На молодежный форум «Машук», который проходит в Пятигорске с 5 по 19 августа, приехали две тысячи участников. Почти половина из них защищают свои проекты в грантовом конкурсе. Идеи предлагаются самые разные: от фестивалей национальной кухни и туристических приложений до сложных медицинских стартапов. В этом году популярное направление — научно-технические проекты. «Это Кавказ» рассказывает о пяти из них — хороших и разных.
Робот-эрудит
Дмитрий Екимов из Нальчика учится в Москве — перешел на 4-й курс технического вуза. На «Машук» приехал впервые, привез идею умной развивающей игрушки для детей Easy Learning. Надеется получить грант в 300 тысяч рублей.
На видеоролике, который демонстрирует разработчик, малыши играют с машинкой-роботом, на крыше у нее меняются пластиковые фигуры животных, домашних предметов, цифры.
— Эти фигурки снабжены радиочастотными метками, — объясняет Дмитрий. — Метки несут информацию, а внутри машинки установлен считыватель. Робот говорит, что за фигура: дерево, собака… Говорит на разных языках: русском, английском. Сейчас у нас есть 50 сменных фигурок, а будет намного больше. Так ребенок учится распознавать предметы, цифры, а еще осваивает иностранные языки.
Дмитрий уверен, что на своей разработке сможет хорошо заработать. Правда, есть конкуренты — производители развивающих игрушек в Китае, Европе, США.
— Развивающих игр для детей много, но у них ограничен функционал. Например, есть игрушки, где ребенок нажимает на кнопки и учит слова. Выучил все — нужна новая игрушка. А стоят они дорого, в среднем от 5 тысяч рублей. Для моей игры можно докупить сменные фигурки, а стоимость ее будет ниже — 3000 рублей в рознице.
В команде Дмитрия 15 человек, все студенты его вуза. Кроме того, при разработке проекта он консультировался с педагогами-психологами.
— Мы хотели понять, что нужно изучать детям, какие предметы, объекты. Нам подробно рассказали, мы нарисовали макеты фигурок, печатаем их на 3D-принтере.
Имени у робота еще нет. Есть рабочая версия — Eloo, это название не несет никакого смысла. Дмитрий говорит, нужно провести маркетинговые исследования и выяснить, подойдет ли это имя игрушке. А сейчас разработчик занят другим — оформляет патент.
— Такой развивающей игрушки, где ключевая технология — радиочастотные метки, в мире еще нет, — уверен он. — Патент оформляется два месяца, на рынок хочу выйти через год. Спрос на игрушку уже есть, знакомые хотят купить. Мы завели группу в VK, но продвижением пока не занимаемся, рано. Если получу грант, выпустим 100 роботов-игрушек, подарим их в детские дома на Северном Кавказе, в Москве. Соберем отзывы, доработаем, а потом можно искать инвесторов, чтобы выпускать массово. Сейчас ее себестоимость — около 2000 рублей, а если наладить постоянное производство, будет намного меньше.
Лечиться играючи
Ислам Айсултанов из Грозного придумал свой стартап не «из головы», а «из спины» - в буквальном смысле слова. Однажды он получил серьезную травму позвоночника на тренировке по вольной борьбе. Месяц не ходил, потом два года занимался лечебной гимнастикой в группе.
— Мой проект — виртуальная игра-тренажер по лечебной гимнастике для детей-инвалидов. Составляющие: большой монитор, контроллер Kinect, который распознает движения игрока, и сама игра. В ней много сюжетов, все построены так, чтобы ребенок совершал полезные движения — по сути, лечебные упражнения. Есть игра по мультфильму «Ну, погоди!», там ребенок должен поворачиваться, ходить, собирать яйца. Есть догонялки — игрок бежит по дороге, которая петляет, обрывается в неожиданный момент. Дети ленятся заниматься дома, а игра «обманывает» ребенка: он думает, что развлекается, а сам делает гимнастику.
В команде Ислама — программист, дизайнер, врач. Врач дает упражнения, сюжеты по этим упражнениям придумывают коллегиально, дизайнер рисует, а программист отвечает за конечный продукт. Недавно игру начали тестировать в клинике в Назрани.
Автор стартапа подготовился к защите и теоретически — собрал цифры, которыми надеется убедить жюри. По его словам, в России 200 тысяч детей занимаются лечебной гимнастикой, только в Грозном — восемь реабилитационных центров, постоянно появляются новые частные клиники.
— Это социальный проект, но он должен стать бизнесом. Покупатели — реабилитационные центры. Сейчас они закупают тренажеры для лечебной гимнастики по цене от 50 тысяч рублей. Я начну продавать игру по 20 тысяч, уверен, спрос будет.
Ислам подсчитал: чтобы запустить тренажер в продажу, нужно 900 тысяч рублей. Эти деньги пойдут на создание новых сюжетов (сейчас их пять, а нужно не меньше пятидесяти), на доработку и получение лицензий. На «Машуке» он надеется взять грант в 300 тысяч рублей. Недавно получил 500 тысяч на другом конкурсе стартапов — «Территория смыслов». Еще 100 тысяч наберет у частных инвесторов.
Говорит, что продукт уникальный и конкурентов у него нет.
— Есть испанская фирма, она реабилитирует взрослых с помощью Kinect. Есть челябинский стартап «Играй и развивайся», там детей учат, как переходить дорогу… Но аналогов моей идее нет. Сейчас делаем сайт, который будет работать по предзаказам. В следующем году хотим внедрить продукт в 16 клиниках на Северном Кавказе. А потом можно продавать и по всей России, — планирует Ислам.
Раз нажали, два нажали…
— Попробуйте закрыть эту вешалку. Быстро получилось, молодец. Бывает, по полминуты разглядывают, а вот моя бабушка — еще быстрее поняла! Надо дорабатывать, но вещь — очень удобная, — с воодушевлением рассказывает Георгий Багиев из Северной Осетии о своей «инновационной» вешалке.
