{{$root.pageTitleShort}}

Советская мозаика на Кавказе. Фотогалерея

Как декоративные панно с национальными мотивами и Лениным превратили спальный район Владикавказа в мини-Ташкент

Владикавказская улица, 13. 12-этажный 1-подъездный крупнопанельный многоквартирный дом 1983 года постройки

Советская мозаика — это, пожалуй, архитектурная визитка СССР 1960−1980 годов. Декоративными панно из небольших цветных кусочков плитки украшали не только здания домов культуры и других учреждений, но и обычные жилые дома, и даже автобусные остановки.

Монументальные мозаики сохранились во многих городах бывшего Союза. Не исключение — Владикавказ, где панно, в которых причудливо переплетаются национальные мотивы и «символы социализма», до сих пор украшают многоэтажки в спальном районе города. Установить авторство и проследить их историю непросто. Однако как минимум часть принадлежит Александру Жарскому — младшему из трех братьев-художников, сделавших Ташкент не похожим ни на какой другой город мира.

{{current+1}} / {{count}}

Улица Коцоева, 77. Дом 1963 года постройки

— В начале 70-х я плотно занимался общественным проектированием и вспоминаю, что в те годы республиканский домостроительный комбинат занимался не совсем традиционной для него деятельностью: там начали делать мозаичные панно, — рассказывает профессор кафедры «Архитектура» Северо-Кавказского горно-металлургического института, заслуженный работник культуры России Сослан Цаллагов. — В Северную Осетию из Узбекистана приехал художник Александр Жарский — один из трех братьев, делавших в Ташкенте мозаичные панно для отделки многоэтажных зданий.

Братья-художники Николай, Петр и Александр Жарские родились в семье русских эмигрантов во Франции. После Второй мировой войны отец Жарских с семьей вернулся на родину, где все три сына получили художественное образование и стали одними из заметных представителей советского модернизма.

Известны они своими работами в Узбекистане. Жарские приехали в Ташкент помогать восстанавливать его после разрушительного землетрясения 1966 года. По их эскизам в городе создали множество декоративных рельефов и мозаик, украсивших новостройки — панельные девятиэтажки. Благодаря сотням не повторяющих друг друга работ город приобрел особенное лицо.

Жарский-младший принялся активно работать и на домостроительном комбинате во Владикавказе, тогда Орджоникидзе.

— По предложению Жарского на высотных 9−12 этажных зданиях 7-го, 8-го и 9-го спальных микрорайонов Владикавказа, их у нас называют районом «БАМ», стали возводить мозаичные панно, — продолжает Цаллагов. —  С точки зрения эстетики они должны были украсить монотонный ритм этих скучных по архитектурной композиции зданий.

{{current+1}} / {{count}}

Улица Астана Кесаева, 36. Дом 1982 года постройки

Улица Владикавказская, 21. Дом 1982 года постройки

Проспект Коста, 224. Дом 1986 года постройки

Улица Московская 22, Дом 1971 года постройки

Улица Астана Кесаева, 26. Дом 1980 года постройки

Улица Московская 32, 1. Дом 1976 года постройки

Улица Московская 38, 40. Дома 1989 год постройки

Проспект Коста, 217. Дом 1974 года постройки

Улица Московская, 32. Дом 1987 года постройки

На сборных плитах для многоэтажных жилых домов составлялись панно, объясняет архитектор, и уже в процессе возведения дома эти плиты монтировались в том месте, где были запроектированы.

— В мозаичных панно использовали традиционный народный орнамент, сдержанные цвета, потому что архитектура не терпит ярких выступающих цветовых акцентов. Жарский, как художник и архитектор-монументалист, проявил достаточно высокий талант, — считает Цаллагов.

Однако, когда появились мозаики, мнения профессионального сообщества разделились.

— В любом случае, был проведен интересный эксперимент, а потом эта традиция куда-то ушла, и мы остались при монотонной застройке.

Анна Кабисова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