Чеченская инновационная компания «Гринбар» — настоящая «гостья из будущего». Она объединила москвичей с чеченцами, сельское хозяйство — с высокими технологиями, перенесла фермы в города и заставила искусственный интеллект ухаживать за грядками. На примере этого предприятия «Это Кавказ» выяснил, что такое сити-ферма и почему этот бизнес будет процветать во времена пандемий.
«Алиса, хочу помидор»
Сити-фермерство, выращивание еды в городе, — новый мировой тренд, который появился несколько лет назад и традиционно работает по методу гидропоники. Внешне сити-ферма напоминает холодильную витрину. На каждой полочке растет своя культура. Нажимая на кнопки в мобильном телефоне, растения можно выращивать круглый год.
Технологи-агрономы компании «Гринбар» научились выращивать микрозелень, пряные травы и салаты, многолетние лекарственные травы; овощи: огурцы, томаты, перец, баклажаны; активно учатся выращивать клубнику, малину, чернику и морошку. В лаборатории предприятия уже собрали первые урожаи ягод.
— Наша растениеводческая база очень разнообразная, — рассказывает агроном-маркетолог компании Анна Вититина. — Более сотни сортов томатов, острые перцы, пряные и лекарственные травы — одной мяты 34 сорта, некоторые очень редкие. Например, сладкую мяту невозможно купить или вырастить в огороде: она очень капризная, а вот в нашей системе растет прекрасно.
Команда собирает растения по всему миру, тестирует технологии выращивания, переносит их в технологические карты, которые передает искусственному интеллекту — «Виртуальному агроному».
Чем больше ферм, тем больше опыта набирает интеллект. Имени у него пока нет.
— Мы его называем по-разному: и Борька, и Магомед, и Руслан, и Вика. Сейчас как раз ищем постоянное лаконичное имя, чтобы как в Яндексе: «Алиса, хочу помидор» — и система сама подбирает технологию и начинает выращивать помидор.
Из города — в деревню
История «Гринбара» началась в 2010 году, когда несколько друзей, устав от московской суеты, приобрели заброшенную деревню на границе Тульской и Орловской областей и занялись сельским хозяйством.
Анна Вититина — дизайнер одежды, ездила с коллекциями по Европе, Китаю — переквалифицировалась в травницу и агронома. Сейчас она — лицо компании, занимается базой всех растений.
Антон Едлин, медик по образованию и владелец компании по производству стройматериалов, стал разрабатывать технологии для выращивания растений в вертикальных фермах.
Владимир Козлов — экономист и аналитик — остался в прежней роли, грамотно направляя работу в коммерческое русло.
Первое, что создали ребята в деревне, — ландшафтный парк «Бежин луг».
— В России такого больше нет. Чтобы каждый мог прийти, понюхать любое растение, попробовать, получить ответы на вопросы. Мы остановились в тургеневских местах, поэтому парк назвали «Бежин луг». Стали выращивать в нем всевозможные растения. Семена привозили из путешествий, потом стали привозить друзья и друзья друзей… Это переросло в целую акцию! Мы получали семена и саженцы со всего мира. Особенно запомнилась посылка от коллег из Чилийского заповедника с трогательным письмом. Они написали, что долго изучали наш климат и подобрали для нас редкие, краснокнижные чилийские полевые растения, среди которых… крапива, одуванчик, василек, ромашка и еще десятка два наших российских трав, — улыбается Анна. — В любом случае было приятно.
Сегодня «Бежин луг» вошел в Книгу рекордов России (и претендует на место в Книге рекордов Гиннесса) как самый большой лабиринт из растений.
Из деревни — в город
В 2013 году, когда перед создателями парка встал вопрос, куда девать баобабы и маракуйю зимой, они решили строить подземную теплицу — биовегетарий. Соединив технологии XVIII века с современной техникой, поставили купол, похожий на космический корабль, оснастили датчиками микроклимата, оборудованием для регулирования влажности, освещения и отопления. Управлять теплицей можно по мобильному телефону. Так заброшенная тульская деревня превратилась в цифровую. Из нее можно уехать на два-три месяца и наблюдать за растениями по видеокамере.
