{{$root.pageTitleShort}}

Бородатый нянь

Лучший воспитатель на Ставрополье пишет стихи, увлекается Фрейдом и считает, что всех детей любить нельзя, но уважать — нужно обязательно
418

На пороге детского сада «Гармония» в Невинномысске Григориос Цаклиотис появился около года назад. Тогда еще студент четвертого курса психологического факультета, он произвел настоящий фурор: как это мужчина и в воспитатели?

Часть родителей сразу отправилась протестовать к директору, дети же устроили новенькому проверку на прочность. Но со временем «бородатого няня» все полюбили: и дети, и родители, и коллеги. И даже жюри конкурса WorldSkills, которое признало Григориоса лучшим молодым воспитателем в крае.

«Всё начинается с детства»

Григориос Цаклиотис

В раздевалке младшей группы после прогулки обычная детсадовская кутерьма. Кто-то не может разуться, кто-то — расстегнуть молнию на курточке, а в одном углу и вовсе намечается скандал: Сема и Ангелина не могут поделить игрушку — маленький пластиковый шар. Высокий, 22-летний воспитатель только и успевает переходить от одного ребенка к другому, а еще находит мгновение, чтобы разобраться с конфликтом.

Григориос родился в Греции, но в возрасте трех лет с матерью переехал к родственникам на Кавказ. И теперь считает себя больше русским, чем греком. С раннего детства он рос без отца, и, хотя дети, обращаясь к нему, стараются выговорить «Григориос Александрович», на самом деле отчества у него нет. На вопрос о выборе такой «немужественной профессии» он отвечает почти заготовленным текстом.

— Психологом меня бы тогда не взяли, так как я еще учился. Конечно, было много вариантов, можно было бы пойти работать на завод, в магазин. Но так, чтобы не мешало учебе, только сюда, к тому же это приобретение опыта и преддипломная практика. Да и по зарплате меня всё устраивает: успех ведь не всегда определяется количеством заработанных денег. Мои витальные интересы — понять человека, а всё начинается с детства.

От слов «преддипломная практика», «витальные интересы» и просто отсутствия внимания дети начинают зевать. Поэтому воспитатель прерывается и громко вопрошает: «Итак, в какую игру будем играть?» Методом голосования, а в группе Григориоса настоящая демократия, постановили — в «дельфинчика воспоминаний». Передавая по кругу игрушечного дельфина, дети начали рассказывать друг другу, как прошел их вчерашний вечер.

«Всех детей любить нельзя»

В роль «няня» Григориос вжился успешно. Когда в спальне все готово ко сну, он поправляет маленькие одеяла, садится в кресло с книжкой и начинает читать сказку. Изредка поднимает взгляд на шепчущихся.

— Если кто-то будет разговаривать, сказка закончится, — строго предупреждает он.

C детьми Григориос придерживается принципа равенства и относится к ним почти как философ. Он уверен: любить всех детей одинаково невозможно. А вот уважать каждого можно — и нужно.

— Любовь к детям необходимо разграничивать. Любовь бывает разная. Допустим, Эрих Фромм разделяет любовь к отцу, к матери, к брату. Я исхожу из позиции, что я их уважаю. Какого бы возраста ни были дети, если ты начинаешь отдавать предпочтение одному больше, чем другому — это непрофессионально, дети прочувствуют это сразу, и ты для них станешь кровным врагом.

«Детям я не отец, у них есть свои»

Несмотря на все старания, свою роль в воспитании детей Григориос видит довольно скромной. Он убежден: самое главное для становления личности — это то, что происходит в семье.

— Конечно, детям я не отец, у них есть свои. Великий Маяковский написал: «Кроха-сын к отцу пришел и спросила кроха, что такое хорошо, что такое плохо». Сын пришел не к воспитателю, не к маме, не к няне, не к учителю — он пришел к отцу. Всегда последнее слово в судьбе детей за их родителями.

Кроме того, воспитатель осуждает стремление некоторых родителей самореализоваться за счет ребенка — сделать из него «идеал», которого сами не достигли.

— Мы ведь все мечтаем, чтобы у нас дети выросли успешными, целеустремленными, активными. А здесь и сейчас хотим, чтобы они нас слушались, подчинялись и делали так, как им скажут. Получается противоречие — одна из самых главных проблем в воспитании.

«Воспитатель должен быть личностью»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«На уроке Серега начинает очень громко смеяться. Это значит, что ему хорошо»
Тьютор — редкая и очень нужная в России профессия. Как педагоги помогают детям с аутизмом учиться в обычных школах, рассказываем на примере Владикавказа

После работы молодой человек находит время и на другие активности. Он участвовал в форуме «Машук», на постоянной основе входит в Общественный совет Невинномысска. Пишет стихи — про любовь.

Но все же мечта Григориоса — стать большим психологом, этаким «русским Фрейдом». Не зря же именно работами известного ученого он увлекался с 14 лет. К науке парень не равнодушен до сих пор, поэтому дети для него в том числе и объекты для изучения.

— Ты видишь их, а в них — их родителей, так что всегда стараешься посмотреть наперед, какими они вырастут и что из них выйдет.

Именно наука и помогла Григориосу победить в компетенции «Лучший молодой воспитатель» в краевом конкурсе WorldSkills («Молодые профессионалы»). Для участия необходимо было собрать портфолио: описать свою методику воспитания, предложить необычные образовательные приемы.

— Я приложил туда свою дипломную работу, посвященную дивергентному мышлению. Это особый мыслительный навык, который заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Я изучал то, насколько эффективны различные квесты в формировании такого мышления у детей дошкольного возраста. Сам проводил исследования, делал контрольные срезы. Жюри конкурса высоко оценило работу.

Вместе с Григориосом в конкурсе участвовала его же детсадовская воспитательница. Только она как опытный воспитатель, он — как молодой. О своей первой няне молодой человек до сих пор отзывается с большим теплом.

— Человек всегда воспитывает так, как воспитывали его. Конечно, воспитатель должен быть личностью. Только личность может другую личность воспитать. Будут ли мои воспитанники так же меня помнить? Вопрос. Мышление детей таково, что в их памяти остается только 30% происходящего. Поэтому жизнь покажет.

Наталия Мхоян

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ
Еженедельная
рассылка