{{$root.pageTitleShort}}

Мосты Ставропольского округа

Помните кино про любовь фермерши и фотографа, снимавшего мосты в округе Мэдисон? На самом деле этот фильм надо было снимать на Ставрополье

Уникальный Новокавказский мост, оставшийся от Туапсинской узкоколейной железной дороги, хотя и скрыт от посторонних глаз, но является настоящим украшением Ставрополья. Построенный сто лет назад, сейчас он пользуется популярностью у туристов, влюбленных парочек, спортсменов и фотографов.

Узкоколейка, связывающая Ставрополь с Армавиром и Туапсе, была проложена в начале XX века на деньги местного купечества, искавшего способы сбыть свой товар. Дело в том, что после строительства Владикавказской железной дороги Ставрополь, оставшийся в стороне, чахнул на глазах. Так продолжалось до тех пор, пока поезда не пошли по Туапсинской железной дороге.

Правда, проработала дорога недолго — всего несколько лет. После революции и гражданской войны содержать Туапсинку стало некому и не на что. С тех пор мосты и строения железнодорожной инфраструктуры пришли в негодность и превратились в памятники истории и инженерной мысли.

Сколько подобных мостов осталось от Туапсинки — точно никто не считал. Самый величественный и живописный Новокавказский мост располагается вблизи Ставрополя, добраться до него проще всего на машине. Правда, с идущей мимо дороги на КМВ его не видно, так что желательно взять в проводники кого-нибудь из местных жителей.

Поскольку стоит он не в лесу, как его близнец Немецкий мост, и не в черте города, как Чапаевский, вид на него открывается изумительный. Этим пользуются фотографы, которые иногда проводят здесь съемки. Кстати, не удивляйтесь, если услышите, что Новокавказский мост тоже называют «немецким». Все они отчасти немецкие, так как строились с участием инженеров из Германии, и этот факт сохранился если не в памяти местных жителей, то в языке, отчего и произошла путаница в названиях.

Уединенность и отдаленность моста от города привлекает влюбленных, которые приезжают сюда на велосипедах или машинах, чтобы в романтической обстановке полюбоваться закатом.

Не могли пройти мимо и спортсмены. Сначала скалолазы, альпинисты и туристы отрабатывали на нем свои техники, потом к ним присоединились и экстремалы-роупджамперы, которым высота строения позволяет прыгать с веревкой вниз.

— Мосты эти имеют огромное историческое значение. Они уникальны, аналогов им нет на Кавказе, да и в России их не много, — говорит краевед Роман Нутрихин.

К сожалению, несмотря на уникальность, сейчас остатки Туапсинской дороги предоставлены сами себе, никто не следит за их состоянием, и время постепенно делает свое разрушительное дело.

Видео: Михаил Пушилин

Никита Пешков

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Едем в «Армхи»: чем заняться на горном курорте, где отдыхали шахтеры и тренируются пловцы

Чистейший воздух, хвойные леса, горнолыжные трассы, бассейны с родниковой водой, водопады и средневековые башни — это курорт «Армхи» в Ингушетии. И у него есть амбициозные планы на ближайшие 10 лет