В Кабардино-Балкарии есть свой Шрек — легендарное чудище, людоед, антигерой народных сказок по имени Эмеген. С ним можно познакомиться на Чегемских водопадах — сфотографироваться в обнимку или попытаться отнять тщательно выточенную дубинку. Сложно поверить, что грозного тролля создала улыбчивая Джамиля Хаджиева из Нальчика. Своих чудищ 29-летная девушка хранит в мастерской «Игла и Кисть» на пешеходной улице Кабардинской.
Мольберт как лучшая реклама
Нальчикский Арбат пестрит вывесками кафе, сувенирных и цветочных лавок. Мимо мастерской Джамили и ее сестры Залины не проходят и без зазывающих афиш: внимание туристов и местных жителей привлекает мольберт за большим окном.
— К нам постоянно заглядывают даже сейчас, когда вывеску отправили на ремонт. Прохожие останавливаются, заинтересованные тем, что происходит, задают вопросы, просят сделать фото с поделками. Как ни странно, этот мольберт у окна сработал лучше, чем все наши призывные посты в социальных сетях, — рассказывает художница.
Больше всего пространства в мастерской отведено Поттериане. На полках — волшебные палочки и прочая атрибутика. Спрос на нее стабильный, говорит Джамиля, в мастерскую частенько заглядывают даже просто сфотографироваться в распределяющей шляпе или маске совы.
— До пандемии у нас была фотозона в этом стиле: кирпичная стена, чемоданы, костюмы, шляпы, другой реквизит. Постоянно кто-то приходил, делал фото, — рассказывает Хаджиева, — все пришлось убрать. Но люди все равно приходят, просят помочь подобрать подарок для друзей, детей или организовать и оформить тематический праздник.
Сердце самой Джамили давно отдано другому волшебному миру. Выдает это собственноручно нарисованная карта Средиземья на стене. Книги Толкина художница впервые прочитала в десять лет. Самый бережно хранимый артефакт в мастерской — первое издание «Сильмариллиона» на английском языке, отпечатанное на родине автора. Мир Толкина вдохновляет Джамилю до сих пор. Тот же Эмеген родился во многом благодаря мифам Средиземья.
— Вдохновились мы кадром, где герои въезжают в гавань, а их встречают каменные стражи. Теснина в Чегемском ущелье очень похожа, и мы как-то полушутя обсуждали, что было бы классно, если на Чегеме также встречали гостей герои местных легенд. Вот сестра и продумала сделать Эмегена.
— Мы с сестрой проработали каждую деталь — у него подвижные руки, настоящая накидка, на которую мы собирали обрезки кожи по всем друзьям и знакомым. Даже пальцы с ногтями, — показывает фотографии мастерица, — вот здесь я делаю ему маникюр.
В создании чудовища, как и других сказочных атрибутов в мастерской, участвовала вся семья. Брат-стоматолог помогал с зубами, отец варил каркас.
Семья Хаджиевых всегда была творческой. Родители позволяли детям самовыражаться по желанию и никогда не ругали за разрисованные обои. Мать семейства бережно хранит все поделки и рисунки детей, а еще вяжет шарфы и шапки в цветах факультетов Хогвартса.
— Если бы не наши родители, ничего бы не было, — уверена Джамиля, — у нас вся семья творческая. Папа в молодости танцевал в народном ансамбле «Кабардинка». Дядя писал стихи и песни. Брат хотя и стоматолог, но тоже с удовольствием рисует, делает макеты челюстей, зубов. Самый творческий человек в роду была бабушка Зухра, тоже писала стихи и песни и была легендарной рукодельницей: плела кружева, шила национальные платки, платья. Говорят, она могла просто посмотреть на картинку и вышить точь-в-точь на ткани. Так что мы с сестрой разделили бабушкины таланты между собой: она шьет, я рисую.
«Игла и Кисть»
Сестра художницы Залина — известный в Нальчике дизайнер и преподаватель, обладатель гран-при первого в истории КБР конкурса молодых дизайнеров «Стильный акцент». Больше 15 лет Залина обучает студентов и готовит их к конкурсам и фестивалям. Залина — совладелец мастерской на Кабардинской, отсюда и название.
