{{$root.pageTitleShort}}

«Не тем местом роль делаешь!»

За кулисами театра порой происходят странные вещи: режиссер рыдает, актеры сидят на тексте пьесы, кто-то собирает шпильки или разговаривает с гвоздем. И все это, по приметам, — к успеху на сцене
654

В международный День театра сотрудники Ставропольского академического театра драмы рассказали о театральных приметах и ритуалах, а также о загадочном привидении, обитающем в местном подвале, и его актерском амплуа.

Ставропольский театр драмы открыт в 1845 году — и это первый русский театр на Северном Кавказе. С тех пор дважды менял названия (после революции носил имя Ленина, а с 1964 года — Лермонтова) и трижды — здания. Здесь играли выдающиеся актеры, прославившиеся не только на провинциальной сцене. Трагик Николай Рыбаков, например, послужил прототипом Геннадия Несчастливцева в комедии Островского «Лес».

Упавшая роль

Пожалуй, самая известная примета — про упавший на пол текст роли.

— Мы, актёры, считаем, что это не к добру. Поэтому на упавшие листы надо сразу же сесть, чтобы, скажем так, исправить ситуацию и отвести беду, — рассказывает актриса Елена Днепровская. — Не могу сказать, что действительно верю в это, но всё равно сажусь. А если нет возможности сесть, ну допустим, я в короткой юбке пришла, тогда я роль поднимаю и хлопаю себя по… Ну вы поняли… И многие режиссёры по поводу этой приметы шутят: «Не тем местом роль делаешь». Есть ещё одна странная примета, но сразу оговорюсь — не у меня! Некоторые мои коллеги перед спектаклем не ходят в туалет. Аргументируют тем, что «актёр всегда должен чего-то хотеть»… А вообще, сцена — это «намоленное место», святое! Она даже лечит. Серьёзно, если ты выходишь играть и у тебя что-то болит, то во время спектакля всё проходит! Даже температура снижается, потому что ты уже на самом деле не ты, а твой герой, а ведь он не болеет!

Гвоздь на сцене

— Одна из главных театральных примет — найти на сцене гвоздь! — утверждает актер Евгений Задорожный. — Все мы ещё со студенческой поры знаем: нашёл гвоздь — получишь роль. Эта фабула всегда неизменна, а вот дальше начинаются вариации «на тему». Одни говорят, что чем гвоздь изогнутее, тем значимее будет полученная роль. Другие, напротив, считают, что гвоздь должен быть длинным и прямым. Но если ты находишь его во время гастролей на сцене какого-нибудь сельского Дома культуры, подбирать его ни в коем случае нельзя, чтобы, так скажем, не скатиться вниз по карьерной лестнице. Кстати, некоторые актёры просто коллекционируют свои железные трофеи в каких-нибудь ящичках, а некоторые вбивают их дома в дверной косяк.

В магическую силу гвоздей верят все без исключения, подтверждает актриса Полина Полковникова:

— А если и не верят, то все равно мимоходом собирают по театру гвозди, благо их тут после постоянной смены декораций валяется в избытке. Однажды я наблюдала забавную картину: одна уже довольно пожилая актриса, найдя гвоздь, не просто сунула его в карман, а несла на ладони, как живое существо, гладила и приговаривала: «Ты же мой хороший, пойдём домой!» Но что самое интересное, вскоре она действительно получила главную роль!

Шпильки и поклонники

Помимо гвоздей актеры старательно собирают и шпильки. Согласно примете, если на сцене находишь шпильку, значит, в ближайшее время у тебя появится поклонник или поклонница.

— Особенно богатый урожай шпилек можно собрать после исторических спектаклей, когда все актрисы выходят на сцену со сложными причёсками и прикреплёнными шиньонами, — рассказывает Полина Полковникова.

Ритуалы для личного пользования

— У многих актёров есть собственные приметы и ритуалы, — продолжает актриса. — Например, у меня почти перед каждым спектаклем свой «магический» ритуал. Перед спектаклем я ложусь на сцену за закрытым занавесом и через крохотную щелочку смотрю, сколько же людей в зале. Но главное, у меня в плейлисте на каждый новый спектакль добавляется по одной новой песне, которую я обязана послушать перед выходом. И если вдруг этого не сделаю, то очень переживаю.

У режиссера Валентина Бирюкова свои «суеверия»:

— Когда я выбираю новый материал для работы, читаю его очень внимательно. В пьесе всегда должна быть ключевая сцена или даже одно-единственное слово, которое обязано меня либо рассмешить, либо довести до слёз. Если этого не происходит, я просто не берусь работать с материалом, каким бы хорошим он ни был… А вообще, я очень боюсь, когда всё идёт хорошо. Это значит, что в самый последний момент обязательно случится какая-нибудь гадость! К примеру, заболеет исполнитель главной роли.

Театр — место особенное, поэтому, несмотря на весь свой скептицизм, верой в приметы заразилась и заведующая музыкальной частью, театральный композитор Евгения Сафронова:

— Если первое исполнение музыки, написанной к новой постановке, некий «тест-драйв» на актёрах проходит на ура, я уже заранее знаю, что и весь спектакль обречён на успех. Или, когда идёт запись песенных фонограмм и записать удаётся с первого же дубля, мне абсолютно ясно, что публика будет любить этот спектакль.

Костюмы с удачей

— Актёры действительно очень суеверные люди, — говорит вахтер Мария Котельникова. — Помню по молодости, когда я ещё служила костюмером, некоторые даже запрещали мне стирать их костюмы, чтобы «не отстирать удачу». Да и в принципе театр — место совершенно особенное, какое-то мистическое. Если ты хоть раз вошёл в театр, скажем так, с «чёрного хода», он тебя уже не отпустит. Здесь такая энергетика сильная! Вот представьте, под этой крышей сотни жизней! А то и тысячи! Я не призраков имею в виду. Когда артист играет роль, он через себя её пропускает и в какой-то мере становится другим человеком…

Призрак с криминальными наклонностями

Впрочем, призраки в Ставропольском театре тоже имеются. По словам гардеробщицы тёти Люси, в здешнем подвале живет дух несчастной актрисы, которая всегда мечтала о главных ролях, но из-за своего маленького роста и тоненького голоса могла играть только юных девочек или мальчиков. Причем призрак обитал еще в старом здании (ныне краевая филармония), но потом переселился вслед на труппой в новое.

— Эта бедняжка повесилась после того, как главная роль снова досталась не ей. А сегодня, когда в театре появляется новая прима, «эксцентричная инженю» обязательно начинает ей пакостить. Например, ворует шпильки и даже может утащить туфлю перед самым спектаклем.

Илона Домарева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Хинкал: все, что нужно знать о самом дагестанском блюде и его разновидностях

Это блюдо — символ Дагестана, его коварство и любовь, гордость и предубеждение, слон и моська. Все потому, что хинкал — не просто мясо, тесто, соус и бульон. Есть еще пятый элемент — философия

Все могут казаки: как ставропольские староверы празднуют свое возвращение в Россию

Жители двух сел на Кавказе до сих пор помнят обычаи казаков петровских времен. Их предки, несмотря на 250 лет жизни за границей, смогли на чужбине сохранить то, что на родине давно забыто
В других СМИ
Еженедельная
рассылка