Картинг — увлечение семьи Амерхановых. В гараже рядом с их частным домом в Назрани регулярно собирается вся мужская половина семьи: 47-летний Магомед Амерханов и трое его сыновей. Двое старших не такие частые гости, потому что оба уже работают. Младший, 13-летний Джамал, то и дело крутится рядом с отцом. Он же первый и проводит испытания отремонтированных картов.
— Гоняет страшно! Только останавливай, — улыбается Магомед и приглашает нас в свой гараж.
Стены увешаны постерами и инструментами. А посередине — красная машина, работу над которой они с сыном закончили недавно. Увлечение появилось у Магомеда, когда он был еще подростком и занимался в секции картинга во Владикавказе.
— Помню, к кому-то из соседей приехал гость на мотоцикле и поставил его у подъезда. И пока он сидел в гостях — я сидел на его мотоцикле. Потом он вышел, поругал меня. А мимо проходил еще один мужчина, он говорит: «Да ладно, не ругай пацана, ему же интересно». А потом мне: «Интересна тебе техника? Приходи к нам на картинг». Оказался тренером, учил меня всему.
Магомед оказался успешным учеником — побеждал в городских и республиканских соревнованиях, а в 1988 году поехал на Всесоюзный чемпионат в Москву, где стал бронзовым призером. Правда, профессией спорт для него так и не стал. Сейчас Магомед — режиссер, но про свое хобби не забывает и ездит в дальние мотопутешествия (объездил Украину, Грузию, Турцию). А еще теперь мечта Магомеда — самому стать тренером и обучать детей.
Я давно хочу открыть свою школу картинга в республике, еще с 2011 года, — говорит он. — Дело в том, что моя супруга занимается благотворительностью и нас всех заражает идеей, что надо помогать другим. Тогда я увидел этих ребят на колясках. Они все говорили, что хотят быть программистами, но понятно же, что не все смогут. Так я подумал, что было бы полезно обучать их чему-то еще.
Почти 10 лет назад Магомед обратился в региональный Минспорта за поддержкой, но финансирования на школу не нашлось — тогда идею просто похоронили. Вернулся он к ней только в этом году.
— Мы сидели с сыновьями в гараже и подумали: сделаем трайк, — говорит Магомед. — Это что-то вроде трехколесного мотоцикла. Стали искать старый карт, чтобы пересобрать. Позвонил знакомому, у которого был раньше прокат. Он говорит: у меня их шесть, продаю все сразу. Ну, я вспомнил про школу и купил.
В итоге за пару месяцев Магомед с сыновьями заново собрали все автомобили. Четыре из них рассчитаны на взрослых (по мощности), один — на подростков и еще один — на детей. Каждый способен разгоняться где-то до 60 километров в час.
— На один карт уходит около десяти дней, — рассказывает Магомед. — Берем его, разбираем полностью, разбираем мотор, смотрим, что нужно заменить, заказываем запчасти в Москве. Через пять-шесть дней они приходят. А пока занимаемся рамой: варим, красим. И наконец, когда получаем детали, собираем все вместе.
Также Магомед планирует купить еще пять новых машин. Четыре на ручном управлении для учеников с инвалидностью он заказал в Ростове, еще одну для учебной езды с двумя рулями и двумя креслами — в Москве.
— Будем учить детей вождению, так что даже ребята с ограниченными возможностями здоровья в будущем смогут получить права, — говорит Магомед. — Ну и, сборка двигателя. Это вообще дополнительная профессия. Двигатели в картингах те же самые, что стоят на бытовой технике: электроплитах, бетономешалках. У нас мало кто в республике в них разбирается.
В планах обучать вообще всех желающих, но особенно детей с инвалидностью и трудных подростков. «Я сам был хулиганистый, но тренер нас воспитывал», — улыбается Магомед. Теперь для открытия школы не хватает только тренировочной площадки, которую, по словам мужчины, пока не удается получить у местных властей.
— Я уже говорю: деньги не нужны, нужен только кусок асфальтированной трассы — 50 на 80 метров. Пойдет хоть стоянка, хоть стадион, — объясняет Магомед. — Помещение для двух классов сами сделаем, волонтеры готовы помочь в строительстве, но насчет площадки пока приходят одни отписки.
Магомед уверен, что для республики, где почти все мальчики ходят в секцию по борьбе, это нужный и важный проект.
— Вот, например, мои знакомые в Москве считают двигатели внутреннего сгорания прошлым веком, — рассказывает Магомед. — А я понимаю, что в Ингушетии еще нужно вырастить поколение, которое пришло бы и сказало: «Что за древность, давайте делать электрические». Потому что сам я в этом направлении уже не думаю, но и молодым сначала нужно показать азы. Прогресс должен с чего-то начинаться! Я предлагаю свой вариант.