Со временем на пряные травы стали приходить заказы. Хозяйство разрослось и перестало умещаться в теплице. Тогда новаторы познакомились с технологиями ферм вертикальной гидропоники, решили, что их нужно улучшить, и изобрели свое оборудование. И поняли, что это интересный и перспективный бизнес.
— В итоге пошли запросы не только на травы, но и на оборудование, — вспоминает Анна Вититина. — И мы фактически стали технологической сельскохозяйственной компанией, которая не только выращивает растения, но и производит оборудование для этого. Это был путь технологического развития из деревни в город.
Из Грозного — в Дубай
Этим городом стал Грозный.
— Наша чеченская история началась со звонка директора Хайпарка Грозненского нефтяного университета Мансура Арсанукаева. «Мы вас приглашаем в Чечню», — просто сказал он. Для нас это было идеальное предложение — к тому времени нам нужен был толчок для развития. Буквально за три дня мы заморозили все дела в Москве и в деревне и «стали чеченцами». Нам здесь очень понравилось: люди потрясающие, атмосфера замечательная. Мы прижились, нашли новых друзей, — говорит Анна.
Именно Чечня открыла компании путь на международный рынок. В Грозном к команде присоединился Рамзан Ирипханов, сегодня он успешно руководит отделом международных продаж.
— Нефтяной университет привозил лучших специалистов России — они помогли нам стать полноценной продающей компанией. Если до Чечни это было нашим увлечением, то сейчас мы стали первой российской компанией, представленной на международном рынке в области вертикального фермерства.
В рамках бизнес-акселератора Нефтяного университета для компании была организована программа с выездом в Арабские Эмираты. Инвестором выступил Фонд имени шейха Зайеда.
— На протяжении недели в ОАЭ мы учились развивать бизнес на международном уровне, познакомились с инвесторами и технопарками, получили ряд коммерческих и инвестиционных предложений. В итоге пересмотрели всю тактику продвижения продукции, финансовую модель.
В феврале этого года на международной выставке инновационного питания Gulfood в Дубае «Гринбар» представил усовершенствованные витрины для выращивания зелени. И привлек внимание поваров мирового уровня.
— В Дубае у одних наших конкурентов случился сбой с вентиляцией, у других — что-то с насосом, и все растения у них погибли. У нас все прошло гладко — зелень продолжала расти на глазах у зрителей. Это был настоящий фурор! Каждый из поваров говорил: «Как это здорово, нам это надо».
На выставке компания получила заказы и инвестиционные предложения из нескольких стран. Оборудование едет в Индию, Катар и Арабские Эмираты.
Не гидропоника!
— В Дубае местные специалисты по гидропонике жаловались на климат: «У нас очень жарко, вода начинает цвести, растения гниют. Можно ли этого избежать?» Ответ — да. Наша технология ушла далеко вперед. Антон Едлин создал такие условия, в которых проблем с болезнями растений, грибками, плесенью просто нет. Благодаря первому медицинскому образованию он продумал максимально комфортные и стерильные условия для растений. Мы стабилизировали все растворы, питательные элементы, обезопасили среду их обитания, — рассказывает Анна.
В отличие от гидропоники, где растения находятся в постоянном контакте с удобрениями, в «Гринбаре» используются гибридные технологии аэропонного и биопонного методов, технологии стабилизации растворов и подачи питания растениям. Это позволяет контролировать накопление в растениях витаминов и полезных веществ и изолировать поступление вредных веществ.
— Наш электронный агроном сам смешивает и подает растениям диетические питательные коктейли — для каждого свое меню. Поэтому точно можно сказать, что наши растения органические, так как не получают ничего лишнего. Компьютерная программа сама знает, когда какому растению что подать, чтобы оно выросло вкусным и правильным. Климат, подача воды и режим света контролируются через сервер, на котором отображаются данные всех ферм. Неважно, в каком городе или стране они находятся.
Что общего у администрации президента и школьной лаборатории
С недавнего времени у компании появился филиал в Махачкале. Дагестанские ребята собирают оборудование для продаж сити-ферм на Северном Кавказе. Каркасы производятся на нескольких российских заводах.
