Фото: © Дмитрий Степанов/ТАСС
Город фестивалей и идей
Фото: © пресс-служба города Ставрополя
Иван Ульянченко
— Какие проекты вы считаете визитной карточкой города?
— В 2025 году в Ставрополе прошло несколько крупных мероприятий, подчеркнувших статус города как культурного и молодежного центра. Сначала дважды пришла весна. Школьная, собравшая 1 500 вокалистов, танцоров, музыкантов и артистов оригинальных жанров от 12 до 18 лет из более чем 80 регионов страны. И студенческая — во Всероссийском фестивале для учащихся СПО участвовали более 2 000 ребят из 70 регионов.
В мае 150 исполнителей из России, Беларуси, Армении, Грузии, Узбекистана и Казахстана съехались на международный конкурс патриотической песни «Солдатский конверт». Гастрофестиваль «Зов предков» собрал около 45 тысяч участников, объединив кухни народов Ставрополья и традиционные ремесла.
Осенью прошел фестиваль этнической музыки «Песни ветра» с ремесленными мастер-классами и народными выступлениями. Семейный фестиваль «Родное Ставрополье» стимулировал интерес к истории и культуре региона. Но самой примечательной стала премия уличной культуры и спорта «КАРДО» в центре Ставрополя. В фестивале участвовали спортсмены, танцоры и художники со всего мира. На площадках проходили конкурсы, мастер-классы, выступали творческие коллективы.
— "КАРДО" в этом году стал рекордным. Это повлияло на восприятие города в России и за рубежом?
— Фестиваль собрал около 3 000 участников из 58 стран и более 150 000 зрителей. Его поддержали послы Аргентины и Мексики, а также федеральные площадки — национальный проект «Молодежь и дети» и платформа «Россия — страна возможностей».
«КАРДО» укрепил статус Ставрополя как новой культурной площадки России. Фестиваль стал также важным шагом в развитии городской инфраструктуры и привлечении туристического потока.
— Что осталось в городе после «КАРДО»?
— Один из заметных итогов — новые арт-объекты и граффити на улицах Ковалева и Ленина. «КАРДО» также дал импульс развитию молодежных инициатив и городских сообществ, которые начали проводить собственные тематические встречи, тренировки и творческие мероприятия. Подобные проекты помогают вовлекать молодежь в социальную и культурную жизнь Ставрополя, формируя активную среду общения и самореализации.
Что стоит за громким статусом
Фото: © Иван Высочинский/ТАСС
— Статус молодежной столицы — это ведь не столько про праздники, сколько про инфраструктуру: жилье, рабочие места, образование. Что делается, чтобы молодые люди оставались в городе?
— Один из инструментов — программа «Молодая семья», по которой можно получить жилищный сертификат. Размер варьируется: от чуть более 1 млн рублей для пары до 3,5 млн рублей на семью из шести человек. В 2024 году поддержкой воспользовались более 100 молодых семей. Кроме этого, город развивает образовательную, культурную и спортивную инфраструктуру, поддерживает стартапы, грантовые инициативы и волонтерские проекты.
— Планируете ли сделать статус молодежной столицы долгосрочным брендом?
— Да, это стратегическое направление развития. В Ставрополе около трети горожан — в возрасте от 14 до 35 лет, и город активно создает условия, чтобы они могли жить, учиться, работать и создавать семьи именно здесь. Власти развивают волонтерскую деятельность, общественные пространства, площадки для творчества и стартапов.
Так, в октябре 2025 года на улице Тухачевского открылся молодежный центр «Патриот» площадью 431 кв. метр. Он создан благодаря победе края во Всероссийском конкурсе программ по развитию молодежной политики «Регион для молодых» нацпроекта «Молодежь и дети».
Инфраструктура будущего
— Школа № 55 несколько лет назад была самой большой в СКФО. Как сегодня обстоят дела со строительством школ и детских садов? Есть ли планы вновь побить рекорд?
— Главное не рекорды, а качественная, доступная и комфортная среда для получения образования нашими детьми. Самой большой в СКФО стала еще в 2019 году школа № 50, рассчитанная на 1 550 мест, а вот уже самым современным мультимедийным образовательным проектом стала школа Nº 55. Третьим таким крупным комплексом стала школа № 54 на те же 1 500 человек на Российском проспекте. В феврале 2025 года открылась школа № 47 на улице Чапаева вместимостью 825 учеников с футбольным полем, теннисным кортом, мультимедийными кабинетами и образовательным центром «Точка роста».
На улице Андрея Голуба строится еще одна школа на 1 550 мест с бассейном и благоустроенным двором, завершить ее планируем к 2027 году. Продолжаются капремонт и реконструкция существующих учебных заведений. Возводятся детские сады. Все объекты проектируются как современные образовательные центры с цифровыми технологиями и возможностями для творчества и спорта.
— В Ставрополе после обновления открылся сквер в районе завода «Нептун». Какие еще общественные пространства благоустроены в этом году?
— В сквере на переулке Каховском уложена брусчатка, установлены скамейки и урны, обновлен остановочный павильон, а осенью планируем высадить молодые деревья и кустарники. Во дворах на проспекте Юности, 10 и улице Ленина, 74/17 созданы современные спортивные площадки с безопасным покрытием и тренажерами. Всего в городе благоустроено около 80 общественных пространств. К 250-летию Ставрополя в 2027 году их число планируется увеличить более чем до сотни. Эти проекты создают удобные и безопасные зоны для прогулок, семейного отдыха и занятий спортом в разных районах города.
— Ставрополь становится все более популярным туристическим направлением. Как развиваете этот потенциал?
