Залина Даурова плавно кладет на ладонь прозрачную нить, подхватывает ее спицей с раздвоенными концами и выводит воздушную петлю. Умение плести традиционные осетинские платки из шелка она передала уже десяткам учениц.
С гор — к шелку
Невесомый кружевной головной убор по-осетински называется цыллае каелмаерзаен. Он сплетен филейной, или сетчатой, вязкой и расшит национальными орнаментами.
Филейное плетение из шелка, рассказывает Залина, расцвело в Осетии в конце XVIII — начале XIX века. После вхождения в состав Российской империи осетины возвращались на покинутые ранее из-за набегов завоевателей равнины, где росли тутовые деревья. Смекалистые женщины стали массово разводить гусениц шелкопряда.
— Так осетинки ввели шелковый платок в костюм горянки, — утверждает Залина.
О шелковых платках Залина услышала от своей бабушки — Веры Дзудцовой, которая родилась в конце XIX века в купеческой семье.
Искусство шитья, в том числе золотого, было широко распространено среди осетинок, но до переселения с гор на равнину они занимались шерстью, из нее делали и платки. Девушка вообще должна была быть рукодельницей: обрабатывать шерсть, шить верхнюю одежду, вышивать.
— Если девушка была рукастая, усидчивая и терпеливая, это считалось похвальным. Бабушка говорила, что у девушки, которая не владеет иглой, деревянные руки. Несколько девушек за один вечер могли вручную сшить черкески будущим родственникам — братьям жениха. Швы были настолько мелкие, что от машинного шва не отличить. Смотрела на такие работы в Национальном музее Северной Осетии, где я работала, перехватывает дыхание! — отзывается мастерица.
Волшебная сетка
Залина Даурова, переводчик по образованию, увлеклась рукоделием в молодости. Тончайшие шелковые платки носили ее мама и бабушки, но настоящие произведения искусства Залина увидела на свекрови.
— Ее звали Нина Бибиовна Гиоева, она работала главным хранителем фондов Национального музея и познакомила меня с мастерицами — сестрами Цаллаговыми, те дали мне инструменты для плетения, обучили.
В конце 80-х Залина вплотную занялась плетением, а со временем стала обучать этому ремеслу других — сначала на уроках труда в школе, потом в молодежной организации «Арвыйадаен» («Небесное зеркало»).
— Я начала учить и подростков, и бабушек. Молодежь активно занялась этим ремеслом. Мои бывшие ученицы уже сами обучают новых девушек, подают проекты на гранты и выигрывают их.
Мастерица открывает резную шкатулку и выкладывает инструменты. Это челнок — металлическая спица с раздвоенными концами. А это вспомогательный инструмент — «палочка», их в старину изготавливали из стеблей камыша и сорго: чем тоньше палочка, тем мельче получается сетка.
Плотную основу — ее делают из дерева или из камня — обматывают несколькими слоями ткани. Получается «подушка». Мастерица натягивает на нее перламутровую нить в форме треугольника и закрепляет иголками. Руками завязывает первую петлю и начинает накидывать воздушные петельки стройным рядом.
— Таких узлов для платка нужно набрать 250−300, — объясняет она. — Плетем ряд за рядом, создаем основу — сетку, она натягивается на рамку, и потом платок расшивается.
Научить технике плетения Залина может за восемь занятий по два часа. Можно освоить технику и самостоятельно: мастерица выпустила учебник «Художественные ремесла Осетии», к нему прилагается и диск с видеоуроками.
— Но я своих учениц обучаю не только плетению. Готовый платок нужно отпарить. Особенно края, они бывают запутанные. Делается это так.
Залина берет длинную стальную спицу, нанизывает на нее каждую петельку из каймы платка. Такие же манипуляции она производит и с другими краями полотна.
— Платок должен быть влажным. Натягиваем его со всех сторон на спицы, чтобы клетки обрели правильную форму — форму квадрата. После плетения они бывают в виде ромба, поэтому их надо вытянуть и высушить утюгом.
После того как основа платка готова, ее расшивают узорами и орнаментами. Обычно традиционными осетинскими — с тонкими очертаниями и некрупными формами. Но мастерица уже и сама создает композиции.
— Традиционные орнаменты, они однообразные. Я рисунок никогда не повторяю. Мне скучно.
Рождение шелковой нити
На платок тратится от 100 до 200 граммов нити: из килограмма можно сплести пять платков. Стоимость готового изделия колеблется от 25 до 50 тысяч рублей. На цену влияет качество нити, размер платка и клетки и, конечно, орнамент. Современные рукодельницы покупают шелковые нитки в интернете. Залина Даурова и ее ученицы используют китайские, индийские и японские. Китайские нити стоят около 7 тысяч рублей за килограмм, японские — 16 тысяч.
Раньше шелковую нить для платков осетинки получали сами, выращивая тутового шелкопряда. Сейчас этого не делают: слишком сложно.
— Я помню, как еще в 1960-е годы мои соседи в селе Гизель разводили шелковичных гусениц. Откуда-то в спичечных коробках привозили личинки, они были похожи на манную крупу. Затем в теплом месте, на верандах или на чердаках, расстилали листья тутовника и рассыпали на них личинки.
