{{$root.pageTitleShort}}

Тридцать лет под Машуком

Каждый день канатная дорога поднимает на пятигорский Машук сотни туристов. Но никто не знает, что за их безопасность долгие годы отвечает один человек
306

Уже четвертый десяток каждое утро 68-летнего Георгия Бабичева начинается одинаково. Он встает в 6:30, первым приезжает на работу — верхнюю станцию канатной дороги на горе Машук, проверяет канатку перед запуском и отправляет первый тестовый рейс: почти километр вниз и снова наверх.

Георгий Бабичев

Тихий инженер

С Георгием мы встречаемся на нижней станции канатной дороги в начале восьмого утра. Кабинет главного инженера находится прямо у выхода на посадку. Несмотря на ранний час, он бодр, на нем строгий брючный костюм, начищенные ботинки. И только пышные седые усы придают его виду некую неформальность.

Зайдя в кабинет, Георгий Сергеевич меняет деловой пиджак на удобную рабочую жилетку. А затем усаживается за руль уазика и вместе с двумя коллегами — кассиром и инженером-электриком — мчит на вершину горы Машук (964 метра). Ежедневно бригада поднимается по извилистой дороге, обгоняя пеших туристов и велосипедистов и плавно увиливая от камней и выбоин.

— Георгий Сергеич здесь каждый камушек знает, каждую ямку, — перекрикивает звук мотора молодой электрик.

Сам Георгий Сергеевич очень сдержан, о себе почти не рассказывает — настоящий советский человек. На комплимент только усмехается и сдержанно добавляет:

— Дорога действительно опасная. В непогоду, особенно когда ветер, мороз, снег, здесь очень часто машины вылетают. Собственно, для того канатка и существует — чтобы люди лишний раз не подвергали себя опасности, а спокойно поднимались на вершину, любовались видами

— А вы, Георгий Сергеевич, любоваться успеваете?

— Ну как, когда работаешь — смотреть особенно некогда. Да и привык — за 30 то лет, — отвечает инженер. — Хотя панорама замечательная. Иногда облака скроют под собой город, и внизу совсем ничего не видно сквозь них. Стоишь на вершине, словно паришь над облаками. Завораживающее зрелище.

Служебный автомобиль делает еще пару виражей и, наконец, паркуется у верхней станции канатной дороги. Бригада направляется выполнять привычную работу.

— Каждое утро мы делаем ревизионный прогон, один на малой скорости, осматриваем канаты, оборудование, — замечает Георгий Бабичев. — Второй прогон делаем на нормальной скорости. Если всё нормально, мы начинаем работать. Если неполадки — устраняем.

Тем временем кабинки проделали свой первый подъем и спуск без пассажиров. Выяснилось, что пора провести профилактику — смазать ходовые детали. Главный инженер Бабичев дает поручение, и сотрудники готовятся к работе: фиксируют кабинки и берут с собой ветошь, чтобы не запачкать все вокруг машинным маслом и солидолом. Работа непростая: приходится забираться на сами тросы, где держится кабинка. Профилактика проходит без спешки, но слаженно и быстро. Все это время главный инженер держит с бригадой связь по рации.

— Сам по себе я разве что-то значу без коллектива? — говорит он, когда дело сделано. — Коллектив — основа работы. Я доверяю коллективу, и они меня не подводят.

Между тем приближается час открытия канатной дороги. У входа на станцию постепенно собираются первые желающие насладиться видами пятигорья и сфотографировать величественный Эльбрус, пока стоит ясная погода.

Порванный кабель, капризные туристы и никакой паники

Канатную дорогу открыли в Пятигорске летом 1971 года. С тех пор она стала одной из визитных карточек города. Работает она по принципу маятника: вагоны отправляются с нижней и верхней станции одновременно, с одинаковой скоростью и встречаются ровно на середине пути.

Канатная дорога в цифрах:

Длина пути — 964 метра

Скорость движения — 8 м/с

Подъем — 367 метров

Время в пути — 3 минуты

Число пассажиров — до 20 человек в кабине

Высота горы Машук — 993 метра

Непосредственно на канатке работает 12 человек: кассиры, инженеры, электрики, еще 22 человека — обслуживают ее из офиса. Из всех у Бабичева — самый долгий стаж. На канатную дорогу он устраивался еще в 80-е.

Инженер родом из села Александровского на Ставрополье. Закончил колледж связи в Ставрополе, потом служил в армии, женился и вместе с супругой переехал в Пятигорск. Долгое время работал в строительных бригадах. Однажды узнал, что на канатку требуется электрик — пришел, устроился и с годами дорос до главного инженера.

Сейчас каждый день канатной дорогой пользуются сотни людей, и именно Бабичев отвечает за их безопасность. В целом все работает слаженно, но, конечно, в его долгой практике бывали и экстренные ситуации.

— За последние 30 лет был единственный раз, когда порвался кабель электропитания и мы спускали людей практически вручную. Сейчас мы поставили резервное питание. Поэтому, даже если во всём Пятигорске отключат свет, мы автономно сможем завершить поездку пассажиров без паники и происшествий, — уверяет Георгий Сергеевич.

Канатная дорога и корпуса санатория «Ленинские скалы», 1981 год

За последние годы «канатка» сильно преобразилась, причем как снаружи (обновили станции, облагородили территорию, построили кафе), так и внутри (заменили несущие канаты, привод, перешли на современное цифровое оборудование). По словам Бабичева, с годами его работы меняются и туристы.

— Они стали более требовательными к сервису, к обслуживанию, к внешнему виду, — рассказывает главный инженер. — Стали привередливыми, более капризными. Но по-прежнему остаются любознательными — часто спрашивают аудиогиды. Словом, современные туристы требуют и современных условий для туризма.

У Георгия Сергеевича двое сыновей и четверо внуков. Один сын живет в Ставрополе, другой — в Пятигорске, так что семья часто собирается в полном составе.

— А вообще, жизнь удалась, — резюмирует Георгий Александрович. — Я чувствую, что нахожусь на своем месте, и о другом даже не задумываюсь. На пенсию идти не хочу. Силы есть, здоровье тоже — буду работать, — добавляет он напоследок и скрывается за дверью своего кабинета.

Александр Погожев

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ
Еженедельная
рассылка