— В 2024 году, по данным размещений в отелях, наш город посетили более 212 тысяч туристов (что на 17% больше, чем годом ранее), а по информации операторов связи — более 2 млн человек. Для дальнейшего развития индустрии гостеприимства был создан Туристско-информационный центр, который продвигает городской бренд, проводит экскурсии и сотрудничает с туроператорами.
Кроме того, город участвует в туристических выставках, проводятся информационные туры. Последний такой был с 21 по 23 октября для туроператоров Москвы, Воронежа, Волгограда, Краснодара и Элисты.
Наиболее развит деловой туризм: Ставрополь как деловой, образовательный и культурный центр СКФО ежедневно принимает участников корпоративных и бизнес-мероприятий. Ставка также делается на развитие культурно-познавательного туризма, событийного и медицинского: в городе разработаны комплексные туристические продукты по отдыху и оздоровлению.
— Расскажите подробнее.
— Например, двухдневный тур «200 лет тому назад» и трехдневный «Эмоции на полную», включающий поездки на квадроциклах и спортивные соревнования. Разработаны театральные экскурсии, гастрономические и аграрные туры «Открой вкус Ставрополья», где знакомят с заведениями локальной кухни, ремесленными сыроварнями, отвозят на буйволиную ферму и бахчи в окрестностях.
Ставрополь сотрудничает с туроператорами КМВ для перенаправления турпотоков. Важным шагом стало создание первого национального маршрута края — «Достояние Ставропольской губернии». Это четырехдневный тур, включающий театрализованную экскурсию «Купеческий Ставрополь», посещение музея-заповедника, подъем на колокольню Казанского собора и настоящее купеческое застолье по рецептам XIX в.
Разрабатывается проект обустройства терренкура в Таманском лесу, предусматривающий создание маршрута протяженностью 18,5 км с семью тропами через ключевые достопримечательности. Будут установлены скамейки, урны, велопарковки, информационные стенды и настилы. Отдельный маршрут будет для людей с ограниченными возможностями.
Точки роста
Фото: © пресс-служба города Ставрополя
— Как оцениваете инвестиционный климат краевой столицы?
— Ставрополь вошел в топ-20 городов России по индексу инвестиционной привлекательности Сбербанка и ВЭБ.РФ. По итогам 2024 года объем инвестиций в основной капитал составил 132 млрд рублей, что почти на треть больше, чем в 2023-м.
По итогам первого полугодия 2025 года на сопровождении находится 29 инвестиционных проектов на сумму 62,3 млрд рублей с созданием более 4 тыс. рабочих мест. В их числе — строительство автозаправки «Лукойл Югнефтепродукт» в микрорайоне Перспективный, ЖК «Кварталы 17/77» и «Фруктовый сад», футбольного спорткомплекса с бассейном «Лидер», завода запчастей для сельхозтехники «Армада», модернизация производств АО «Электроавтоматика» и ПАО «Нептун».
В индустриальном парке «Ставрополь» компания ООО "Астра" реализует вторую очередь производства мучных кондитерских изделий стоимостью 400 млн рублей с созданием 140 рабочих мест. В парке «Энергия» — завод полимерной упаковки ООО "Кантек": 3 млрд рублей инвестиций, 100 рабочих мест.
Кроме того, готовятся к запуску девять новых проектов общей стоимостью 2,46 млрд рублей с созданием 300 рабочих мест. Среди них — завод по производству оборудования «Магнус», технопарк Greenfield, производственный комплекс «Полимер 2.2», предприятия «ЭКОКРОШКА», «Ставрополец», «Энергокомплект», а также гастромаркет и модульный молочный цех «Молодолье — семейное подворье».
— Какова стратегия по привлечению бизнеса в город?
— Основной упор — на малый и средний бизнес. В городе действует более 82 тысяч субъектов МСП, из них 59 тысяч — самозанятые. Это почти на 8 тысяч больше, чем годом ранее. В частном секторе занято 143 тысячи человек, он формирует треть налоговых поступлений и более половины рабочих мест. Для развития деловых связей работает цифровая платформа «Новые поставщики», объединяющая более 1 500 компаний и 2 500 товарных предложений, включая прямые поставки из Турции, Азербайджана и стран Азии.
— В городе активно развивается и жилищное строительство. Насколько остро в этом контексте стоит вопрос общественного транспорта и прокладки новых дорог?
— По состоянию на конец октября введено 602,7 тыс. квадратных метров жилья — это уже больше, чем на конец 2024 года, когда показатель составлял 571,7 тыс. квадратных метров. Это неизбежно влияет на трафик и общественный транспорт, поэтому мы создаем новые маршруты, остановки, развиваем дорожную сеть. Не только в новых микрорайонах, а во всем Ставрополе. Это помогает разгружать движение и связывать разные районы между собой.
— Как часто сами гуляете по городу? Есть ли любимые места?
— В будни редко, а в выходные стараюсь обязательно. Прогулки помогают почувствовать ритм города, увидеть его глазами жителей, находить новые идеи для улучшений и быть ближе к людям, вовремя реагировать на проблемы. Часто звоню главам районов — не только чтобы указать на недостатки, но и чтобы поблагодарить.
Любимые места — это уютные скверы, зеленые аллеи, тихие дворы и центральные улицы с оживленной атмосферой. Больше всего нравится наш Центральный парк.
— Каким видите Ставрополь в 2030 году?
— Удобным и безопасным городом с развитой инфраструктурой, комфортным жильем, современными образовательными и медицинскими учреждениями, благоустроенными скверами и общественными пространствами. Итоговая цель пятилетки — построить город, где удобно жить, учиться, работать, отдыхать и развиваться и где каждый житель чувствует себя частью динамично развивающегося и современного Ставрополя.