— Смотрите, какая лапочка, — обнимает куклу Машеньку Роза Рашидова. — А это серый волк — наш красавчик. Они все мои родные.
Ежик, лисица, мышонок, медведь — весь сказочный зверинец и другие герои создавались бутафором-самоучкой вручную. В редкую профессию 76-летняя кукольница пришла не сразу. До этого она 15 лет выступала в роли солистки ансамбля песни и танца «Дагестан».
— Гастроли отнимали много времени, и я решила оставить танцы в пользу семьи. А чтобы не терять трудовой стаж, сразу устроилась в Дагестанский государственный театр кукол администратором. Проработав некоторое время, оказалась в кукольном цеху. Я была поражена, когда узнала, что кукол для спектаклей делают своими руками бутафоры. Была уверена, что их покупают.
Эта работа так заинтересовала Розу, что она попросила о переводе в этот самый цех, и задержалась надолго — прошло 42 года.
— По-прежнему получаю от этого удовольствие. Правда, сложно точно сказать, скольких кукол и когда произвела на свет.
Долгие годы мастерица работала одна и все успевала. Сейчас работы прибавилось в разы, и потому бутафоров в цеху больше — трое.
Работа над созданием персонажей начинается с режиссера, художника и скульптора. Их задача — придумать декорации и героев сказки.
— Мы подключаемся уже на совещании технических работников, где обсуждаем и решаем, какие куклы подойдут для этого спектакля. Выбираем из перчаточных, планшетных, тростевых.
Затем художник готовит эскизы и формы для папье-маше. Готовые папье-маше шкурят, чистят, красят и грунтуют, а при необходимости обшивают тканью. В работе используют и поролон, бумагу, нитки, проволоки.
— Раньше для склейки слоев использовали только клейстер, — вспоминает бутафор. — Это когда муку разводим в холодной воде, а в полученную массу заливаем крутой кипяток. Со временем стали использовать клеи: ПВА, столярный, «Момент».
После того, как кукла почти завершена, актеры репетируют постановку с новыми персонажами.
— Важно, чтобы им было удобно работать с этими куклами. А этот этап помогает понять, что следует переделать, исправить или доработать.
Многие куклы служат очень долго. Персонажей спектакля «Кошкин дом», к примеру, делали больше 20 лет назад, а они до сих пор в целости.
Дагестанский театр кукол часто гастролирует со своими спектаклями и участвует в фестивалях, получает призы и номинации в престижных конкурсах.
— Летом на наши спектакли приходят целыми семьями вернувшиеся на каникулы из Центральной России. Родители говорят, что даже в Москве не везде можно найти настолько хорошие и качественные постановки, — объясняет Роза.
Дети посещают не только спектакли, но и заглядывают в цех. Для них здесь проводят мастер-классы. Они наблюдают за процессом создания любимого сказочного персонажа, интересуются деталями. В мастерской — персонажи для спектаклей «Дюймовочка», «Алладин и волшебная лампа», «Щелкунчик», «Алые паруса», «Маленький принц» и многих других. Но свою самую любимую куклу Роза хранит дома. Она сделала ее много лет назад и назвала «Русской красавицей».
— У меня сыновья, потому для своих детей делать кукол не приходилось, покупала им машинки. Для себя я давно уже не шью их, хватает того, что делаю для спектаклей. А вот во времена перестройки, когда был дефицит всего, включая игрушки, я использовала свой талант, чтобы зарабатывать. Шила и выставляла работы на полках магазинов. А некоторые разбирали родственники.
Скоро главная рукодельница театра вместе с коллегами приступит к работе над персонажами для нового спектакля «Эпосы», посвященного Дагестану.