{{$root.pageTitleShort}}

Тайны Нузальской часовни

В Северной Осетии реставрируют уникальные средневековые христианские фрески. Специалисты еще не знают всех, кто на них изображен. А еще — кто похоронен в крошечной горской церкви-усыпальнице

Путешественник или паломник, много слышавший о древней Нузальской церкви, приехав на место, вероятно, будет разочарован. Маленькое неприметное сооружение, характерное для горной архитектуры Северной Осетии, ничем не цепляет глаз, да и навес из современных материалов не добавляет эстетики. Но тот, кого не смутит внешняя непривлекательность, будет вознагражден. Внутри церкви темно и тесно: глаза постепенно привыкают к смене яркого полуденного света на полумрак, а тело — к отсутствию простора. И за эту минуту происходит чудо: лики на стенах проступают, как на фотографии, которую печатают по старинке, а непривычная близость делает их физически осязаемыми.

Эту удивительную средневековую живопись датируют XIII−XIV веками. Фрески украшают совсем крохотный храм: внутри он размером 1,8 на 4,2 метра.

Находится Нузальская церковь в высокогорной зоне — в Алагирском ущелье, на левом берегу реки Ардон, в южной части селения Нузал. Это один из трех средневековых храмов Северного Кавказа, сохранивших фресковую живопись — и по уровню сохранности она значительно превосходит работы в двух других аланских храмах: в Архызе в Карачаево-Черкесии и в североосетинском Зруге.

Вода и цемент против средневековой росписи

Неудивительно, что Нузальская церковь — памятник архитектуры федерального значения. С 1960 года она находится под государственной охранной. С тех пор в часовню несколько раз наведывались реставраторы. Последние серьезные работы провели в 1980 годах. И вот, в 2018 году, храмом вновь занялись специалисты. Реставрации добивалась Владикавказская епархия, и проект поддержали по федеральной целевой программе «Культура России».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Храмы древнего царства
Лик Христа, написанный прямо на скале, самые ранние христианские храмы, православные паломники со всей России… Многим покажется удивительным, но все это — Карачаево-Черкесия

Работы проводит в том числе Московский государственный научно-исследовательский институт реставрации. В Нузал приехал замдиректора по научной работе и реставрации, кандидат искусствоведения, художник-реставратор Сергей Филатов. Благодаря именно его усилиям 30 лет назад удалось приостановить гибель фресок. Тогда специалисты застали их в аварийном состоянии.

— Я был удивлен, что здесь уцелели такие древние фрески. Датировка тогда была расплывчатой: от XIII до XV века, но было очевидно, что это древняя живопись и что она очень пострадала от времени, — вспоминает Сергей Викторович.

Исследователи обнаружили, что дождевая вода и снег попадали внутрь храма через трещины в кладке, поскольку из нее выветрился раствор. А вода содержит соли, разрушающие штукатурку и краски. К тому же в конце 50-х годов стены храма обмазали цементом, и влага, которая накапливалась внизу, не могла выйти и поднималась вверх — к росписям. В то время специалисты еще не знали, что применять цемент в реставрации древних памятников архитектуры категорически нельзя.

Филатов с коллегами убрали со стен церкви весь цемент, а снаружи сделали навес, защитив фрески от попадания воды под штукатурку. В 2018 году специалисты увидели, что состояние церкви вполне удовлетворительное. Предпринятые в 80-е усилия оказались не напрасными.

Сергей Филатов

Горец-иконописец

Новая реставрация касается и внешней, и внутренней части церкви. У храма укрепят фасад, фундамент и выполнят гидроизоляцию, чтобы защитить стены от воды. А работа с фресками — консервационная.

— Надо убрать грязь и пыль, паутину со стен, укрепить штукатурную основу и сделать бортовую подмазку на основе извести, подукрепить красочный слой, потому что появились шелушения. Где-то есть и соли, приходится удалять, — объясняет Филатов.

Исследователь памятника историк Владимир Кузнецов выявил на фресках автограф художника — Вола Тлиаг, то есть Вола из селения Тли. Автограф спрятан в изображении земли под фигурой святого Евстафия.

