{{$root.pageTitleShort}}

«Чебуреки решают!»

Как с помощью простого и известного всем блюда сделать успешный бизнес. История сети из Северной Осетии, которая вошла в число лучших заведений фастфуда в России

В витрине кафе инсталляция с текстом: «Каждому по факту в жизни нужен чебурек». Перефразированная строчка из песни — девиз осетинских бизнесменов, основавших в республике сеть фастфуда «Чебуреки решают!», которая в этом году вошла в число лучших заведений в стране и победила в конкурсе Минпромторга «Торговля России». Выяснили путь к успеху осетинского фастфуда и за что его ценят и туристы, и местные жители, и эксперты.

От пирогов к чебурекам

С тремя мультяшными чебуреками горожане и туристы познакомились несколько лет назад. Усатый, очкарик и пухляш зазывали отведать знакомое, но тогда еще мало популярное в Осетии блюдо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Люля, меха и Карл Маркс
Купить в подарок друзьям фарфоровую вазу и баночку меда, себе — шубу и крем с тамбуканской грязью, шефу — набор ножей, а после выпить кофе со свежей булочкой. Гуляем по лучшей торговой улице страны

— Раньше поход в кафе — это пироги и шашлыки. Мы из этого сделали фастфудную историю: добавили в чебуреки осетинские начинки, и получился своеобразный бренд, — говорит директор сети фастфудов «Чебуреки решают!» и «Фычиnаrium» Эля Гуриева

Первой была мясная начинка, затем ассортимент значительно вырос. Чебуреки с осетинским сыром и картофелем, с семгой и курицей, с грибами и шпинатом, с тыквой и вишней. Популярна начинка из листьев свеклы и осетинского сыра, есть и с шоколадной пастой и бананами.

— Овощи и молочку покупаем только у местных производителей. Осетинский сыр нам везут из горного села. Свежее мясо получаем каждое утро. У нас даже мыло и средство для мытья посуды от осетинских производителей — занялись импортозамещением задолго до санкций.

Миллион за рецепт

Сейчас «Чебуреки решают!» — это кафе во Владикавказе, Беслане, Моздоке и на горнолыжном курорте Цей, а еще киоски и фудтраки по всей республике. Но успех к бизнесменам пришел не сразу: до чебуреков был неудачный опыт пивного ресторана.

— До нас в Осетии не было заведения, которое специализируется только на чебуреках. И мы решили попробовать, — вспоминает директор сети.

Эля Гуриева

Денег на ребрендинг не хватило, пришлось залезть в долги и кредиты. На ремонт помещения и оборудование потратили несколько миллионов. Дорого обошлись и повара (искали профессионалов на позицию с большой зарплатой), и проработка меню (за один рецепт московскому шефу заплатили миллион рублей). К нужному результату пришли через десятки слепых дегустаций, но труд того стоил. Так, в одном из кафе в исторической части Владикавказа, рядом с проспектом Мира, всегда много туристов, пообедать заходят и сотрудники расположенных рядом государственных и правоохранительных органов.

— Для гостей важно, чтобы они могли в обед прогуляться по проспекту, зайти в прохладное кафе, поесть свежую и вкусную еду. Статус этих людей не позволяет стоять на улице и, как студенты, есть из целлофанового пакетика.

При этом не остались без чебуреков и любители питаться на бегу. Сеть расширялась именно в рамках уличной торговли: киоски и фудтраки стоят во Владикавказе и других районах республики.

— Чебурек быстро готовится. Мы подаем блюдо в наших фирменных бумажных пакетах. Рядом устанавливаем веранду, несколько столиков и стульев. Удобно и востребовано.

Городские предприниматели

Прибыль — важная, но не единственная задача для владельцев сети фастфудов. Себя Эля Гуриева относит к классу «городских предпринимателей».

— Хочется сделать наше место столь же привлекательным, как и вкус наших блюд. Именно поэтому у нас много уличной иллюминации, ухоженная территория рядом с кафе, желтые и оранжевые цвета мебели, хотя тратим на химчистку диванов 20 тысяч в неделю.

«Чебуреки решают!» называют себя первопроходцами в кулинарной моде. После них открылось еще несколько точек по приготовлению этого блюда. Основательнице сети нравится опыт некоторых европейских городов. Там власти ограничивают число заведений общепита. К примеру, не больше двух тысяч точек в городе.

— У нас рынок общепита перенасыщен. Кафе открывают далекие от этого бизнеса люди, переманивают официантов и поваров друг у друга. И вот уже сотрудники, которые раньше получали две тысячи за выход, просят четыре. Это обрушивает рынок, много владельцев банкротятся, но мы успешно работаем в условиях растущей конкуренции.

Победа в конкурсе Минпромторга поможет развитию франшизы, надеется Эля Гуриева. Первый шаг по расширению географии сети уже сделан. По франшизе открыто кафе в Нальчике, на очереди — Москва, Санкт-Петербург и Сочи.

Валерий Тайсаев

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Смена ориентиров: как осетинский дизайнер сочетает моду и секонд-хенд

Расхламляет шкафы, помогает планете и использует передовые технологии — Тэка Бандурова не только дает вторую жизнь старой одежде, но и реализует уникальный проект по разумному потреблению вещей