав иглу из подола своего свадебного наряда, прокалывала ею яйцо. После этого девушка должна была бросить его в текущую воду.
В далеком прошлом яйцо у ингушей символизировало плодородие. Проводя этот обряд, невесте желали не только счастья, но и много детей. Сегодня же эта традиция практически полностью ушла в прошлое. Ее поддерживают лишь в некоторых семьях, чтобы создать приятную атмосферу и познакомить невесту с новым окружением.