{{$root.pageTitleShort}}

Чеченский цифровой прорыв

Виртуальная реальность из сферы развлечений проникает в бизнес. Скоро без нее не смогут обходиться ни стройфирмы, ни автодилеры. И чеченская IT-компания Eхpovision уже знает, что им предложить
454

В офисе чеченской IT-компании Eхpovision можно безнаказанно переставить всю мебель и технику. Или просто все разбросать. Правда, в офисе виртуальном. Мне дали такую возможность, чтобы продемонстрировать «интерактивную визуализацию недвижимости».

Это один из многих инновационных проектов компании. Надев VR-очки, вы легко можете поменять дизайн своего дома, переходя из комнаты в комнату и переставляя тяжелую мебель как пушинку.

— Мы начинали с трех человек в 2018 году, — говорит руководитель Eхpovision Магомед Алиев. — Сейчас в команде 20 сотрудников. В октябре прошлого года открыли свой офис в Грозном. Работаем в России, Германии, Арабских Эмиратах и Бахрейне, а наш виртуальный конфигуратор автомобилей Expocar стал победителем конкурса стартапов международного ближневосточного акселератора Flat6Labs Bahrain.

Магомед Алиев

Первый проект — на коленке

Идея первого проекта пришла к Магомеду на одной из образовательных выставок в Москве. Он тогда возглавлял технопарк Чеченского госуниверситета и, как IT-менеджер, столкнулся с рядом организационных проблем.

— Заказанный нами стенд не вписался по размеру, зато хорошо вписался телевизор, который никто не заказывал. По ошибке вместо Бауманского университета поставили нам. На выставке отсутствовали схемы, приложения. Посетители с трудом находили нужные объекты. Тогда и подумал: надо создать нечто автоматизированное, что позволит заявителям ходить по виртуальной выставке, заранее выбирать и место, и оформление стенда. Предложил поработать над этой идеей Саид-Магомеду Муслимову. Мы были знакомы со студенчества, и я знал, что он хороший 3D специалист. На тот момент у него уже был международный опыт, так как он работал на немецкую компанию по тюнингу фур. Первый наш проект мы делали на коленке: не было ни офиса, ни широких возможностей.

Режим работы: без режима

Первым опытом ребят в сфере выставочной индустрии стала визуализация международного бизнес-саммита в грозненском отеле The Local. Планирование мероприятия было легким и удобным, клиенты могли видеть, какие компании представлены, где находятся их стенды. Затем поступил заказ из Москвы — визуализировать выставочный центр «Патриот Экспо».

Команда постепенно расширялась: появлялись новые проекты, привлекались новые специалисты. Хаджи Баймурзаев и Руслан Темуркаев занимаются созданием проектов виртуальной реальности, Ахмад Исаков и Лом-Али Амхадов — разработкой игр, Иса Эзербаев программирует на языке Python.

— Талантливых ребят в команде много, всех не выделишь. Единственный человек, у кого есть рабочий график, — это администратор. Для остальных нет никаких ограничений и рамок. Есть проекты — есть сроки. В таком формате работа идет еще активнее — иногда ребята даже ночами работают, хотя их никто не заставляет. Отдыхаем здесь же — на небольшой кухне. Что-нибудь заказываем из еды, общаемся, смотрим фильмы.

Эффект ветра

Интерактивная визуализация недвижимости представляет интерес для строительных компаний: она показывает клиентам, как в деталях будет выглядеть их дом, еще до строительства. Можно перемещать стены и лестницы, менять паркет и облицовку. При этом графика фотореалистична, очень приближена к жизни.

— У нас были коммерческие заказы в Германии, — говорит Магомед, подключая к компьютеру очки виртуальной реальности. — Недавно один немец купил дом и захотел поменять планировку в подвале, увеличить площадь гостиной за счет террасы. Он рассказал о своих идеях, наши дизайнеры составили проект и перевели в виртуальную реальность — клиент смог буквально ходить по дому и видеть все в деталях. Он был в восторге, заказал через наших партнеров в Германии еще один вариант дизайна.

