{{$root.pageTitleShort}}

«Не тем местом роль делаешь!»

За кулисами театра порой происходят странные вещи: режиссер рыдает, актеры сидят на тексте пьесы, кто-то собирает шпильки или разговаривает с гвоздем. И все это, по приметам, — к успеху на сцене

В международный День театра сотрудники Ставропольского академического театра драмы рассказали о театральных приметах и ритуалах, а также о загадочном привидении, обитающем в местном подвале, и его актерском амплуа.

Ставропольский театр драмы открыт в 1845 году — и это первый русский театр на Северном Кавказе. С тех пор дважды менял названия (после революции носил имя Ленина, а с 1964 года — Лермонтова) и трижды — здания. Здесь играли выдающиеся актеры, прославившиеся не только на провинциальной сцене. Трагик Николай Рыбаков, например, послужил прототипом Геннадия Несчастливцева в комедии Островского «Лес».

Упавшая роль

Пожалуй, самая известная примета — про упавший на пол текст роли.

— Мы, актёры, считаем, что это не к добру. Поэтому на упавшие листы надо сразу же сесть, чтобы, скажем так, исправить ситуацию и отвести беду, — рассказывает актриса Елена Днепровская. — Не могу сказать, что действительно верю в это, но всё равно сажусь. А если нет возможности сесть, ну допустим, я в короткой юбке пришла, тогда я роль поднимаю и хлопаю себя по… Ну вы поняли… И многие режиссёры по поводу этой приметы шутят: «Не тем местом роль делаешь». Есть ещё одна странная примета, но сразу оговорюсь — не у меня! Некоторые мои коллеги перед спектаклем не ходят в туалет. Аргументируют тем, что «актёр всегда должен чего-то хотеть»… А вообще, сцена — это «намоленное место», святое! Она даже лечит. Серьёзно, если ты выходишь играть и у тебя что-то болит, то во время спектакля всё проходит! Даже температура снижается, потому что ты уже на самом деле не ты, а твой герой, а ведь он не болеет!

Гвоздь на сцене

— Одна из главных театральных примет — найти на сцене гвоздь! — утверждает актер Евгений Задорожный. — Все мы ещё со студенческой поры знаем: нашёл гвоздь — получишь роль. Эта фабула всегда неизменна, а вот дальше начинаются вариации «на тему». Одни говорят, что чем гвоздь изогнутее, тем значимее будет полученная роль. Другие, напротив, считают, что гвоздь должен быть длинным и прямым. Но если ты находишь его во время гастролей на сцене какого-нибудь сельского Дома культуры, подбирать его ни в коем случае нельзя, чтобы, так скажем, не скатиться вниз по карьерной лестнице. Кстати, некоторые актёры просто коллекционируют свои железные трофеи в каких-нибудь ящичках, а некоторые вбивают их дома в дверной косяк.

В магическую силу гвоздей верят все без исключения, подтверждает актриса Полина Полковникова:

— А если и не верят, то все равно мимоходом собирают по театру гвозди, благо их тут после постоянной смены декораций валяется в избытке. Однажды я наблюдала забавную картину: одна уже довольно пожилая актриса, найдя гвоздь, не просто сунула его в карман, а несла на ладони, как живое существо, гладила и приговаривала: «Ты же мой хороший, пойдём домой!» Но что самое интересное, вскоре она действительно получила главную роль!

Шпильки и поклонники

Помимо гвоздей актеры старательно собирают и шпильки. Согласно примете, если на сцене находишь шпильку, значит, в ближайшее время у тебя появится поклонник или поклонница.

— Особенно богатый урожай шпилек можно собрать после исторических спектаклей, когда все актрисы выходят на сцену со сложными причёсками и прикреплёнными шиньонами, — рассказывает Полина Полковникова.

Ритуалы для личного пользования

— У многих актёров есть собственные приметы и ритуалы, — продолжает актриса. — Например, у меня почти перед каждым спектаклем свой «магический» ритуал. Перед спектаклем я ложусь на сцену за закрытым занавесом и через крохотную щелочку смотрю, сколько же людей в зале. Но главное, у меня в плейлисте на каждый новый спектакль добавляется по одной новой песне, которую я обязана послушать перед выходом. И если вдруг этого не сделаю, то очень переживаю.

У режиссера Валентина Бирюкова свои «суеверия»:

— Когда я выбираю новый материал для работы, читаю его очень внимательно. В пьесе всегда должна быть ключевая сцена или даже одно-единственное слово, которое обязано меня либо рассмешить, либо довести до слёз. Если этого не происходит, я просто не берусь работать с материалом, каким бы хорошим он ни был… А вообще, я очень боюсь, когда всё идёт хорошо. Это значит, что в самый последний момент обязательно случится какая-нибудь гадость! К примеру, заболеет исполнитель главной роли.

Театр — место особенное, поэтому, несмотря на весь свой скептицизм, верой в приметы заразилась и заведующая музыкальной частью, театральный композитор Евгения Сафронова:

— Если первое исполнение музыки, написанной к новой постановке, некий «тест-драйв» на актёрах проходит на ура, я уже заранее знаю, что и весь спектакль обречён на успех. Или, когда идёт запись песенных фонограмм и записать удаётся с первого же дубля, мне абсолютно ясно, что публика будет любить этот спектакль.

Костюмы с удачей

— Актёры действительно очень суеверные люди, — говорит вахтер Мария Котельникова. — Помню по молодости, когда я ещё служила костюмером, некоторые даже запрещали мне стирать их костюмы, чтобы «не отстирать удачу». Да и в принципе театр — место совершенно особенное, какое-то мистическое. Если ты хоть раз вошёл в театр, скажем так, с «чёрного хода», он тебя уже не отпустит. Здесь такая энергетика сильная! Вот представьте, под этой крышей сотни жизней! А то и тысячи! Я не призраков имею в виду. Когда артист играет роль, он через себя её пропускает и в какой-то мере становится другим человеком…

Призрак с криминальными наклонностями

Впрочем, призраки в Ставропольском театре тоже имеются. По словам гардеробщицы тёти Люси, в здешнем подвале живет дух несчастной актрисы, которая всегда мечтала о главных ролях, но из-за своего маленького роста и тоненького голоса могла играть только юных девочек или мальчиков. Причем призрак обитал еще в старом здании (ныне краевая филармония), но потом переселился вслед на труппой в новое.

— Эта бедняжка повесилась после того, как главная роль снова досталась не ей. А сегодня, когда в театре появляется новая прима, «эксцентричная инженю» обязательно начинает ей пакостить. Например, ворует шпильки и даже может утащить туфлю перед самым спектаклем.

Илона Домарева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Звезда чеченской эстрады: «Быть артисткой на Кавказе не просто. Иногда отвечаешь за целый тейп»

Ее песни звучат на свадьбах и торжествах по всему Кавказу, а гастроли расписаны на несколько месяцев вперед. Певица Макка Межиева — о хиджабе, русских песнях, хейтерах и борьбе за свой выбор