Уже четвертый десяток каждое утро 68-летнего Георгия Бабичева начинается одинаково. Он встает в 6:30, первым приезжает на работу — верхнюю станцию канатной дороги на горе Машук, проверяет канатку перед запуском и отправляет первый тестовый рейс: почти километр вниз и снова наверх.
Тихий инженер
С Георгием мы встречаемся на нижней станции канатной дороги в начале восьмого утра. Кабинет главного инженера находится прямо у выхода на посадку. Несмотря на ранний час, он бодр, на нем строгий брючный костюм, начищенные ботинки. И только пышные седые усы придают его виду некую неформальность.
Зайдя в кабинет, Георгий Сергеевич меняет деловой пиджак на удобную рабочую жилетку. А затем усаживается за руль уазика и вместе с двумя коллегами — кассиром и инженером-электриком — мчит на вершину горы Машук (964 метра). Ежедневно бригада поднимается по извилистой дороге, обгоняя пеших туристов и велосипедистов и плавно увиливая от камней и выбоин.
— Георгий Сергеич здесь каждый камушек знает, каждую ямку, — перекрикивает звук мотора молодой электрик.
Сам Георгий Сергеевич очень сдержан, о себе почти не рассказывает — настоящий советский человек. На комплимент только усмехается и сдержанно добавляет:
— Дорога действительно опасная. В непогоду, особенно когда ветер, мороз, снег, здесь очень часто машины вылетают. Собственно, для того канатка и существует — чтобы люди лишний раз не подвергали себя опасности, а спокойно поднимались на вершину, любовались видами…
— А вы, Георгий Сергеевич, любоваться успеваете?
— Ну как, когда работаешь — смотреть особенно некогда. Да и привык — за 30 то лет, — отвечает инженер. — Хотя панорама замечательная. Иногда облака скроют под собой город, и внизу совсем ничего не видно сквозь них. Стоишь на вершине, словно паришь над облаками. Завораживающее зрелище.
Служебный автомобиль делает еще пару виражей и, наконец, паркуется у верхней станции канатной дороги. Бригада направляется выполнять привычную работу.
— Каждое утро мы делаем ревизионный прогон, один на малой скорости, осматриваем канаты, оборудование, — замечает Георгий Бабичев. — Второй прогон делаем на нормальной скорости. Если всё нормально, мы начинаем работать. Если неполадки — устраняем.
Тем временем кабинки проделали свой первый подъем и спуск без пассажиров. Выяснилось, что пора провести профилактику — смазать ходовые детали. Главный инженер Бабичев дает поручение, и сотрудники готовятся к работе: фиксируют кабинки и берут с собой ветошь, чтобы не запачкать все вокруг машинным маслом и солидолом. Работа непростая: приходится забираться на сами тросы, где держится кабинка. Профилактика проходит без спешки, но слаженно и быстро. Все это время главный инженер держит с бригадой связь по рации.
— Сам по себе я разве что-то значу без коллектива? — говорит он, когда дело сделано. — Коллектив — основа работы. Я доверяю коллективу, и они меня не подводят.
Между тем приближается час открытия канатной дороги. У входа на станцию постепенно собираются первые желающие насладиться видами пятигорья и сфотографировать величественный Эльбрус, пока стоит ясная погода.
Порванный кабель, капризные туристы и никакой паники
Канатную дорогу открыли в Пятигорске летом 1971 года. С тех пор она стала одной из визитных карточек города. Работает она по принципу маятника: вагоны отправляются с нижней и верхней станции одновременно, с одинаковой скоростью и встречаются ровно на середине пути.
Непосредственно на канатке работает 12 человек: кассиры, инженеры, электрики, еще 22 человека — обслуживают ее из офиса. Из всех у Бабичева — самый долгий стаж. На канатную дорогу он устраивался еще в 80-е.
Инженер родом из села Александровского на Ставрополье. Закончил колледж связи в Ставрополе, потом служил в армии, женился и вместе с супругой переехал в Пятигорск. Долгое время работал в строительных бригадах. Однажды узнал, что на канатку требуется электрик — пришел, устроился и с годами дорос до главного инженера.
Сейчас каждый день канатной дорогой пользуются сотни людей, и именно Бабичев отвечает за их безопасность. В целом все работает слаженно, но, конечно, в его долгой практике бывали и экстренные ситуации.
— За последние 30 лет был единственный раз, когда порвался кабель электропитания и мы спускали людей практически вручную. Сейчас мы поставили резервное питание. Поэтому, даже если во всём Пятигорске отключат свет, мы автономно сможем завершить поездку пассажиров без паники и происшествий, — уверяет Георгий Сергеевич.
За последние годы «канатка» сильно преобразилась, причем как снаружи (обновили станции, облагородили территорию, построили кафе), так и внутри (заменили несущие канаты, привод, перешли на современное цифровое оборудование). По словам Бабичева, с годами его работы меняются и туристы.
— Они стали более требовательными к сервису, к обслуживанию, к внешнему виду, — рассказывает главный инженер. — Стали привередливыми, более капризными. Но по-прежнему остаются любознательными — часто спрашивают аудиогиды. Словом, современные туристы требуют и современных условий для туризма.
У Георгия Сергеевича двое сыновей и четверо внуков. Один сын живет в Ставрополе, другой — в Пятигорске, так что семья часто собирается в полном составе.
— А вообще, жизнь удалась, — резюмирует Георгий Александрович. — Я чувствую, что нахожусь на своем месте, и о другом даже не задумываюсь. На пенсию идти не хочу. Силы есть, здоровье тоже — буду работать, — добавляет он напоследок и скрывается за дверью своего кабинета.