Он уверен, что его проект — технический.
— Конечно! Все вокруг: и ваши наушники, и рюкзак — когда-то было техническим стартапом.
Георгий на форуме третий раз. Дважды брал гранты на вендинговый аппарат по продаже ручек и карандашей. А в этом году привез деревянную вешалку, которая складывается и распрямляется одним нажатием.
В вендинговом бизнесе он разочаровался:
— Автоматы пока не особенно приносят прибыль, очень много бюрократических проволочек. Чтобы поставить автомат в вузе, надо подать заявление, оно рассматривается полгода. И не факт, что дадут положительный ответ.
С вешалкой, считает Георгий, будет по-другому.
— Наши покупатели — крупный ритейл. Вешалка — такая вещь, которая есть у каждого, всегда будут покупать. Один раз нажали — она складывается, вы вешаете платье. Второй раз нажали — разложили. Не нужно тратить по полминуты, чтобы повесить вещь с узкой горловиной. Прототип, который вы видите — в дереве, а итоговый вариант будет из безопасного зернистого пластика. Он не едкий, не имеет запаха, безопасный. Даже если ребенок будет его жевать — ничего не случится.
Грант в 300 тысяч рублей нужен для доработки макета и выпуска первой партии вешалок.
У Георгия еще множество идей, и рассказывает он о них с таким драйвом, что члены жюри поневоле заслушиваются.
— Я смотрю на мир так — кучу вещей вокруг можно улучшить! От такого простого предмета, как вешалка, до… Вот у меня есть идея — литой резиновый бордюр из старых шин. Сейчас есть заводы по переработке шин и старой резины в покрытия для спортзалов. А бордюры еще лучше. Во-первых, если машина зацепит такой бордюр, не испортит колесо. Во-вторых, много случаев, когда человек падал, бился о бордюр и получал серьезные травмы. С резиновыми так не случится. Можно посмотреть на любую старую привычную вещь и подумать, как сделать ее удобнее!
Как заработать на туризме
Нюр-Ахмат Байрамуков из Черкесска — студент 4-го курса, специальность — менеджмент. На «Машук» приехал с очевидным, казалось бы, стартапом, — мобильным приложением по онлайн-продаже туров на курорты Карачаево-Черкесии. Уверяет, что в республике еще нет ни одного туроператора, работающего в интернете.
— Приложение называется «Визит КЧР», — объясняет он. — Мы будем комплектовать туристические пакеты. Допустим, вы хотите отдохнуть в Архызе или Домбае. Заходите в приложение. Там есть готовые «пакеты»: эконом, стандарт, люкс. А еще конструктор, с помощью которого можно собрать свой пакет: выбрать гостиницу, трансфер, экскурсии, ски-пассы, взять в прокат снаряжение. Не нужно искать самому, оплачивать пять счетов в разных местах, мы все сделаем сами!
У Байрамукова уже есть сайт по продаже туров, он пока «заморожен», но к зиме заработает вне зависимости от гранта. Приложения пока нет, его разработка стоит 250 тысяч рублей. На «Машуке» он претендует на грант в 500 тысяч рублей, остальные 250 тысяч пойдут на продвижение.
— Вы не боитесь, что приложение будет ненужным? В Архызе мало гостиниц, зимой там 100%-ная загрузка.
— В Архызе строятся новые гостиницы, а в Домбае все иначе — там между отелями высокая конкуренция. У нас две схемы работы. Сначала мы попробуем работать за проценты от гостиниц, экскурсионных фирм. Мы продаем их услуги — они платят. Если не получится договориться — в чем я сомневаюсь, — тогда будем накидывать свой процент на цену для потребителя. Немного — не более 2%. Думаю, все получится по первой схеме.
Свои шансы на грант Ахмат считает высокими. В прошлом году он уже пытался получить на форуме финансовую поддержку, но эксперты отправили его дорабатывать идею. Доработал и с энтузиазмом рассказывает о важности стартапа.
— В поисковых системах «Яндекса» и «Гугла» каждый месяц проходит по 300 тысяч запросов по теме отдыха в Карачаево-Черкесии. А приложения для молодых людей, которые хотят купить полный тур в онлайне, — нет. Мой проект точно станет востребованным!
Зубной техник с амбициями
— Мой проект «Кибер-Дент 3D» — некоммерческий, — говорит 26-летний Евгений Долгалев из Ставрополя. — Это программа-симулятор по имплантации для студентов-медиков. Суть в том, что мы берем томограмму реального пациента, его сканированные челюсти — слепки, которые сняли врачи у этого пациента. И студент виртуально устанавливает имплант. Подобные программы-тренажеры уже есть, но они без индивидуального подхода. Настоящие томограммы, от реальных пациентов, — это уникальная особенность нашей идеи.
По первому образованию (среднему специальному) Евгений — зубной техник. Дальше в медицину не пошел, закончил экономический вуз. На «Машуке» выступает не как физическое лицо, а как представитель НКО, а значит, может получить 2,5 миллиона рублей.
— Сама программа стоит 400 тысяч рублей, остальные деньги пойдут на покупку техники: 3D-сканера, 3D-принтера; с их помощью соберем большую базу. Мы выпустим продукт и раздадим в медицинские вузы.
Говорит, идея родилась из проблемы.
— В России теперь нет интернатуры. Выпускник медвуза после пятого курса может идти работать — а опыта нет. Этот проект для меня — возможность сделать что-то полезное, улучшить медицинское образование. Вопрос амбиций. А вообще, он масштабный, этапы рассчитаны на 10 лет вперед, в дальнейшем какие-то его части могут стать коммерческими.