Дагестан производит кардинально разное впечатление на тех, кто туда приезжает. Многое зависит от точки назначения. Туристы восхищаются уникальной природой и духом старых горных сел. И печально удивляются беспорядочной застройке в столице республики и разрушенным историческим домам древнего Дербента.
Ведущий преподаватель Международной школы дизайна, историк архитектуры и дизайна Виктор Дембовский прогулялся с корреспондентами «Это Кавказ» по старому Дербенту и поделился своей версией того, как сделать Махачкалу красивой и удобной.
Махачкала: архитектуры почти нет
Виктор приезжает в Махачкалу уже второй раз — читать лекцию местным дизайнерам и архитекторам. Говорит, очень нравятся люди, которые здесь живут. Но сказать то же самое о самом городе не получается.
— Конечно, детально я Махачкалу не рассматривал. Но с точки зрения архитектуры и устройства города — мне она не понравилась. Я бы не назвал Махачкалу архитектурным адом, как иногда говорят, но возникло ощущение, что архитектуры здесь почти и нет. Очень трудно остановить на чем-то взгляд. Такой случайный коллаж. Есть интересные точки, например здание Аварского театра. Но многое вообще не вызывает желания на него смотреть.
Однако сделать Махачкалу комфортной для проживания и приятной для глаза, по мнению Виктора, еще можно.
— Нужен единый архитектурный план развития города и много вложений. Урбанисты по всему миру решают совершенно разные задачи, объединяя между собой архитектурные постройки разных направлений. Главное — это цельность.
Для того чтобы город стал красивым, уютным и функциональным, должны постараться не только чиновники, но и все махачкалинцы.
— Многое зависит и от отношения самих горожан к месту, где они живут. Люди должны реагировать на то, что им не нравится. Если это молчаливое недовольство, оно никогда не сработает: нужен диалог с властью. Этот город для тебя, ты здесь живешь, это важная для тебя среда, и она должна быть комфортной. Это должны обеспечивать власти.
После мастер-класса Виктор убедился, что у Дагестана есть будущее в плане дизайна и архитектуры.
— Я вижу молодых интересующихся людей, которые остаются тут жить, хотя могут жить в любом большом городе и добиться успехов в гораздо более благоустроенном месте. Но раз они остались и развивают свой бизнес или творчество, то они будут позитивно влиять на город. Это одна из причин, почему я продолжаю сюда приезжать: я вижу стремление к изменениям. И я был удивлен количеству не глупых, а нацеленных на результат вопросов. Они были профессиональные, точные, связанные с решением конкретных задач в Махачкале.
Дербентская крепость: новое — не значит плохое
Виктор говорит, что хотел посмотреть 2000-летний город еще летом, во время первой поездки в Дагестан, но не сложилось. Главный пункт must-see в Дербенте, конечно, древняя цитадель Нарын-кала.
Несмотря на туман и моросящий временами дождь, Виктор берет гида и сорок минут гуляет по крепости. Дагестанские коллеги показывают ему на зубцы стен, отреставрированные к юбилею Дербента. Ремонтные работы в крепости вызвали много споров. Многие посчитали, что из-за новодела цитадель потеряла свой шарм. Виктор с таким мнением не согласен.
— Как в таких случаях поступают во всем мире? Во-первых, старые строения консервируются. И если достраиваются, то в подчеркнуто другом материале, но по оригинальным чертежам. Всегда эти вставки — новые камни — имеют очертания оригиналов, со всеми выточенными деталями, а сами материалы новые. И в этом есть определенная логика, в том числе для археологов, когда видны периоды наслоений и никто не пытается делать «под историю», как будто это старое место.
Другой вопрос: качественно сделана такая работа или не очень.
— На меня крепость произвела очень позитивное впечатление, — делится Виктор. — Конечно, не знаю, как здесь было до реставрации, но сейчас очень приятно.
Магалы: сохранить сердце города
После экскурсии мы спускаемся в город по лестнице вдоль крепостной стены. Девять магалов — кварталов — расположены внутри крепостных стен цитадели. Эту часть Дербента, имеющую статус охранного объекта Юнеско, еще называют старым городом. Многолетние резные двери с ручками и замками в виде голов животных, старинные бани, небольшие жилые дома и здесь же более современные постройки в несколько этажей — так выглядит центр Дербента.
— Такие пластиковые окна убивают любую красоту, — замечает Виктор, глядя на двухэтажный дом около мечети.
Если когда-нибудь современность поглотит историю и магалы окончательно утратят облик старинных кварталов, это будет потеря не только для города, считает Дембовский.
— Культурная идентичность очень важна для любой страны. Ответ на вопрос «кто ты» — это как раз такие места. Они не должны мешать развитию новой архитектуры, но должны сохраняться как память места, знаковые вещи. Тем более у Дербента большая история, и эта история воплощена в этих домах. Они не просто камни. Город — это всегда наслоение эпох, это всегда история — твоя личная и твоего места. Место вообще ничего не значит без наслоения культур. Человек — существо кочевое и привязывается только к такому, значимому.
Глядя на один из покосившихся домиков напротив армянской церкви, дизайнер замечает, что подобные здания нельзя сносить, как это делается в городе, им нужно давать вторую жизнь.
— Не надо пытаться восстановить его, нужно законсервировать в таком виде — с покосившейся дверью, со старым окном. В Старом Свете вообще множество таких развалин, их никто не восстанавливает, но никто и не сносит. Их встраивают в современную жизнь. Я бы достроил этот дом в контрастной современной архитектуре, что, кстати, не слишком дорого. Проблема в том, что у нас либо пытаются восстановить «под старину», либо сносят полностью. А это рисунок города, тот же консольный этаж, вынесенный на улицу, — это характер Дербента, не везде увидишь такое.
Дербент будущего: точки притяжения
Город можно сделать более привлекательным для туристов и в то же время удобным для жителей, считает Виктор.
— Из-за того, что город не приспособлен для туризма, люди и мешают друг другу. Потому что есть отдельные туристические места, а есть места для жителей. Обычно же, когда город адаптируется под туристов, он становится комфортней и для местных жителей. Появляется больше «мест интереса».
По мнению Виктора, нужно создать в городе такие «точки притяжения».
— Сейчас люди приезжают сюда ради крепости, но крепость — это повод приехать, нужны места, которые позволят задержаться. И пока, мне кажется, в Дербенте их нет. Что именно можно сделать? Интерактивные музеи, необычные рестораны… Это уже вопросы для урбанистов.