- Национальность: черкесы;
- Численность: до 8 млн человек в мире, из них 114 697 человек живут в России;
- Где живут: в Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарии, Израиле, Турции, США;
- Религия: ислам; Язык: кабардино-черкесский.
Черкесы (адыгэ, как они сами себя называют) — это один из народов группы адыгов, в которую входят адыгейцы, кабардинцы, шапсуги и другие этносы [1], [2].
Адыгские племена населяли Северный Кавказ с древних времен. Впоследствии адыгов стали называть черкесами, черкасами [3].
В статье журнала «Русский вестник» за 1863 год о черкесах сказано, что это люди строгого типа кавказской породы. Половина из них имеют русые волосы и голубые глаза [4].
Логично, что столь же часто встречаются черкесы с белой кожей и черными глазами. Мужчин отличает высокий рост, стройность, гордая осанка, правильные черты лица и пронзительный взгляд.
Внешностью черкешенок восхищались многочисленные путешественники: о представительницах кавказской народности писали Вольтер, Лермонтов, Бальмонт и другие мастера художественного слова. Итальянский миссионер Эмидио Дортелли и немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер считали черкесских женщин одними их самых красивых в мире [5].
Обязательным атрибутом внешности черкешенок всегда были густые длинные волосы. Что касается личных качеств, девушек с детства приучали держаться скромно, почтительно и достойно, сдерживать чувства, соблюдать правила этикета [6].
Согласно данным всероссийской переписи 2020 года, к черкесам отнесли себя 114 697 человек. Некоторые дополнительно указали субэтнос: адыги с черкесским языком, бесленеевцы, убыхи, сирийские адыги. 111 471 человек назвали себя адыгейцами, также уточнив субэтнос: абадзехи, адыге, адыгейские казаки, адыгейцы-черкесы, адыги, адыгэ, бжедуги, кемгоевцы, сирийские адыгейцы, адыги-черкесы или черкесы-бжедуги.
В России большинство черкесов проживает в Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарии [1]. Среди зарубежных стран, где можно встретить представителей народа, — Израиль, Турция, государства Востока, США.
Доподлинно неизвестно, сколько всего черкесов живет сегодня в мире: разные источники называют цифры до 8 млн человек.
Этнограф Леонтий Люлье в статьях об исследовании Кавказских земель писал, что на черкесском языке говорят все племена адыге, которые населяют северную часть Кавказского хребта: от реки Терек до устьев Кубани и вдоль восточного берега Черного моря [4].
Сегодня язык черкесов — кабардино-черкесский, он входит в абхазо-адыгскую ветвь северокавказских языков и стал одним из государственных в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республиках. К нему относят восемь диалектов и говоров, он имеет специфическую систему согласных и гласных.
Впервые свод грамматических правил кабардино-черкесского языка появился в середине XIX века, кириллическая письменность на основе русской графики действует с 1936 года [7].
По данным переписи 2020-го, кабардино-черкесским языком в России владели 450 276 человек, в повседневной жизни его регулярно применял 435 901 житель страны.
Фlэхъус апщий! — Здравствуйте!
Уи махуэ фlыуэ! — Добрый день!
Сэлам! — Привет!
Древним исповеданием черкесов было язычество с целым пантеоном божеств: покровителями лесов, наездничества, земледелия, княгиней воды и другими. Верили и чтили горцы творца вселенной Тхашко, а также почитали святых нартов, с которыми связано множество легенд.
Со временем в религию черкесов стало проникать христианство, что подтверждают находки археологов и исследования этнографов. В древних погребениях находили нательные кресты, иконы, но вместе с тем и языческий инвентарь. Так вплоть до начала XVII века христианство переплеталось у черкесов с языческими верованиями [8].
Постепенно, с распространением турецкого влияния на северокавказских землях, религия черкесов сменилась на ислам. Сегодня верующие относятся к суннитам.
Адыгские племена — это коренное население Северного Кавказа. Одни из самых древних обнаруженных материальных памятников адыгов относят к четвертому тысячелетию до н.э.
В начале первого тысячелетия н.э. адыги были известны как меоты, в V веке усилиями племени зихи фактически образовался единый этнос. Под этим термином — зихи — адыгов указывали в европейских источниках вплоть до XVI века, в некоторых других использовали название касоги.
С XIII века черкесами/черкасами стали называть всех адыгов. Сегодня под термином «черкесы» по-прежнему часто подразумевают как общую группу северокавказских этносов, так и один из народов, который в нее входит. Об этой путанице писали историки, исследователи Кавказа, авторы статей о регионе.
«Воинственные поколения, известные в Европе под неопределительным названием черкесов, а между ними самими под общим наименованием адиге», — рассказывал военный деятель Александр Бекович-Черкасский.
