{{$root.pageTitleShort}}

Хой предков

Для туристов это диковинка, для местных жителей — память, для молодых — урок истории. Возрожденное в горах «село стражей» — место, где можно прикоснуться к прошлому чеченского народа

— Жаль, мы не побывали в Хое, когда ездили на Кезеной-Ам, — иногда с сожалением говорят гости республики, которые путешествуют самостоятельно и не знают, что совсем рядом с известным озером есть еще одна туристическая достопримечательность — Хойский историко-архитектурный комплекс. Место, где можно окунуться в прошлое, посмотреть, как жили предки, и почувствовать быстротечность времени.

Село и время

Три часа по красивейшей горной дороге с хорошим покрытием, и вы из современного Грозного попадаете в глубокую старину — в средневековое село Хой, отреставрированное в первозданном виде.

Дозорные и боевые башни Хоя расположились на левом берегу реки Ахкете в 113 км от Грозного и всего в 2 км от известного и любимого туристами высокогорного озера Кезеной-Ам.

Хой в переводе с чеченского языка означает «стража», «дозор» — по данным историков, отсюда следили за дорогами во времена нашествий кочевников и войск Тамерлана.

До депортации высокогорный Хой был одним из крупнейших поселений в Чеберлоевском районе Чечни. После депортации район упразднили, а село опустело на долгие годы.

В советское время оно было памятником архитектуры. Под давлением времени все жилые строения Хоя, которых по переписи 1867 года было 195, постепенно разрушались, а в 1990-е годы, во время военных действий в республике, и вовсе превратились в руины.

Эти места стали оживать в 2005 году. Сюда захотели вернуться потомки депортированных. По данным переписи населения, в 2010 году их было 49 человек. Дома для них стали строить в 10−20 метрах от исторического села, которое в 2013 году было признано объектом культурного наследия России.

В Хой провели электричество и газ, построили небольшую мечеть и медресе. В 2018 году по инициативе правительства Чечни и при поддержке Министерства культуры России началась реставрация Хойского историко-архитектурного комплекса, башни и хижины которого сейчас хорошо видны из окон домов новопоселенцев.

Говорят, что каждый из поселившихся здесь жителей отвечает за дом своего предка в старой части села.

Увидеть Хой и замереть

Дэни Мудугов родился в Москве, вырос и живет в Германии, но его всегда тянуло в Чечню, как он говорит, на родину. Ему интересно здесь все, особенно обычаи и традиции чеченцев, где и как жили предки, чем занимались.

Дэни не один такой. Выросших за границей молодых людей среди чеченцев много. И чтобы удовлетворить их интерес к истории своего народа, лучшего места, чем Хой, не найти.

Именно здесь они могут примерить папаху и бурку, забраться на сторожевую башню по скрипучей шаткой лестнице, полежать в низенькой сакле на поднарах, застеленных овечьей шкурой. И даже помериться силой с предками, попытавшись сдвинуть с места тяжеленный камень цилиндрической формы, с помощью которого раньше утрамбовывали глину на кровлях жилищ, чтобы не протекала во время дождей.

А если повезет попасть на какое-нибудь культурно-массовое мероприятие, можно послушать рассказы седовласых старейшин — на этот случай в селе устроена специальная площадка с местом для костра и расставленными по кругу скамьями.

{{current+1}} / {{count}}

Арка как мера богатства

На территории комплекса на высоте 1,8 тысячи метров над уровнем моря расположено более сотни объектов, 24 из них находятся под государственной защитой. Среди них 2 мечети, 17 жилых башен и 2 боевые башни высотой 16 метров, с которых открывается панорамный вид на отроги Андийского хребта.

Первые постройки комплекса датируются XII веком, самые поздние — XIX. Из старых построек сохранился первый этаж дозорной башни и остатки крепостной стены. Они сложены без какого-либо раствора из гладко отесанных камней. Археологи отмечают, что такая кладка — особенность древних чеченских архитектурных сооружений.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Голубая кровь райцентра Хунзах
В Дагестане много интересных мест, но если вы хоть что-то слышали о культуре и истории этого региона, вы непременно захотите посетить Хунзах — древнюю столицу Аваристана, родину воинов и поэтов

В реставрированных постройках камни скреплены цементным раствором — мастеров, которые смогли бы сделать, как раньше, уже нет.

Жилые помещения — небольшие, вход настолько низкий, что, пожалуй, даже ребенку надо нагибаться. Задние стены некоторых домов вырублены прямо в скале. Первые этажи — с арочными перекрытиями. Здесь содержался домашний скот. Чем больше арок, тем больше животных — так определялось благосостояние семьи.

Кстати, в некоторых саклях и сегодня помещения для скота не пустуют. Видимо, местным жителям разрешено держать там баранов — на радость туристам.

Вторые этажи с плоскими кровлями были жилыми. Сейчас в них расставлены немногочисленные предметы мебели под старину — деревянные поднары, маленькие столики, низкие табуретки, детские аги (люльки), домашняя утварь. На стенах развешены самодельные войлочные ковры — истанги.

Во дворах собраны всевозможные орудия труда — чем пахали, пололи, косили, рубили. Можно увидеть и обработанные камни-жернова, и выдолбленные из камня корыта и чаши.

В кладке некоторых стен можно встретить камни-артефакты с языческими символами.

Средневековый экстрим

Есть в Хое и современные атрибуты: по всему комплексу на стенах развешены тексты с разъяснением понятий, относящихся к чеченскому кодексу чести.

Это, скорее всего, для таких молодых людей, как Дэни. Должно же знать новое поколение, какими чертами характера обладает къонах (человек, соблюдающий принципы чеченского кодекса чести), что такое яхь (образ мыслей и норма поведения чеченцев), собар (терпение) и многое другое.

Хойский комплекс активно включается в туристические маршруты. Здесь также проходила трасса соревнований по трейлраннингу (бег по природному рельефу), проводился республиканский телеконкурс «Духовные ценности» на лучшее исполнение национальных музыкальных произведений и танцев, на знание чеченских обычаев.

Для туристов Хой — идеальное место. Устав погружаться в старину и ходить по каменистым улочкам вверх-вниз, они могут, захватив с собой еду, устроить привал на краю пропасти, в беседке с дубовыми столами. Многие так и делают. Жаль только, что у некоторых не хватает культуры убрать за собой мусор.

Ночью село завораживает: подсветка сооружений придает ему таинственный вид.

В Хое можно даже переночевать. Но на это решатся разве что любители острых ощущений: в саклях нет ни воды, ни света, постель — голые доски, вместо одеяла — овечья шкура, туалет — на краю пропасти. Вдобавок ко всему над селом нависают жутковатые могильные столбы расположенного рядом реального древнего кладбища.

То, что нужно экстремалам.

Лили Магомаева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Кто такие карачаевцы: история происхождения, численность, где живут и как выглядят

Карачаевцы верят, что их народ зародился в трех селах. Сейчас они находятся в запустении, но купить здесь участок сложнее, чем на Рублевке. Его просто никто не продаст: ведь земля предков бесценна