Все помнят с детства русские сказки, где погибших оживляют с помощью живой и мертвой воды. Мотив этот встречается в сказках многих народов мира. Ивану-царевичу воду приносит ворон, в ингушском фольклоре умирающему на поле боя герою помогает сокол. Как объяснить, что у разных народов возникли почти одинаковые сюжеты с волшебной водой?
Речная богиня
Издревле люди почитали живительную влагу, ведь она утоляла их жажду и спасала от гибели урожай. Одно из первых схематических орнаментальных изображений, сделанных человеком на керамике, — волна. В древнем мире бог, ответственный за дожди, гром и молнию, считался самым главным. Таким в Древней Греции был Зевс.
У ингушей имелся свой покровитель небесной влаги и грозы — Села, который превращался в орла. Была также покровительница воды — Хи-нана. Она была доброй и отвечала благодарностью на бережное отношение к воде, но могла и наказать человека, если он загрязнял источники. Она предупреждала людей об опасности, а когда их постигало горе, плакала и стонала. Лишь на одну ночь за целый год Хи-нана могла заснуть, и в эту ночь все реки и ручьи застывали и прекращали движение. Никто не знал, когда наступит эта ночь, но если волею случая человек набредал на застывшую воду, то он мог загадать любое желание, и Хи-нана исполняла его.
Но, несмотря на благой нрав богини, ее «подопечные» — реки иногда требовали человеческой жертвы. Например, поверье гласит, что река Терек сказала реке Армхи: «Если ты сумеешь донести до меня человека, я спрячу его», а когда река Асса начинала «свистеть», люди старались обходить ее стороной, говоря, что Асса проголодалась и ей нужна человеческая жертва.
Разозлить Хи-нану могли небрежным отношением к воде. Источники нельзя было пачкать, лезть в них в грязной обуви. Стирать одежду в родниках и речках запрещалось. Для этого воду набирали в кувшины, относили подальше и стирали и полоскали в тазах. Человека, который позволял себе загрязнять воду, считали не совсем нормальным. Говорить у источников можно было только о добром и хорошем, а клятву, данную у воды, страшились нарушать даже при острой необходимости.
У других народов Кавказа также были покровительницы воды: у адыгов ее звали Псыхо-Гуаша, у абхазов — Дзыслан («Мать воды»), у лакцев Биарнил-изажа.
У Хи-наны были родники с живой и мертвой водой. Ингуши давно научились различать эти воды: одни из них были целебными, другие губительными.
Ванны вместо ампутации
В наше время мифология уступила место науке, но отношение к воде не изменилось. Приезжая в горную Ингушетию на выходные, равнинные жители непременно привозят с собой тару, чтобы набрать воды из источника Ховр-хи. Источник этот содержит большое количество серебра, вода из него не портится очень долго. О ее целебных свойствах местные врачи говорили еще в 1920-х годах, когда строился пансионат в Армхи.
По легенде, люди заметили свойства воды благодаря раненому коню. Он каждый день оставлял свой табун и, хромая, уходил под гору Цей-лам. Однажды хозяин решил проследить за ним и увидел, что конь опускает раненую ногу в источник Ховр-хи. Вскоре рана благополучно зажила. С тех пор люди и сами стали лечиться этой водой, и сейчас она очень популярна у ингушей.
Один из местных жителей Хамид вспоминает, что как-то в молодости поранил ногу и по глупости не обратился сразу к медикам. Нога опухла и невыносимо болела. Врач сказал, что ее надо срочно ампутировать в области колена, иначе гангрена распространится выше и придется отрезать всю ногу.
— Для меня это стало ударом, — рассказывает Хамид. — Я ведь был молод и калекой становиться не хотел. Врачи готовились к операции, а я сбежал из больницы, чтобы посоветоваться с отцом. Сначала отец приуныл, потом посидел, подумал и поехал ночью на перевал к источнику Ховр-хи. Вернулся через несколько часов с водой, вылил ее в ведро и велел мне опустить туда ногу. Через 15 минут страшная стреляющая боль исчезла как по волшебству, и я впервые за несколько суток смог уснуть. Так и спал — с ногой в ведре. День за днем я держал свою ногу в этой воде, меняя ее как можно чаще. Она словно высосала весь гной из раны. Через месяц я был как новенький. И решил поехать к этому врачу. Завидев меня, он стал кричать и ругать меня за халатное отношение к своему здоровью. В ответ я станцевал перед ним. Тогда он успокоился и начал расспрашивать подробности об отцовском методе лечения. Так мы с ним подружились, и я много раз возил ему эту целебную воду.
Живая вода села Ачалуки
Местные жители расскажут вам еще множество историй о живительной силе источника Ховр-хи. Но в горах Ингушетии есть и другие удивительные родники. Вода Чожкал-хаст способна вылечить обострение хронической ангины и другие болезни горла и дыхательных путей. Этот ключ очень холодный, но воду из него, как утверждают местные жители, можно пить даже сразу после сильной физической нагрузки. Это свойство воды также заметили благодаря лошади. Разгоряченная лошадь никогда не пьет холодную воду, иначе может умереть, но вода из этого ключа лошадям ни разу не навредила. Слава о целебных свойствах воды из Чожкал-хаст распространилась широко. Бывало, что за ней прилетали даже на вертолетах.
Еще более знаменита минеральная вода из села Ачалуки. Столовая питьевая вода выпускается в бутылках с 1920-х годов. А в местных бассейнах с теплыми водами лечат свои недуги тысячи мужчин и женщин из Ингушетии, Чечни и Осетии. Старожилы помнят, сколько жизней спасли эти воды в годы Великой Отечественной войны. По рассказам очевидцев, солдат, раненных в ожесточенных боях под Малгобеком, привозили в госпиталь в Ачалуки.
Врачей и санитаров было слишком мало, они не справлялись с таким потоком. Спасали солдат с ранениями средней тяжести. За очень тяжелых не брались. Неподалеку от госпиталя находилась яма, куда сбрасывали тела погибших, и, по рассказам стариков, иногда там оказывались живые. Местные жители, договорившись с военными врачами, взяли к себе домой по одному тяжелораненому. И большинство из них выжили. Не имея медицинских знаний, инструментов и препаратов, сельчане выходили их с помощью теплых ачалукинских минеральных ванн и народной медицины. В 70-е и 80-е годы многие выжившие ветераны приезжали к своим спасителям в гости.
Мертвая вода
Свойства «мертвой» воды тоже зависят от химического состава. Так в горной реке Армхи много свинца. По народным наблюдениям, лучше не промывать ее водой рану и даже простую царапину — она может вызвать воспаление, от которого нескоро оправишься. А человеку со слабым иммунитетом лучше даже не подходить к реке, не дышать речным влажным воздухом, иначе серьезная ангина обеспечена.
Давно известны родники и ручьи, воды которых плохо влияют на общее состояние человека. При продолжительном употреблении вода Ловшо-хи вызывает пищевое отравление, хотя она кристально чистая и течет по отвесному горному склону, беря начало в ледниках. Вода из Жижиг-хаст под знаменитой Столовой горой плохо влияет на пищеварение и надолго лишает человека возможности идти в гору, словно утяжеляя все его мышцы. Некоторые источники постепенно «откладывают» песок в почках человека.
К счастью, наши предки были наблюдательными, старались селиться поближе к живой воде и подальше от мертвой. Возможно, именно поэтому в Ингушетии так много долгожителей.