— Всем, что умею, я обязана сестре. Залина старше меня на восемь лет, она мне как вторая мама. Сколько себя помню, всегда была рядом, а я всюду ходила за ней, как маленький хвостик, — улыбается девушка. — Во всем, что она делала со студентами, я так или иначе принимала участие. Постоянно бывала на показах, помогала, участвовала. По факту разрывалась между двумя факультетами. Буквально. Наши корпуса стоят напротив друг друга, и все годы учебы в универе я только и делала, что бегала между ними.
Собственную мастерскую сестры решили открыть после выпуска Джамили из университета. К тому времени она уже успела поработать декоратором в драмтеатре, хотя и училась на математика-программиста. Кстати, в университете Джамиля и начала рисовать — на полях тетрадей, чтобы не уснуть на скучных лекциях. Потом студентка начала сопровождать иллюстрации историями, и друзья «подбили» ее выкладывать творчество в группе во «ВКонтакте». Там в 2014 году рисунки увидела дизайнер и создатель арт-центра Мадина Саральп, которая предложила Джамиле поучаствовать в выставке. На ней у девушки купили первые картины, три из них сразу уехали в Лондон.
За семь лет существования мастерской сестры оформляли праздники и фестивали, делали стилизованные тантамарески с картинами, шили костюмы для постановок, ростовые куклы, разрабатывали сувениры для туристов и декорации для свадеб. Можно сказать, что через них прошли практически все молодожены республики. Самая известная клиентка сестер — Сати Казанова.
— Изначально нас пригласили как оформителей сделать декорации в ресторане, — вспоминает девушка. — В процессе обсуждения с Сати выяснилось, что она хотела бы одеть подружек в национальные платья, но не знает, к кому обратится. И мы вызвались все сделать. Переживали, конечно, одно платье пришлось шить вообще без примерок — для подружки из Италии. Но в итоге оно идеально село на девушку.
До пандемии в мастерской проводили тематические встречи, фотосессии, мастер-классы для детей и взрослых. Сейчас Залина продолжает шить здесь одежду и принимать клиентов на примерки. Джамиля рисует, помогает сестре, делает декорации, кукол, костюмы по фандому — но в свободное время. Во время карантина, когда сестры едва выходили в ноль, Джамиля пошла работать инженером-программистом в университет.
— В универе мне тоже интересно, к тому же эта работа более стабильная позволяет не думать о покрытии базовых потребностей, тем самым я освобождаю время для того, что мне нравится больше всего, — рисования. Да и нельзя зацикливаться на чем-то одном. Переключаться полезно.
Сейчас Джамиля постигает тонкости новой для себя техники рукоделия — ковровой вышивки и выделки киизов (национальных ковров из войлока). Все для того, чтобы воплотить древнее национальное искусство в миниатюре для сувениров.
— Это наш новый проект, который мы планируем развивать с ребятами из «Горной России». Будем создавать для них стилизованные сувениры с национальной тематикой. Первая проба — вот эти магниты, выполненные в стиле национальных киизов. Ковры захватили мое воображение и сейчас находят выход в разных формах, в дальнейшем планируем развивать тематику.
Среди проектов, связанных с родной Кабардино-Балкарией, есть и любимые Джамилей каргисы. Название выдуманных девушкой созданий происходит от карачаево-балкарского слова карга — ворона.
— Каргисы — создания, которые живут в моей вселенной, у них уже есть своя история о том, кто они, откуда и почему могут принимать облик птицы или человека. Родились каргисы просто: мой друг уезжал в поездку, и я ему такой брелок подарила со словами «Раз не могу я, пусть едет вместо меня вот такой спутник».
Тот первый каргис побывал в Германии и Италии. Друг в соцсети публиковал его фотографии из всех городов, где останавливался. Джамиля решила сделать больше таких путешественников, которых можно вешать на сумки, рюкзаки, ключи. Первые люди-вороны были из пластика, дерева, кожи. Еще несколько воплотились на ткани и в виде фигурок из ковровой вышивки. Сначала Джамиля расписывала их вручную, теперь использует технику термопечати, а рисунки делает на компьютере.
— Каргисы есть у многих моих друзей и уже путешествуют с ними по миру. Надеюсь, я тоже скоро начну со своим, — улыбается создательница милых чудовищ и добавляет: — Рисовать может каждый, просто не все дают себе волю.