Я надеваю предложенные Магомедом VR-очки и гуляю по виртуальному офису, переходя из кабинета в кабинет и передвигая предметы с помощью специальных джойстиков в руках. Особенно привлекает вид из окна. Возвращаться в реальность не хочется.

— Это мы еще балкон не добавили, а то переквалифицируют его в «симулятор суицидника», — шутит Магомед. — На самом деле у нас была версия с балконом и мы даже добавляли эффект ветра. Каждый, кто надевал VR-очки, боялся подойти к самому краю. Вот удивительно: человек знает, что там нет никакого края, но, хоть убей, не может сделать шаг, потому что мозг подает сигнал: «Сейчас упаду».

© Диана Магомаева

Дефицит визуализации

— К сожалению, визуализация в России не очень развита, — продолжает Магомед. — Даже в Германии подобные проекты делают одна-две компании. Поэтому строительные фирмы, знакомясь с нашими проектами, бывают очень удивлены. В хорошем смысле. В Европе такие услуги очень дороги. Сделать визуализацию среднего дома — 300−500 тысяч рублей. Не все могут себе это позволить. А когда ты предлагаешь в два раза дешевле, то клиенты появляются.

В ближайшее время ребята планируют провести встречи с рядом строительных компаний. С некоторыми из них уже есть договоренность.

— Кстати, мы разработали виртуального риелтора с искусственным интеллектом, сейчас тестируем его. Используем синтез речи от Google и сами обучаем его ответам. Например, вы надеваете VR-очки, оказываетесь в помещении, а он рассказывает, сколько там квадратов, подводит к окну и показывает — через 300 метров детсад, а вот тут метро. Ему можно задавать вопросы, которые он понимает по ключевым словам и дает ответы. Конечно, погрешность на начальной стадии возможна, но наш ассистент способен к обучению.

Цель — арабский рынок

Недвижимостью дело не ограничивается. В марте прошлого года команда разработала виртуальный конфигуратор автомобилей Expocar, позволяющий до покупки протестировать машину в разной комплектации, а в июне получила финансирование на развитие стартапа от международного ближневосточного акселератора Flat6Labs Bahrain — 32 тысячи долларов в обмен на десятую долю в проекте.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Клан чеченских геймеров: «Друг друга убивали и стали друзьями»
В киберпространстве они чемпионы континента и кумиры фанатов. А в офлайне — обычные парни, которых родители ругали за зависание в мобиле. Пока они не съездили в Рио-де-Жанейро и не стали миллионерами

— Это была интересная история. Даже даты точно помню. 14 марта мы начали разработку проекта с нуля. 20 марта я вижу, что Flat6Labs до 21 марта принимает заявки на стартапы. А у нас еще нечего показать. Я просто текстом набрал описание проекта и отправил заявку. Через три дня нас пригласили на онлайн-интервью, а затем — в финальный отбор. Со всего мира на конкурс поступило около 400 заявок, в финал вышло 20 лучших стартапов, 8 из них получили финансирование. Кстати, мы были единственными неарабами среди победителей.

Кроме денег чеченская команда получила онлайн-курс — в течение четырех месяцев их обучали, как работать на рынке. В конце программы Магомеда пригласили в Бахрейн, где он провел больше недели. А еще бесплатно предоставили рабочий офис.

— Наш офис находится в престижном месте столицы Бахрейна, мы можем пользоваться им в любое время. Сейчас регистрируем свою компанию там — это одно из условий, чтобы работать на арабском рынке. В России она тоже остается зарегистрированной.

Виртуальный шоурум автомобилей

Сегодня Expocar готов к запуску в тестовом режиме. Команда планирует интегрировать его в России и ОАЭ.

— По официальной статистике, 10% всех автомобилей в мире были проданы онлайн. Ситуация с ковидом еще больше ускорила этот процесс. В стратегии развития Mercedes, к примеру, прописано, что к 2025 году планируется увеличение онлайн-продаж до 25%. Но у компаний на сегодняшний день нет готовых инструментов, которые позволят увеличить эти продажи. Поэтому мы решили зайти на этот рынок и предложить свой инструмент — виртуальный шоурум автомобилей. Он будет интегрирован в сайт, и клиенты смогут, не посещая офис, в своем компьютере делать полноценный детализированный 3D обзор машины, увидеть варианты.