— В XIII—XIV веках в живописи ориентировались на византийские традиции, что мы видим и здесь, — объясняет Сергей Филатов. — Сказать, что есть какие-то особенности осетинской живописи, мы не можем, потому что это единственный памятник, где есть осетинская живопись. Росписи выполнены в греческих традициях, но в пропорциях фигур присутствует некий местный налет, чисто пропорциональные отступления от канона: видно, что работали местные художники.

Благодаря работе реставраторов лики на фресках узнаваемы: в верхнем ярусе алтаря расположена композиция «Деисус»: Христос-Пантократор в центре, Богоматерь и Иоанн Предтеча по сторонам. Видны и образы архангелов Гавриила и Михаила, сюжеты «Чудо Святого Георгия» и «Чудо Святого Ефстафия». Содержание фресок Нузальской церкви, впрочем, не до конца изучено: часть из них почти полностью потеряны. Дискуссии вызывает и многое другое.

Спор о легендарных героях

Нузальскую церковь окружают тайны — точных знаний о ней не так уж много. Неизвестно, например, и когда была построена часовня. Предположительно, это вторая половина XIII века. Существует версия, что возводилась она как склеп и лишь позже была переделана в храм, но убедительных доказательств нет.

Первое упоминание культового сооружения относится к XVIII веку. Известно также, что когда-то стену часовни украшала надпись на грузинском языке, начинающаяся со слов «Нас было девять братьев». Узнать ее содержание исследователи смогли только благодаря спискам. Но и переводов, и толкований ее существует несколько.

Текст нузальской надписи, опубликованный в 1830 годах востоковедом Мари Броссе (перевод с французского):

«Нас было девять братьев из семьи Чарджонидзе-Дчархилан: Ос-Багатар, Давид-Сослан, Сокур и Георгий, которые бросали на врага взгляды гнева. Трое наших братьев — Исак, Романоз и Василий — были монахами, верными служителями Христа. Мы были хозяевами узких дорог, которые вели и четыре стороны. У нас в Касаре крепость и таможня, и мы занимаем переднюю часть моста. Надейтесь на доброе отношение на той стороне, если вы повели себя хорошо на этой стороне. У нас столько же золота и серебра, сколько и воды. Я завоевал Кавказ и покорил четыре царства. Верный своим привычкам, я похитил сестрицу принца Картли. Он, настроенный против меня и обманувший в клятве, взял на себя мои грехи. Багатара бросили в моду и истребили армию Оссов. Вы, читающие эти строки, помолитесь за меня».

А в 1946 году случилось событие, до сих пор не дающее покоя ученым и любителям осетинской истории: археолог, исследовательница Северного Кавказа Евгения Пчелина раскопала захоронение, скрытое в Нузальском храме. Под полом крошечной церкви обнаружили каменный ящик, а в нем — скелет мужчины и погребальное снаряжение, в частности три железных ножа и кресало и кремень для высечения огня. Пчелина сделала смелое предположение: погребенный в часовне — Давид Сослан, осетинский полководец XII века, второй муж и соправитель легендарной грузинской царицы Тамары.

Однако в последние годы исследователи склоняются ко мнению, что в Нузале похоронен вовсе не он, а не менее известная фигура — осетинский царевич Ос-Багатар, погибший в 1306 году. В народном фольклоре его называют прародителем современных осетин — считается, что в конце XIII — начале XIV века Багатар смог сплотить народ после катастрофы монгольского нашествия.

{{current+1}} / {{count}}

Пролить свет на то, кто похоронен в Нузальской церкви, по словам архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида, может архив Евгении Пчелиной, находящийся в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН. Но огромный массив информации пока остается необработанным.

***

Реставрационные работы специалисты должны завершить уже осенью. Пока же доступ в часовню ограничен. Войти туда можно только с согласия руководства Владикавказской епархии и в присутствии хранителя часовни. Одновременно внутри могут находиться не больше пяти человек — так велика вероятность нанести вред древнему храму, если неловко повернуться в его тесном зале. В каком режиме будет принимать туристов и паломников таинственная церковь в Нузале после реставрации — еще неизвестно.

Анна Кабисова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Смена ориентиров: как осетинский дизайнер сочетает моду и секонд-хенд

Расхламляет шкафы, помогает планете и использует передовые технологии — Тэка Бандурова не только дает вторую жизнь старой одежде, но и реализует уникальный проект по разумному потреблению вещей