Все люди боятся понедельника, а чеченские девушки — второго дня.
Это день, идущий за свадьбой. И он страшнее самого торжества. Что сложного в том, чтобы простоять весь день в углу, опустив глаза? Достаточно быть красивой или просто хорошо накраситься. А вот во второй день ты должна впечатлить. Во-первых, собой в светлом платье. И это было бы вполне возможно, если бы не «во-вторых». В этом же наряде тебе следует заниматься уборкой, готовкой и обслуживать гостей так, чтобы белое платье не утратило ни грамма своей белизны.
Знаете, какой страшилкой чаще всего пугают чеченских девочек? Не бабайкой, а разводом. «Такую неряху, как ты, в первый же день отправят домой, добавив вдогонку пару теплых слов о матери, которая тебя воспитала!» — эту фразу слышала дочь в каждой чеченской семье.
Меня страшили тем, что мое замужество отпадет еще на этапе сватовства. «Люди специально приходят смотреть на девочку и как бы ненароком роняют кольцо, чтобы потом заглянуть под диван и проверить, чисто ли там», — говорила мне мама, когда я мыла полы, не отодвигая мебель. Или, зайдя домой с работы, заявляла: «Я бы не позволила своему сыну жениться на девушке, которая живет в таком подъезде», — потому что, поднимаясь на свой третий этаж, заметила мусор на первом.
Но главным маминым кошмаром был рассказ, как одну невесту отправили домой за то, что она подметала пол и не заметила спичку, которая забилась в щель между плитками. (Потом, когда я вышла замуж, к хоррорам добавился еще рассказ про женщину в положении, которую вернули в отчий дом за то, что она лепила пельмени сидя).
Я долго не могла понять, ну зачем нужна эта бесконечная уборка? Зачем ежедневно натирать до блеска окна? Для чего нужно это двухминутное состояние абсолютной чистоты на кухне, если прямо сейчас кому-то захочется поесть или попить воды?
А потом я вышла замуж и прозрела. Все это нужно для того, чтобы выработать привычку. Довести стремление к чистоте до автоматизма. Вот достала ты белье из стиральной машинки («а мы вообще в военное время во флягах воду таскали, грели ее на костре и стирали зимой на улице!»), развешиваешь его на балконе, а по дороге увидела, что что-то лежит не там, и подправила. Твой глаз должен дергаться от непорядка. У тебя должна быть аллергия на пыль на шкафах. Ты не имеешь права засыпать, если в прихожей стоит немытая обувь.
«Чеченская сноха должна позже всех ложиться и раньше всех вставать», — словно мантру повторяла мама всю мою юность и особенно часто — перед замужеством. «Она вообще не должна сидеть», «Салфетки на кухне должны сиять ослепительной чистотой», «Если ты налила в чашку аджику и ее стенки запачкались, перелей в другую», «Никому из родных мужа не показывай, что у тебя нет настроения» — от создателей, пытавшихся слепить идеальную домохозяйку.
И если в теории все это очень красиво звучало, и я представляла себя замужнюю гибридом госпожи горничной и услужливого швейцара из пятизвездочного отеля, то на практике улыбаться после неполноценного сна, полноценного рабочего дня и аналогичного объема дел по хозяйству как-то не получалось. Не хватало, как это сейчас говорят, ресурса. А когда появились дети, возможности сократились в разы и пропорционально выросли обязанности. «Это у тебя еще нет коров и есть подгузники!» — восклицала мне на жалобы каждая женщина постарше.
Если вы проведете опрос на улицах Грозного и спросите его жителей о любимом блюде, 80% ответят, что это «жижиг-галнаш». Потому что чеченцы, как и все люди, любят то, что тяжело достается: девушек, которые не сразу дают номер, «Камри», на которую копят годами, и сложные блюда.
Вся кухня в муке. В одной кастрюле варится мясо, в другой — галушки. Вместе нельзя, потому что бульон, в котором варили мучное, непригоден для питья. Еще в одной емкости докипает картошка для берама, а четвертую конфорку занимает сковородка с луком… И это вы еще не готовили баарш!
В прошлом году на чеченском телевидении вышел репортаж про черемшу. Одна из торговок дала в нем комментарий, который разлетелся на весь интернет: «Нынешние женщины покупают только чищеную черемшу. Брать грязную и чистить дома им лень. Зудри бац! (Нет сейчас хозяек)».
И хотя чищеный товар брать выгоднее: не приходится переплачивать за грязь, сама я «босую» черемшу не покупаю. Не хочу рисковать. Вдруг меня кто-то увидит на рынке и расскажет другим?
Как-то мы с мужем смотрели фильм про Покахонтас. Когда тетка внимательно наблюдала за тем, как самая сильная воительница в стране неумело разливает чай, я усмехнулась. «Почему тебя всегда так задевает эта тема?» — спросил супруг. «Разве главное в женщине — умение накрывать на стол?» «Нет», — ответил Мага. «Фу-у-уф», — выдохнула я. «Но если этого у нее нет, зачем жить с чушкой в доме?» В общем, почти в 30 лет я снова убедилась, что стереотипы — наше все.
Стать дик зуд (хорошей хозяйкой) — цель каждой чеченской девочки. Не родилась наследником — будь хотя бы чистоплотной. Но цель эта недостижима. Даже если ты забудешь о себе, своих интересах, подругах, саморазвитии и здоровье, все равно какой-нибудь бабушке не понравится, как ты готовишь чепалгаш.
Когда-то я пыталась доказать, что в современном мире необязательно зацикливаться на быте, что есть гораздо более интересные занятия, но потом смирилась. Трудно ломать скрепы, на которых держится вся национальная женская психология. И если кто-то начинает разговор про тотальное «обленение» чеченских женщин, я просто молчу. Молча любуюсь, как светится нимб с надписью «Дик зуд» над головой моих собеседниц.
Но мне эта корона не нужна. Оставьте себе. Тем более что она ни одной женщине не принесла счастья.