Из личинок вылуплялись крохотные гусеницы. За три недели, поедая листья тутовника, они вырастали размером с большой палец и начинали вырабатывать клейкую жидкость. Обматывая себя тонкой нитью, гусеница в три раза уменьшалась в размерах и превращалась в куколку внутри кокона. Если дать кокону дальше развиваться, то он превратится в бабочку. Но мастерицы прошлого собирали коконы и бросали их в горячую воду, чтобы умертвить куколку. От тепла коконы раскрывались, и на поверхности воды распускались волокна. Их доставали длинной палочкой и наматывали на деревянный челнок.
После волокна высушивали, но для рукоделия они еще не годилась: были жесткими, как солома. Поэтому сначала их тщательно промывали и кипятили в щелочном растворе, чтобы стали мягкими. Затем кремовое волокно надо было спрясть в нить: сложить в несколько раз и скрутить, а затем повторить процесс. Только после этих трудоемких процедур нитка готова к работе.
Магия ромбов и древняя богиня
— Моя бабушка и более старшее поколение осетинок, когда украшали орнаментом одежду и платки, вряд ли задумывались над значением того или иного узора. Потому что они делали то, что переняли от своих бабушек. Так положено, и все, — говорит Даурова.
Но на самом деле в старину орнаменты имели особое, магическое значение.
Растительный орнамент — это символ жизни, поэтому характерен для женского костюма многих народов. Но главный женский символ осетинок — это змееногая крылатая богиня Апи. Она символизирует единство трех сфер: воды, земли и неба. Образ пришел из скифского эпоса. На шелковых платках часто встречаются символы богини.
— Наиболее распространенный рисунок — это комбинированный орнамент. Фигура Апи представлена в виде треугольника или ромба, соединенного с растительным узором — бутоном или листьями, — объясняет Залина. — Образ богини часто стилизован в виде полукруга, распустившегося цветка: лепестки и листья обязательно устремлены вверх, к небу — в божественную сферу, а стебель цветка расшит треугольниками или ромбами, он завершает образ змееногой покровительницы. Целиком фигуру Апи на платке передать нельзя, потому что на основе платка — сетке — невозможно вышить круг или полукруглый солярный символ. Более полную форму можно рассмотреть на праздничной одежде осетинок.
Филейное плетение — это сетка, так что платки осетинки украшали ромбами, изломанными линиями, крестиками, квадратами.
— Ромб в верованиях осетин означает плодородие — но не только урожай злаков и плодов. Он ассоциируется с деторождением, стабильностью и богатством. До сих пор осетины фасады домов декорируют ромбами, выстраивая их из белого кирпича, — отмечает мастерица.
Квадрат означает четыре части света и четыре времени года. Треугольник символизирует священное для осетин число три. Три круглых пирога означают в культуре осетин Бога — бесконечную Вселенную, солнце как вечный источник жизни и землю.
Комбинации разных фигур — это магический оберег. Например, квадрат и три треугольника защищают владельца в любой точке мира и в любое время года. Если вы увидите на платке осетинки квадрат и один треугольник, знайте, что квадрат обеспечивает владелице стабильность в жизни, а треугольник защищает от нечистой силы и привлекает удачу.
— Вот посмотрите, это великолепно сохранившийся платок моей свекрови, сплетен примерно в конце XIX — начале ХХ века, — Залина расстилает двухметровую квадратную шаль жемчужного оттенка. — Здесь присутствуют ромбы разной формы. Их главное предназначение — приумножение рода, семьи. Встречаются производные от круга — кресты, они выполняют на женском платке роль солярных символов.
Залина разворачивает платок противоположной стороной и показывает другие узоры: листики в виде ромба и гексаграмму — звезду Давида, универсальный знак, который встречается у многих народов и который легко вшить в клетку.
О чем расскажет платок
Осетинку в старину невозможно было представить без головного убора — платка или косынки. Считалось, что волосы подвержены влиянию нечистой силы, через них передается сглаз и порча. Платок — элемент не только земной, бытовой, он являлся олицетворением сакральной, надземной жизни.
— Когда я вышла замуж, была еще жива мама моей свекрови, и она мне сделала замечание, потому что я повязала косынку, но прядь волос не убрала. Я, как молодая невеста, завязывала ее кокетливо, но она меня предупредила, что волосы должны быть полностью спрятаны косынкой, чтобы меня не сглазили, — воспоминает Залина.
Шелковый платок был предметом роскоши, но носить его могли и дворянки, и крестьянки.
— Осетинское общество было демократичным, и в Осетии с особым почетом относились к женщине, поэтому запретительные меры, которые существовали в отношении мужчин из разных сословий, на женщин не распространялись. Например, черкеску белого цвета могли себе позволить только дворяне, но никто не мог запретить девушке из небогатой семьи надеть шелковый платок, если она сумела его сплести.
Статус могло выдать лишь богатство убранства: чем мельче клетка и больше рисунков, тем платок дороже. Однако орнамент на платке не был регламентирован сословным положением. Влиял на количество вышивки только возраст: чем старше женщина, тем меньше орнамента. Женщины в трауре надевали черные или коричневые платки, допускался небогатый орнамент. Форма платка — треугольная или прямоугольная — не играла никакой роли. Лишь в свадебной обрядности на невесту надевали сразу два прямоугольных платка: одним покрывали голову и лицо, вторым накрывали шапочку невесты, а концы платка спускали вниз на плечи. Таким образом удваивался символ квадрата — двойная защита.
С 1960−1970 годов невесты стали заменять платки фабричной фатой круглой или овальной формы. Но современные невесты вновь заказывают квадратные шелковые платки — и обязательно с инициалами. Есть спрос и есть умелицы, поэтому старое искусство не будет потеряно, считает Залина.