Есть версия и для виртуальной реальности. Если в точках продаж нет в наличии желаемой модели или клиент хочет увидеть ее в выбранной комплектации, он может надеть VR-очки и собрать модель под себя: менять цвет, конфигурацию, обшивку салона.

— Мы провели встречи с российскими представителями компаний Rolls-Royce, Mercedes, Volkswagen и презентовали свой продукт, он всем очень понравился.

В тестовом режиме команда планирует интегрировать проект в Чечне — в компании Beriauto, которая уже несколько лет продает автомобили в СКФО.

— В ближайшие пару месяцев на базе их дилерского центра мы запустим проект. Это будет наш первый коммерческий опыт.

Для Сбербанка и Россетей

За последние полгода компания Expovision выиграла три всероссийских хакатона, в том числе «Цифровой прорыв» — самое крупное IT-событие России, в котором участвовало больше тысячи команд.

— За два дня наши парни создали прототип VR-тренажера для обучения инженеров. Крупные компании, такие, как «Россети», ежегодно тратят миллиарды на обучение своих стажеров, которых отправляют на подстанции в Сибирь. А мы предложили виртуальные офисы с полной симуляцией реальной подстанции. Более того, предусмотрели аварии, которых в реальной жизни еще никогда не происходило. Также разработали тест-экзамены. Например, если инженер забывает надеть перчатки, его ударит током, и придется начинать все с нуля.

Последний конкурс, в котором победили ребята из Чечни, — «Сберкод», организованный Сбербанком. Команда разработала виртуального ассистента для игровой индустрии -консультанта с искусственным интеллектом и синтезом речи, который общается с игроками и дает им рекомендации.

Упакуй свой стартап

Одна из целей Expovision — повысить в регионе знания в IT-сфере. Поэтому компания запустила курсы, где обучает разработке сайтов, видеомонтажу, 3D моделированию, маркетингу. С ноября прошлого года обучение прошли уже около 200 человек.

— Мы почувствовали нехватку в кадрах, когда стали расширяться и выходить на рынки, а лучший выход — самим готовить специалистов. На этом тоже, кстати, можно заработать. Наши преподаватели — не просто теоретики, они работают над реальными коммерческими проектами. Это очень важно. Уже есть первые результаты: нескольких учеников мы взяли к себе в команду, а многих забрали другие частные компании. Студия дизайна сразу нескольких: в регионе нехватка этих специалистов. За программистами часто обращаются. Так и говорят: «Подготовьте нам двух человек».

В партнерстве с российским проектом «Венчурный акселератор» команда запустила в Чечне собственный акселератор — бесплатную онлайн-платформу, на которой любой желающий может научиться создавать свои стартапы. На платформе размещены несколько образовательных модулей: как придумать идею, собрать команду, составить финансовую модель, сделать презентацию для инвесторов — все необходимое, чтобы полностью упаковать свой стартап.

— Мы даже шаблоны стартапов там вывесили. Проходишь эту программу за пару месяцев, и у тебя готовый проект. Сейчас у нас учатся 110 человек. Уже 30 новых стартапов появилось, пять из которых очень интересные и стоящие. Наша программа дает мощный толчок, чтобы молодежь активно шла в IT-индустрию.

Раз в три-четыре месяца Магомед планирует приглашать инвесторов, а также записывать лучшие проекты в видеоформате и отправлять в частные компании. Сейчас команда старается привлечь инвесторов из арабских стран.

— Неделю назад общался с партнером из Абу-Даби. Узнал интересный факт: они не могут заключать госконтракты с IT-разработчиками из Индии — это запрещено законом. Считается, что там дешевая рабочая сила, поэтому плохое качество. Предпочтение отдают России, Украине и Беларуси, где лучше всего развита математика, с которой напрямую связано программирование. Мы хотим закрепиться на международном рынке как крутая IT-компания, и у нас это уже получается — запускаем все больше и больше проектов. Кто знает, что где выстрелит?

Диана Магомаева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ
Еженедельная
рассылка