Европейские исследователи в своих работах указывали, что черкесский народ состоял из множества племен: натухайцы, шапсуги, абадзехи, бжедуги, гатюкайцы, бесленеевцы, махошцы, темиргои, жаневцы, егерукои, кяхи, хегак [4].
В дальнейшем, в период до XX века, адыги претерпели множество потрясений: нашествия Хазарского каганата, Золотой Орды, Русско-кавказскую войну и другие военные столкновения, передел границ. Менялось и название северокавказских земель: Черкесия, Кабарда (Кабардинские Черкасы).
В СССР на землях проживания адыгов создали несколько новых территориальных образований, среди которых была даже Горская АССР. Сегодня на этой территории расположены три республики, где адыгские народы титульные: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария.
Культура черкесов формировалась под влиянием исторических событий, природных условий, взаимодействия с соседними народами. Рассмотрим обычаи древнего народа, некоторые из которых дошли до наших дней.
В заметках путешественники часто отмечали щедрость и гостеприимство черкесов, от которых никто не уходил голодным, в какое бы время ни пришли гости. На стол никогда не ставили одно-два блюдо: подавали буквально все, что было в доме.
- Среди злаковых культур больше всего черкесы уважают кукурузу, которую они прозвали нартыху («еда нартов»). До распространения подсолнечного масла черкесы применяли в готовке бараний жир, сметану.
- Либжа — национальное блюдо черкесов, как правило, из курицы или индейки с чесноком и красным перцем.
- От вида мяса у черкесов зависит способ приготовления: например, водоплавающих птиц принято жарить, баранину и говядину — варить.
- Популярные у горцев напитки — слабоалкогольная махсыма и кисломолочный шху (айран).
Мужской костюм традиционно состоял из верхней накидки — черкески, полукафтана-бешмета, шапки, башлыка, штанов и ноговиц. Непременным аксессуаром был кинжал, который придавал и без того статным горцам больше величия. Роль шапки, как правило, выполняла папаха. Ее мужчины не снимали даже за столом, а если кто захотел бы сбить ее с горца — мог заиметь кровного врага. Башлык представлял собой подобие капюшона, который надевали под папаху, а концы головного убора обматывали вокруг шеи или затыкали за пояс. К слову о поясе: это был узкий серебряный ремень с накладками, которые служили подобием карманов. Туда помещали важные принадлежности, которые в любую минуту могли пригодиться мужчине [9].
Женский костюм состоял из длинной белой рубашки с широкими рукавами, разрезом в районе груди и стоячим воротником. На общих праздниках девушки старались превзойти друг друга красотой наряда и шли на разные ухищрения. Талию утягивали широким, в отличие от мужского, поясом с серебряной пряжкой. На рубашку надевали яркий бешмет из шелка: он должен был быть выше колен, с короткими рукавами, полуоткрытой грудью. Часто его украшали металлическими застежками. Женщины надевали сужающиеся книзу шаровары и обувались в мягкие кожаные чувяки. Дополняла традиционный костюм круглая шапочка с серебряной вышивкой.
Девушкам примерно с 12 лет и до свадьбы полагалось носить тугой корсет: признаком красоты черкешенок считались тонкая талия и плоская грудь. В первую брачную ночь супруг должен был кинжалом разрезать бандаж. Одно неосторожное движение могло уронить авторитет молодого мужа в глазах родни с обеих сторон.
До свадьбы девушек учили всему, что пригодится в семейной жизни: приготовлению блюд, вышивке, плетению корзин, другим необходимым навыкам. Важной частью было изучение черкесских обрядов и традиций, в том числе умение правильно войти в дом будущего мужа.
Как и прежде, сегодня о предстоящей свадьбе договариваются родственники будущих супругов. Со стороны жениха, который изъявил намерение жениться на конкретной девушке, в дом к ее родственникам отправляют несколько мужчин из близкого круга: старших братьев, дядей. По традиции, в сватовстве не принимают участия отцы и деды с обеих сторон. Правда, сегодня допустимо, что жених с невестой обговаривают важные моменты наедине, до встречи родственников.
Прежде во время торжества жених с невестой находились в разных помещениях, часто даже в разных домах. Поведение будущей жены подчинялось строгому регламенту: она все время находилась с родственниками. В то же время жених непринужденно веселился с друзьями. Старшие не должны были им мешать и заходить в помещение без надобности. Друзья жениха даже организовывали своеобразный караул, чтобы не допустить прихода незваных гостей. Сегодня будущие супруги часто на свадьбе сидят за одним столом, но бывает, что сами не хотят нарушать давние традиции.