{{$root.pageTitleShort}}

Легенды Ставрополья: от источника к монастырю

К лесному роднику под Ставрополем за святой водой приезжают паломники со всего Северного Кавказа. В праздник Крещения вспоминаем его историю вместе с настоятелем местного монастыря


В десяти минутах езды от Ставрополя, в лесу возле села Татарка, расположен мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Монастырь возник недавно, сейчас здесь живут 11 насельников — монахов, послушников и трудников во главе с настоятелем Афанасием. Но место это считается святым еще с позапрошлого века — благодаря целебному источнику, слава о котором вышла далеко за пределы края.

Впервые об источнике заговорили в 1872 году. Через 145 лет обитатели монастыря и сотрудники краеведческого музея Татарки собрали о нем архивные сведения и легенды.

Афанасий, настоятель монастыря. «После школы ушел в армию, там познакомился с одним монахом. На сегодняшний день он — мой духовник. Когда вернулся с армии, поступил в Ставропольскую духовную семинарию на пастырское отделение. После окончания в 2008 году меня направили настоятелем тогда еще архиерейского подворья иконы Божией Матери „Всех скорбящих“. Когда я пришел сюда, не было здесь ни газа, ни воды. Маленький домик без условий в глуши. После семинарии было тяжело привыкнуть к новому образу жизни. Но я не сожалею о своем выборе. Мы ведь сами выбираем путь».

Как рассказывает игумен Афанасий, все началось с крестьянки Елены Бабичевой — ей стали сниться странные сны. Будто бы в поисках своей потерявшейся коровы она повстречала в лесу старца. Он вышел к ней из пещеры с медным крестом в руках и указал на колодец, который следовало огородить, поскольку вода в нем святая. Через несколько месяцев Бабичевой приснились трое мужчин, и один из них, в священнической ризе, наказал отслужить над колодцем три молебна — это спасет жителей Татарки от града и других природных катаклизмов.

Сельчане расчистили источник, поставили над ним большой деревянный крест с иконами и лампадой, а священник Алексей Семенов отслужил «молебны с водосвятием».

Множество верующих стали приходить к источнику за водой и исцелением, однако церковное начальство было против «вымышленного» святого места. Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман, человек строгих нравов, приказал снять крест, иконы, лампады и передать их на хранение сельскому старосте Абраму Беседину. Как и 96 рублей 38 копеек пожертвований, собранных на строительство часовни у источника.

Впрочем, болящим Герман был не указ — они продолжали приезжать в Татарку, молва о живительной силе источника все более распространялась по Кавказу.

При архиепископе Кавказском и Ставропольском Агафодоре источник признали чудотворным. Рядом построили часовню, каменные купели. Родник заключили в каменный грот, одна из стен которого имела ниши для икон. В церковные праздники здесь собирались тысячи верующих. Богослужения проводились до 1930-х годов.

— В советские годы источнику пришлось нелегко, начались гонения на церковь, — рассказывает настоятель. — Средства, что собрали ставропольцы, отобрали. Разрушили все, что было построено к этому времени. Камень, которым была обложена стена, где горели свечи, стояли иконы, вывезли на молочную ферму. Летом 1959 года к источнику пригнали бульдозер и разрушили башенку, купель. Все было засыпано грунтом, а вход в пещеру завален камнями. Родник втоптали в грунт, потом засыпали землей. Жительницы Татарки сестры Косиновы спасли единственную Казанскую икону Божией Матери. Они передали ее в восстановленный Казанский храм.

Со временем вода источника снова пробилась наружу. В начале 1990-х годов территорию вокруг него облагородили, рядом появился храм, дом для священника, а позднее — постройки монастыря.

Паломники приезжают сюда со всего Юга России — окунаются к бассейн, набирают святую воду в бутылки и канистры, молятся. Особенно популярен источник в Крещенскую ночь. Но это не единственная святыня монастыря. В храме хранится ковчег с 33 частицами мощей святителя Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеймона, благоверных князя Петра и княгини Февронии. Но главной святыней ковчега считается частица мощей Крестителя Господня Иоанна.

Ася Асрян

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Кто такие карачаевцы: история происхождения, численность, где живут и как выглядят

Карачаевцы верят, что их народ зародился в трех селах. Сейчас они находятся в запустении, но купить здесь участок сложнее, чем на Рублевке. Его просто никто не продаст: ведь земля предков бесценна