— Основные детали — пластик и профиль — можно взять в любом регионе. А сердце всего оборудования — «Виртуальный агроном» — находится в Грозном. Маленькая коробочка управления, напичканная чипами и датчиками, вставляется в готовое оборудование. С каждой витрины и фермы поступают сигналы на единый сервер управления. Каждый маленький виртуальный агрономчик получает инструктаж от большого единого грозненского «агронома».
Компания предоставляет клиентам витрину, инструкцию по ее запуску и семена. Владельцу фермы нужно просто наблюдать за ней по своему мобильнику, иногда засыпать семена, ставить капсулы с питательными элементами и собирать урожай.
На одном квадратном метре можно вырастить две тысячи порций микрозелени в месяц. На ее продаже можно хорошо зарабатывать. Такие витрины часто размещают в залах отелей и ресторанов, чтобы посетители могли наблюдать за зеленой картиной.
Мобильные фермы «Гринбар» продаются по франшизе. Витрина окупается всего за полгода.
Чаще всего заказывают витрины с микрозеленью. Это сравнительно новое направление в растениеводстве — когда выращиваются первые два-три листочка. Такая зелень пользуется большим спросом в кафе и ресторанах. Часто — для украшения блюд.
— Микрозелень очень полезная и диетическая. Растет на глазах — сегодня семечко лежит, завтра оно пустило корешок, послезавтра росток. Урожай можно собирать каждые пять-семь дней. Редис, например, уже на четвертый день можно в листочках срезать.
Одна из ферм компании стоит в австрийском санатории, где оздоравливаются методом детокс-питания. Микрозелень входит в обязательный рацион диетического питания.
Сейчас «Гринбар» готовит договоры с несколькими ресторанами в Чечне, строит витрины для самого крупного ресторана в Арабских Эмиратах. В сентябре заработает полноценная ферма в инновационном комплексе «Тринити» в Москве.
— Установку мы продали даже в администрацию президента России. Регионы тоже хорошо заказывают. Особенно холодные: Сыктывкар, Красноярск, Якутия. Часто делают заказы школьные лаборатории.
Профессия будущего
— Работа со школами — направление, которое мы начали активно внедрять в Грозном. Разработали специальную образовательную программу.
Сити-фермеры — люди, которые выращивают урожай в городе. Сити-фермерство ввели в Атлас профессий будущего еще несколько лет назад, а с прошлого года эту профессию внедряют в школах. Но опыта в этом направлении мало. Поэтому Анна ведет семинары для преподавателей школ и институтов, рассказывает о технологиях вертикального фермерства.
Как-то в Хайпарк на площадку «Гринбара» пришел целый класс грозненских школьников. На вопрос: «Кем вы хотите стать?» — дети стали перечислять профессии юриста, бизнесмена, зубного врача.
— Я говорю: «Ребята, а что есть будем через десять лет?» Они отвечают: «Мы хотим, чтобы у нас была еда, но не хотим грядки полоть». И мы начинаем рассматривать с ними варианты, как можно выращивать травы и овощи, составляем бизнес-план. Дети с витрин пробуют горох, редис, травы. Им это интересно. Уходят с ростками в руках: «Можно мы дома попробуем посадить?»
«Хочу вашу тумбочку»
COVID-19 многое изменил в бизнесе. Один из самых больных вопросов — доставка. Не только между странами. Многие фермеры не могли поставлять свои продукты в города. Так пропал урожай клубники.
— Проблема доставки всегда есть. В магазинах, как правило, продаются бледные и безвкусные помидоры. Потому что их срывают зелеными в теплицах, в пути они дозревают, так и хранятся дольше. А на наших локальных фермах урожай срывают конкретно под потребителя — уже дозревший, живой и полезный. Плюс мы экономим на логистике.
До пандемии в России многие не понимали, зачем нужны вертикальные грядки, когда у нас такая большая страна и огромное количество полей. Если раньше разработчикам ферм приходилось объяснять, что это удобнее, полезнее и дешевле, то во время кризиса люди уже сами звонили, говорили, что хотят вложиться, так как видят за сити-фермами будущее.
— Недавно звонит подруга: «Слушай, хочу вашу тумбочку, потому что мы с мужем в месяц на продукты тратим 40 тысяч, из них 20 только на салаты». Люди стали понимать, что можно жить более локально.