{{$root.pageTitleShort}}

Кисловодский фарфор: от сережек до портретов Путина на вазах

Изделия ручной работы с росписью и лепными деталями ценятся далеко за пределами Кавминвод. Уникальные вазы, посуду и сувениры передают по наследству и экспонируют на престижных выставках

Кисловодский фарфор — одна из визитных карточек региона Кавказских Минеральных Вод. Изделия отличает тонкость и уникальность исполнения. Хотя за годы существования бренда ассортимент произведений и техники их создания расширялись, но именно элементы ручной работы создают известную репутацию кисловодскому фарфору. Особый узнаваемый стиль, душа мастера в каждой детали, лепные узоры и ручная роспись многие годы привлекают внимание туристов и ценителей.

Традиционный народный художественный промысел зародился в 30-е годы прошлого века и уже в 1937 году отметился на международной парижской выставке. Позднее из артели, объединившей мастеров-одиночек, самобытное направление преобразовалось в целую школу кисловодского фарфора, занявшую собственную нишу в этом старинном виде искусства. Кисловодский фарфор был представлен в самом крупном в Европе собрании керамики и фарфора — Государственном музее Кусково. Экспонаты выставлены в фамильной усадьбе Шереметьевых.

Производством кисловодского фарфора занимаются несколько компаний. Среди них «Дельта-Х», которая в 2020 году отмечена как лучшее предприятие отрасли, а в 21-м получила диплом первой степени в номинации «За лучшую художественную экспозицию промысла» на всероссийской ярмарке «Ладья». Продукция «Дельта-Х» экспонируется на российских и международных выставках. Изделия компании также представлены в Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость» и в Ставропольском краеведческом музее.

Четыре поколения

«Дельта-Х» образовалась более 30 лет назад, начинали с выпуска подарочных ваз, шкатулок, конфетниц, декорированных лепными цветочными композициями. Постепенно ассортимент расширялся, усложнялись формы изделий, использовались новые техники декорирования, но при этом сохранялся принцип ручного творческого исполнения, который лежит в основе работы художников и мастеров предприятия. В 1993 году продукцию признали изделиями народных художественных промыслов федерального значения.

Лепными цветами продукцию начали украшать по предложению художницы Кисловодской фабрики сувенирных изделий «Маркуль». «Дельта-Х» за время работы усовершенствовала декор, довела его исполнение до изящной моделировки. Сегодня лепными цветами декорируются вазы, туалетные коробочки, сувениры. Цветы входят в скульптурные композиции и являются ювелирными украшениями.

Помимо традиционной продукции в компании сформировали собственную оригинальную линию, включающую сувениры, подарки и посуду, электрические самовары, настольные, настенные и подвесные светильники, декорированные лепными цветами. Позднее разработали шахматы из фарфора и из природного камня, часы, фруктовницы. В ассортимент включили скульптуру, корзины с лепными букетами.

— Сейчас у нас пять печей. На предприятии работает 15 человек, некоторые с нами около 30 лет. В коллективе все люди творческие, а каждое изделие — индивидуальное, авторское и не повторяется, — рассказывает директор «Дельта-Х» Дмитрий Любкин, добавляя, что в построение бизнеса вовлечены уже четыре поколения.

Особая гордость компании — премия «Семья года». «Дельта-Х» получила награду в 2005 году, когда в России был объявлен «Год семьи».

Фарфор, передающийся по наследству

Ассортимент продукции обновляется часто, но выпускается небольшими тиражом. Так удается не превращаться в поток.

— Например, чтобы произвести один самовар с живописью, потребуется 4 месяца работы над изделием. Технологически, так как все делается вручную, быстрее не получится, — говорит директор по производству Игорь Любкин.

Работа кропотливая: художники кистью пишут на вазах, самоварах и тарелках. Получается настоящее произведение искусства, уверяют на предприятии.

— В декорировании изделий мы используем подглазурную и надглазурную роспись, роспись красками, солями, препаратами жидкого золота и платины. Рисуем на вазах, самоварах и тарелках портреты, репродукции картин известных художников. В последнее время особой популярностью у клиентов пользуются лепные композиции из массы «Париан», орхидеи, сирень, ландыши из нее получаются как живые, — отметила директор по продажам предприятия Ирина Кемпинская.

Помимо объемной лепнины изделия оформляются плоской, ангобной (ангоб — жидко разведенная водой глина, — ред.) и шликерной росписью (мягкая фарфоровая масса, состоящая из каолина, кварца и полевого шпата — ред.), также начали производить костяной фарфор. Лепниной занимается Елена Перфильева, она работает на предприятии 13 лет. Говорит, ей нравится творить в художественной мастерской, где можно проявить себя, делая эксклюзивную продукцию, а не штампованный товар.

— Каждый листик я делаю руками. Все они разной формы, как у настоящего цветка, все должно быть так же, как в природе, — рассказывает Перфильева.

Мастер добавляет, что есть клиенты, которые передают Кисловодский фарфор по наследству. Изделия делают и именными.

— Могут свой герб нанести или лейбл. Портреты делают на панно, на вазы, мы их рисуем по желанию заказчика. Портрет президента Владимира Путина часто рисовали, знаем каждую его морщинку, также заказывают изделия с изображением Рамзана Кадырова, патриарха Алексия II, — делится сотрудница предприятия.

Надежда Ковалева кроме лепки занимается еще и художественной росписью. Женщина признается: идея нового изделия может прийти к ней на природе, за просмотром телевизионных программ или за чтением.

— Я могу женский журнал смотреть, одежда, мода может меня вдохновить, какие-то ткани. Увижу какую-то деталь и думаю: надо попробовать, как это на фарфоре будет смотреться, — отмечает Ковалева.

Сегодня среди заказчиков кисловодского фарфора не только отдыхающие курортов Кавминвод. Изделия заказывают прокуратура Москвы, МИД, Совет Федерации, управление делами президента РФ, Федерация футбола. В планах компании — расширить производство и штат сотрудников, особенно за счет молодежи, выход на зарубежные рынки.

Елена Макарова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