В Северной Осетии помнят времена, когда в село Ногир без необходимости никто не заезжал. Местных ребят, поголовно увлеченных спортом, предпочитали обходить за версту. Со временем ребята решили, что быть просто крутыми парнями скучно, и стали друг за другом покорять олимпийские вершины. И так успешно, что вскоре Ногир даже заявили в книгу рекордов Гиннесса: из села с населением около 12 тысяч человек вышло четыре олимпийских чемпиона. Как ни странно, именно здесь живет самый эмпатичный школьный директор в стране. Такое звание Герман Качмазов из СОШ № 2 получил в финале всероссийского конкурса «Директор года России».
Из правительства — в школу
— Как я победил в номинации «Самый эмпатичный директор»? Не знаю, просто делал свое дело, как умею. С душой? А иначе никак. А вообще, было очень неожиданно и приятно попасть в финал конкурса, где участвовало больше 700 руководителей со всех уголков России. Во второй этап прошло только 30 человек, в их числе и я. Получилась команда профессионалов, которые готовы делиться опытом, поддерживать друг друга.
Я стал директором в двадцать шесть лет. Это было непростое решение. У меня и мысли не было связывать свою жизнь со школой. Я преподавал в горно-металлургическом институте, который окончил, параллельно работал в правительстве. В 2016 году главой села Ногир был Алан Таймазов, он и предложил мне возглавить школу, где я когда-то учился. Долго думал и принял решение, которое навсегда изменило мою жизнь.
Пожалел ли я хоть раз? Нет, я счастлив. Смог бы я иначе влиять на судьбы детей, менять их отношение к миру, реализовать столько полезных проектов, представлять свою фамилию, школу, село, республику на федеральном уровне, знакомиться интеллектуалами? Вряд ли.
Железная дисциплина
— Многие спрашивают, каково это — стать директором школы, где ты учился, иметь в подчинении педагогов, которые тебя воспитывали? Знаете, я всегда отвечаю, как учили меня в вузе. В работе прежде всего необходимо расставить приоритеты. Вне работы я — бывший ученик, чей-то родственник или друг, но в рабочее время каждый должен заниматься своим делом. Самая важная задача — правильное воспитание и эффективное обучение учеников. И сегодня я могу только благодарить свою команду: завучей, учителей, воспитателей, без которых бы я не добился ничего.
Я сторонник жесткой дисциплины. Не будет порядка — не будет результатов ни в чем, тем более в образовании. Именно на дисциплину, которая хромала, когда я возглавил школу, я обратил внимание в первую очередь. Понемногу мы выправили ситуацию. Второе, что я увидел, — отсутствие кружков. Что могла школа предложить во внеурочное время? Практически ничего. Сегодня у нас больше десяти секций, каждый может выбирать то, что ему по душе. Это кружки по робототехнике, шахматам, волейболу. А наши дети становятся победителями и призерами в федеральных и республиканских конкурсах.
Театр для «мышек»
— Перекладывать ответственность на кого-то одного — неправильно. Я сторонник тройственного союза: родители, школа и сам ребенок. Есть дети закрытые. Они молчат перед доской, стесняются отвечать на вопросы, не любят рассказывать о себе. Есть дети не просто закрытые, а оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, из неблагополучных семей. Есть те, кто по разным причинам уже вступил на неправильный путь, они видят жизнь в черном цвете. К сожалению, для большинства детей школа и учителя в меньшем авторитете, чем уличные друзья и блогеры из того же «Тик-тока». Как развернуть таких ребят в нужное русло? Мы решили создать школьный театр. Но не было ресурсов. Мы выиграли два гранта: первый от партии «Единая Россия», второй на молодежном форуме «Машук». Мы постарались вовлечь в проект максимально большее количество учеников. Одни дети создавали декорации, другие — шили костюмы, третьи — писали сценарии, а кто-то непосредственно работал на сцене. Театр стал местом, где наши ребята не просто играли, мы прикоснулись к тем сторонам их души, о которых они и сами не подозревали.
А потом мы создали КВН. Представьте, некогда зажатые, закрытые ребята теперь сыпят шутками, легко общаются и уже два года становятся вице-чемпионами в республиканской школьной лиге. Ученики, которых называли «серыми мышками».
Как скажет тренер
— Каково развивать образование в поселке олимпийцев? А разве можно разделять образование и спорт? Мои соседи — олимпийские чемпионы Артур и Тимур Таймазовы. Они поддерживают школу всеми силами. Конечно, получать знания — это важно, но физическое здоровье требует не меньшего внимания. Спорт дает возможность ребенку сохранять свои силы, быть выносливым, закаляет характер.
В школе есть секции волейбола, баскетбола, тхэквондо, вольная борьба и бокс — в соседних зданиях. У нас прямая связь с тренерами. Нынешний глава села Юрий Сланов одновременно и тренер по вольной борьбе. Так вот, он каждый месяц приходит в школу и спрашивает, как учатся его воспитанники. Если ученик — двоечник, он принимает жесткие меры, вплоть до того, что не пускает его на тренировки. Любишь спорт — старайся и в школе. Другой тренер по борьбе у нас работает учителем по физкультуре и знает все о своих ребятах.
Готовы к труду и обороне
— Мы стараемся участвовать во всех проектах Минобразования. В этом году в республике открыли 15 кадетских классов, в том числе в нашей школе, в пятом классе. У ребят есть свой воспитатель — офицер, свой полувоенный распорядок. Мне кажется, это интересно.
Я считаю, что нужно брать к себе лучшие практики других регионов. К примеру, в Калуге есть школа со своей теплицей. Дети сами выращивают овощи, а когда они созревают, раздают малоимущим семьям. Это на самом деле очень хорошая идея — учить ребят не только профессиям, в данном случае в аграрной сфере, но и развивать в них доброту и сочувствие к людям, которые в этом особо нуждаются. Я надеюсь, скоро и мы сможем разбить теплицу. Сам очень люблю заниматься сельским хозяйством. Сейчас ищем спонсоров.